Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 13 (7626) 3 - 9 апреля 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрСказки нажали на газV Театральный фестиваль "Я-мал, привет!" Наталия КАМИНСКАЯ
Сказочный театральный фестиваль "Я-мал, привет!" отметил свою пятую годовщину. Еще совсем недавно в городе Новом Уренгое слово "театр" почти не употребляли. Вообще, на Ямале театров нет - ни в Надыме, ни в Салехарде. В Новом же Уренгое, в этой северной газовой столице, человек по имени Надежда Шагрова, являющаяся директором культурно-спортивного центра "Газодобытчик", однажды решила, что не шоу единым жив человек. И стала собирать под крышей этого КСЦ театр. Решено было, что театр будет для детей - им это особенно нужно. Нашли артистов, поначалу самодеятельных, придумали название "Кулиска", позвали режиссера, художника и стали делать спектакли. А потом Шагрова встретилась с тогдашним директором Старооскольского театра для детей и молодежи Олегом Лабозиным, и они вместе сочинили театральный фестиваль сказки. Морозоустойчивые детиГде имение, где наводнение? Старый Оскол и Новый Уренгой до этой судьбоносной задумки, как говорится, никогда не встречались. Но предприимчивые и неравнодушные люди имеют обыкновение пересекаться и сочинять самые неожиданные проекты. Идея оказалась вполне маркетинговой и одновременно весьма романтической. "Кулиска" еще делала не очень твердые профессиональные шаги, а тут со всех концов России в заснеженный город, где температура минус 20 градусов считается несерьезной, начали свозить спектакли для детей. Народ пошел, притом народ весьма разношерстный и в большинстве своем имеющий об искусстве театра самые отдаленные представления. Речь, конечно, о родителях. О тех, кто приезжает сюда на заработки со всех концов бывшего СССР. Едут работать в тундре, в лютый мороз, на газодобыче, понятное дело, в основном не из столиц и в большинстве - простой рабочий люд. Более пяти лет приезжим здесь жить не рекомендуется - нехватка кислорода в приполярном воздухе сказывается на сосудах, и при более длительных сроках пребывания в организме могут произойти необратимые изменения. В течение пяти лет мужчины вкалывают на вышках, женщины работают в городе, а детишек отдают в садики и школы. Потом, подкопив денег, уезжают, а на их место приезжают другие. Новый Уренгой - город детей, магазины игрушек здесь, почти как продовольственные, чуть ли не в каждом втором жилом здании. Ледяные горки, детские площадки... В "Газодобытчике" полным-полно спортивных секций, хореографических и музыкальных студий. Есть и театральные кружки - они, кстати, играют программу спектаклей, сопутствующую основной, фестивальной.
Здесь, в удалении от большой земли, развилась целая индустрия эстрадных шоу и празднеств. Речь не о гастролерах из столицы, которые летают сюда охотно и уезжают довольные. А о местных изготовителях стихов и песен, всяческих композиций и сцен, в том числе патриотического содержания - про суровый край, газовую житницу, форпост благосостояния Родины, про романтику трудных дорог и холодных ветров etc... Мощно, надо сказать, поставлено дело. Встречаются даже недурные мелодические образчики, а также недешево и весьма эффектно обставленные действа. В частности, на открытии ежегодного Праздника народов Севера, проходившего в дни фестиваля, довелось все это видеть и слышать. Местами даже с угрозой полной потери слуха, ибо децибел здесь не жалеют. Вот на следующий день, когда праздник шагнул на снежные улицы города, все было куда более мирно и экзотично. По льду, сковавшему озеро, желающих возили на нартах, запряженных оленями. Олени в это предвесеннее время года, надо сказать, имеют не лучший вид - одни линяют, другие меняют рога. Увидела одного такого, с единственным ветвистым рогом и испуганными глазами, тут же впала в неизъяснимую жалость. Но мне объяснили - олень молод и здоров, просто идет весенняя смена красоты и гордости, а она, согласно законам природы, не всегда симметрична. На площади красовались чумы, а между ними шла бойкая торговля : украшения из бисера и оленьего меха, деревянные поделки, унты и песцовые шапки, стоящие бешеных денег... На отдельных лотках - рыба, сырая мороженная (для строганины, хорошего, надо сказать, лакомства) и копченая. Самые ценные - муксун и нельма, большие, мясистые, жирные и весьма нежные на вкус. На специально сколоченных помостах ненцы в расшитых орнаментом кухлянках и капюшонах, отороченных мехом, демонстрировали национальные виды единоборств. Впечатлил голый по пояс и босой мужчина, который карабкался вверх по совершенно обледенелому столбу. И ведь долез и сорвал с вершины столба разноцветные унты и рукавицы. Все это, конечно, в некоторой степени, сувенирные радости. Так, собственно, происходит и во всем мире с малыми народами - их труднейший быт на праздниках представлен отборочно и по возможности максимально красочно. Накануне делегацию фестиваля, куда вошли режиссеры, художники, драматурги и критики, любезно принимал у себя мэр Нового Уренгоя И.Костогриз. Он рассказал много интересного. Например, такая подробность. Как теперь выясняется, город был 33 года назад заложен не совсем там, где мог бы быть заложен, - в 80 километрах от большой реки, где природные условия гораздо лучше. Видимо, как только нашли первое месторождение газа, так на том месте и закрепились. А нашли его, между прочим, 06.06. 1976 года. В общем, одни шестерки, нехорошие цифры. Однако, несмотря на суровые погодные условия, город производит жизнерадостное впечатление. Дома раскрашены в яркие цвета: желтый, синий, зеленый, оранжевый. Люди энергичны и преисполнены непоказного местного патриотизма, что неудивительно - и трудности, и удаленность от большой земли сплачивают. Население, как уже упоминалось, - это целый маленький Вавилон. А вот коренных ненецких семей в черте города всего 130. Ненцы предпочитают жить в тундре и заниматься своими исконными делами - оленеводством и рыболовством. Мэр поведал, как опрометчивы бывают благие деяния цивилизованных людей по отношению к аборигенам. Решили однажды забирать рожениц из чумов, направлять их в роддома и там вместе с родившимися младенцами содержать некоторое время. Так вот именно эти женщины и дети, возвратившись из навязанного "рая", потом долго болели. А те, что, на наш взгляд, рожают в совершенно немыслимых условиях, - ничего, прекрасно себя чувствуют. Новый Уренгой, по словам И.Костогриза, растет, несмотря на текучесть кадров. Привел самое яркое и самое печальное свидетельство этого факта - местное кладбище неуклонно расширяется. От грустного быстро перешли к духоподъемному. Город собирается менять архитектурную концепцию. Раньше его строили исключительно ради жилья и необходимых человеку услуг, а теперь пришла пора придумывать архитектурные комплексы, делать красоту. Авось, и местный театр выпорхнет однажды из-под крыши "Газодобытчика" и обретет собственное здание. Разговор об этом идет всеръез. Повторю, "Кулиска" и сейчас - единственный на всем Ямале театр. К тому же благодаря фестивалю и открывшимся связям с "большой театральной землей", он за эти годы очень заметно вырос в профессиональном плане. В рюкзаке и в чемоданеСобственно, он нынче и название поменял, именуется как Театральное объединение "Северная сцена". Объединяет кукольные спектакли и драматические, работает в основном для детей, но регулярно пробует и взрослые постановки. Так, на этот раз местный театр открыл фестиваль спектаклем "Сказка о рыбаке и рыбке". А завершил внеконкурсным показом пьесы журналиста Н.Мошиной "Остров Рикоту". Сказка оказалась не очень-то конкурентоспособной на фоне привезенных спектаклей. Режиссер В.Колядич решил, что старика со старухой и золотой рыбки маловато будет, и вывел на сцену самого Александра Сергеевича, да вдобавок Арину Родионовну, и еще дворовую девку. Люди толклись на сцене вперемешку с куклами, к слову, милыми и изобретательными (художник Н.Забродина). Пушкин, натурально в бакенбардах и сюртуке, на наших глазах "вдохновенно сочинял сказку", и выглядело это наивно и досадно, замедляло сюжет: пока запишет строчку гусиным пером, пока оживут на ширме персонажи, соскучиться успеешь. Буквально через день артист А.Шашилов, участник проекта "Домашний театр" при знаменитом московском Театре "Тень", тоже показал спектакль о процессе творчества. Как водится, у его учителей И.Эпельбаума и М.Краснопольской, с юмором, не переходящим в издевку, но и не позволяющим впасть в нудный буквализм. В моноспектакле Rachmaninoff's Hands" ("Руки Рахманинова") два главных действующих лица: руки артиста и музыка Сергея Рахманинова, в частности, 2-й фортепианный концерт. Нам все же пытаются приоткрыть тайну сочинительства: звучит аккорд, и перо вырывается из рук "автора", начиная свою невероятную самостоятельную жизнь; скомканные нотные листы летят на пол; пальцы артиста (он как бы и Рахманинов) исполняют балетные дуэты... Но тут же - один подвох за другим: документальные фотографии великого композитора, чьи руки демонстрируют фигуры, подозрительно смахивающие на фокусы домашнего теневого театра; нудный голос лекторши, сообщающей какую-то историко-научную дребедень, и т.д. Легкое, изобретательное зрелище А.Шашилова (режиссер А.Ледуховский) выдает и влюбленность в музыку, и вдохновение, и рефлексию в адрес собственных стереотипов мышления, и веселую жажду игры, и признание за творчеством права на тайну. Фестивальные спектакли, при всем их разнообразии, представили два полюса отношения к театру вообще и к детскому в частности. На одном из них - откровенное игровое начало, подразумевающее и веселую иронию по отношению к литературному оригиналу, и свободу организации театрального пространства, и прямое общение с залом. Так, известный человек-театр, эстонец Хейно Сельяма вообще возит все свое в чемодане. Его детище так и называется - "Театр в чемодане". Хейно открывает его на глазах у детишек и, беседуя с ними умнее всякого психолога, достает простых кукол, раскладывает красивые картинки, тут же поет, играет на гитаре, а в результате - разыгрывает сказку "Спящая красавица". Отец пятерых детей, этот удивительный человек знает какой-то секрет детского художественного восприятия, не поддающийся алгебраическому анализу. Еще один иностранец, англичанин Ги Холланд подружился с Зеленоградским театром "Ведогонь", и плод их совместного творчества, спектакль "Медвежонок в рюкзаке" - еще один забавный пример игры с участием зала. В то же время дело происходит на сцене, в декорациях (художник К.Данилов), где один замечательный артист В.Семеин и плюшевый медведь совершают опасное путешествие. Артист "рассказывает" сказку трижды, причем второй раз он играет пантомиму, а в третий - вызывает на сцену маленького зрителя, который с помощью подсказок медвежонка (голосом актрисы А.Хуснутдиновой) проживает эту историю о дружбе и преданности еще раз. Ги Холланд дал в дни фестиваля мастер-класс по технике и психологии общения с маленьким зрителем. К слову, российским деятелям искусства опора на научные знания, точное просчитывание реакций не свойственны, более того - чужды. Нам стихия симпатичнее. А между тем в английско-русском спектакле совсем не чувствуется натуги, напротив, происходит, как любили говорить в советские времена, взаимное обогащение. Муниципальный театр драмы имени А.Савина из города Лысьвы показал сказку М.Бартенева "Про того, который ходил страху учиться". Как в большинстве пьес этого автора, здесь в невообразимый клубок сплетаются парафразы многих сказочных сюжетов, да еще и диалоги изобилуют словесной игрой. Но молодой режиссер Т.Насиров и художник О.Попова превращают в игровое преимущество то, что при других обстоятельствах могло бы стать постановочным бедствием. Артисты играют легко, остроумно, местами пародийно и, главное, азартно. Их удовольствие от игры немедленно сообщается залу. А теперь вспомним о другом полюсе, где десятилетиями рождаются среднестатистические детские спектакли. Они могут быть хуже или лучше, но годы не меняют ни их эстетики, ни их смыслового посыла. Так, "Лягушонок и море" В.Павловскиса, кукольный спектакль Краснотурьинского театра, очень красив, местами весел, но в целом "вылился в длинное и многословное, с "шутками-прибаутками" действо про настоящую дружбу". Куклы С.Бекетовой хороши и составили бы дивное подводное царство, если бы мизансцены и кукловождение были хоть чуточку виртуознее (режиссер В.Савин). Но когда они просто зависают в воздухе и "скрипят" придуманными голосами, невольно думаешь: простые, талантливо оживленные игрушки из домашней коробки были бы лучше. Единственным спектаклем большой формы стала на фестивале "Сказка о белокурой Фее и китайском императоре" Вологодского ТЮЗа в постановке Бориса Гранатова. Спектакль, виденный мной ранее в Вологде, привлек не только красотой декораций и костюмов (Е.Сенатова, О.Резниченко), но, главным образом, обаятельной двойной игрой. Тут внешне подавался китайский театр с его статуарностью и изысканными позами, а изнутри артисты давали волю чисто российскому стебу. Увы, в чужом зале "Газодобытчика" стеб исчез, уступив место плоскому форсированию голоса. Вот ведь какая тонкая материя этот самый процесс творчества, если примитивные децибелы могут превратить тонкую игру в грубое притворство. Напишем, нарисуем - будем житьЗа пять лет фестиваль оброс сопутствующими мероприятиями, которые, в конечном счете, значительно подняли его планку. Так, целую коллекцию российской глиняной игрушки привезла из Старого Оскола Татьяна Брыжик. Мастер-классы здесь, как, быть может, нигде, - не просто строка в плане, а глоток живительной влаги. "Сценическое движение. Степ" трижды за пять дней преподал завкафедрой пластики Екатеринбургского театрального института Вячеслав Белоусов. Впервые проведен мастер-класс по сценографии, на который к доценту Школы-студии МХАТа Ивану Миляеву пришли не только художники, но и педагоги местных художественных школ со своими учениками. Вместе с Олегом Каторгиным, который постоянно оформляет спектакли уренгойского театра, и сценографами - участниками фестиваля И.Миляев предпринял мозговой штурм - в то время как готовились к показу театрализованные читки новых пьес, художники уже рисовали эскизы воображаемых спектаклей. Читки-показы - еще одно бесценное достижение фестиваля. Уже третий год "Я-мал, привет!" выпускает сборники пьес и определяет победителей, а нынче два молодых московских режиссера - Полина Стружкова и Юрий Муравицкий - успели поставить в приближенном виде два драматургических сочинения: соответственно "Мешочек соли" А.Чубаровой, И.Егоровой и "Зимы не будет" Ю.Ольшанского. Показы вышли профессиональными и остроумными. Тот же Муравицкий является режиссером спектакля "Остров Рикоту". Этот его первый полноценный опыт работы с уренгойским театром оказался хорошей заявкой: внятный современный язык, умная сценография О.Каторгина, осмысленный актерский ансамбль. Нынче Новоуренгойский фестиваль сказки прошел при финансовой поддержке СТД России. И АССИТЕЖ (Международная ассоциация детских театров) принял его в свои ряды. Также в рубрике:
|