Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 35 (7648) 11 сентября - 17 сентября 2008г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Курсив мой

Очень неудобный человек

Актуален ли сегодня великий романист

ПОСЛЕ ТОЛСТОГО

Елена ГАРЕВСКАЯ
Татьяна КОВАЛЕВА


9 сентября исполнилось 180 лет со дня рождения Льва Николаевича Толстого. В современных энциклопедиях и словарях он по-прежнему фигурирует как "великий русский писатель". Те, кому сегодня 50 и более, могут припомнить, что еще он был "зеркалом русской революции", а также "глыбой" и "матерым человечищем". Если задаться вопросом, а что такое Толстой сегодня, обнаружится следующее.Во-первых, Толстой продолжает представлять Россию в мире. Причем входит в число мировых стратегических ресурсов. Его смело можно ставить в ряд: нефть, газ, металл, Толстой, Достоевский. Во-вторых, он остается знаковой фигурой для сегодняшней литературной России с точки зрения выстраивания писательской стратегии. Кто только ему не подражал! Однако еще не для одного поколения писателей будет бить этот живительный источник. В-третьих, помимо изумительной, временами непонятно как сделанной прозы, Толстой оставил нам подарок, который особенно актуален сегодня. Название подарку еще в конце 20-х годов прошлого века придумал Виктор Шкловский. Речь о приеме остранения. Он обнаружил у Толстого прием, когда тот описывает вещи как только что увиденные, он не называет их, а перечисляет их признаки. К примеру, он не пишет "береза", а: "большое кудрявое дерево с ярко белым стволом и ветками". В этом нет никакой художественной вычурности, это попытка взглянуть на мир промытым взглядом.Остранение в сегодняшнем задымленном многочисленными пиар-акциями, политическими технологиями и имиджевыми кампаниями мире актуально так же, как и в начале века прошлого. Если бы сегодня мы попытались не просто произносить "Россия", а описать это понятие как впервые увиденное, многое бы встало на свои места, и мы двигались бы в сторону рационализации жизнии торжества любви. Толстой мечтал об этом. Эту мечту он оставил и нам.С вопросом "Что такое Лев Толстой для вас?" мы обратились к известным литераторам, а также к студентам старших курсов гуманитарных факультетов ведущих московских вузов.

Лев АННИНСКИЙ, литературный критик :

Л.Н.Тостой. Фото С.Прокудина-Горского. 1908 г.

- Не буду оригинален: Лев Толстой сегодня - хрестоматийный автор, навсегда вписавший "Войну и мир" в русскую душу, а русскую душу - в мировую историю. Это - первое, главное, непреходящее, чем он жив и сегодня. Я знаю девочку, которая, едва освоив грамоту, пыталась читать "Войну и мир", выбирая все про мир и пропуская войну. Эту книгу можно, стало быть, осваивать и в 7 лет. Можно в 17 - по школьной программе. Можно в 27, в 37, в 77... Единственное, что для этого нужно: чувствовать себя русским.

Еще Толстой - богоборец и богоискатель. Автор "Исповеди", проповедник неосуществимых правил жизни, переписывавший Евангелие и споривший с Церковью. В нынешних условиях, когда эпоха вновь переложила рули - с атеизма на религию и православие претендует собрать народ, разбегающийся из-под рухнувших знамен коммунизма, Толстой может быть перечитан как учитель веры. Перечитан и теми, и этими.

И, наконец, третье. Как учитель жизни, Толстой таит в себе опыт конкретных действий в ситуациях, ударивших нас сегодня, и мы ищем у него спасительных советов.

Мы перечитываем "Севастопольские рассказы".

"...Это было чувство, как будто похожее на раскаяние, стыд и злобу. Почти каждый солдат, взглянув на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился врагам".

Перечитываем "Кавказского пленника" (я его периодически перечитываю - то в связи с маканинским ремейком "Кавказский пленный", то в связи с киноверсиями Бодрова-старшего и Алексея Учителя).

"Дина присела на корточки, свесилась, монисты висят, болтаются над ямой. Глазенки так и блестят, как звездочки; вынула из рукава две сырные лепешки...

- Иван! тебя убить хотят... А мне тебя жалко..."

Перечитываем "Хаджи-Мурата":

"...Все милиционеры, как охотник над убитым зверем, собрались над телами Хаджи-Мурата и его людей... и в пороховом дыму стоявшие в кустах, весело разговаривая, торжествовали свою победу".

Мне невесело перечитывать это. Ничего торжественного, никакой победоносности. Раскаяние, стыд, злоба? Нет... И тех жалко, и этих жалко.

Чем может нам помочь классик? Не в его силах предотвратить ход событий, может быть, роковой. Но - помочь нам выдержать неотвратимое...

Дмитрий БАВИЛЬСКИЙ, литературный критик, писатель :

- Лев Толстой обобщил опыт предшественников и современников, создав и закрепив своим образом парадигму "писателя-классика". И если до него великие прозаики рознились, каждый на особицу, то жизнь и творчество Льва Толстого задали направление для всех последующих писателей. Понятно ведь, что без Толстого не было бы, например, Солженицына. Впрочем, как и Шолохова. Впрочем, как и всей прочей советской классики, укрывавшейся в Переделкине на манер жизни Льва Николаевича в Ясной Поляне. Не было бы писателей-деревенщиков, много чем обязанных и Тургеневу, но вот боль за народ и ответственность перед народом, вместо душеподъемных описаний полян да лужаек - это у них от Толстого.

В Толстом есть все, характеризующее "фигуру из учебника" - от активной правозащитности и демонстративного инакомыслия до понимания значения пиар-стратегий и попыток построить универсальные, обобщающие структуры. Толстой и был таким деятелем, что, возможно, впервые в русской истории, создал обобщенный образ России и "русского", прозой своей поставив купол над всеми этими понятиями и явлениями. "Война и мир" - универсальный эпос, главный русский роман, выполнивший функцию гегелевской философской системы. Лев Толстой и есть наш отечественный Гегель, задавший направление дальнейшему развитию русской цивилизации.

Мне-то, конечно, по душе и по уму больше нравится Достоевский. Вот это уж точно - "нечеловеческая музыка", когда непонятно, как это сделано и как написано, когда тексты оказываются средостеньем, розой ветров, сочетающих такое количество проблем и "корневых метафор", что голова идет кругом. А вот с Толстым все как бы более понятно. В том смысле, что человек и ничто человеческое ему не чуждо. Услада для литературоведов, Лев Николаевич очень легко раскладывается на составляющие, темы и лейтмотивы, технические особенности построения. Другое дело, что это сейчас, задним временем и умом, все это расчленить и вычленить достаточно легко и приятно. А вот придумать... Тот же самый монтаж сцен в "Войне и мире", предвосхитивший всю дальнейшую кинематографическую поэтику - плод гениального и прозорливого ума.

Павел БАСИНСКИЙ, литературный критик, писатель :

- Я очень пристально слежу за всем, что касается Льва Толстого, и то, что сегодня происходит, - это, на мой взгляд, наша национальная вина и, может быть, даже позор. Льву Николаевичу 9 сентября исполняется 180 лет. И что же? Практически никаких мероприятий! По сути, юбилей проходит незамеченным. Ну в Ясной Поляне благодаря усилиям праправнука Владимира Толстого будут писательские чтения и какие-то торжества, где-то еще что-то, но так, чтобы дата отмечалась по всей стране - этого не чувствуется. И это стыдно.

Потому что во всем мире наблюдается бум интереса к Толстому. Издаются абсолютно новые переводы романов, публицистики и даже писем. Толстого переводят заново в Японии, Франции, Испании. На английском языке только сейчас вышло два новых перевода "Войны и мира", выпущенных в Англии и США. Когда Владимир Толстой читал лекции в Токио, то собирал 5 тысяч студентов. Вы можете себе представить сегодня такое в России?

Хотя совершенно очевидно, что Лев Толстой - это первый мировой писатель. В прозе ему нет равных никого. Второй, кого можно поставить с ним рядом, - Достоевский. И это так и есть. Это два первых апостола. Как Петр и Павел в христианской церкви. То есть оба первые. В мире это понимают.

У нас же поразительная ситуация. Вот идет опрос под названием "Лицо России". Толстой там где-то на 25-м месте!

Ясно, что личность Толстого неугодна власти. Во-первых, из-за его разногласий с Церковью, с которой государство теперь старается очень дружить. Во-вторых, не нравится, что Толстой категорически не принимал никаких силовых решений в политике. А сейчас это не модно. И потому Толстой оказался сегодня как-то неудобен. Я понимаю государственные задачи, но то, что Толстой в сегодняшней России неуместен, ужасно для всех нас. Ибо его 180-летие должно бы отмечаться невероятно широко. Представьте, умолчание вокруг юбилея Шекспира в Великобритании или то, что итальянцы забыли о юбилее Леонардо да Винчи. А Толстой - это наш Леонардо да Винчи. Как художник он занимает в прозе такое же место, как Леонардо да Винчи в живописи. И все его ошибки и так называемые заблуждения тут никакой роли не играют. Надо просто читать его и пытаться понять, что хотел он сказать и донести нам. Это разделение, что он хороший художник и неважный мыслитель, - полная чушь, идущая от Ленина. Но у нас до сих пор на эту тему вовсю спекулируют.

А вспомним хотя бы то, что его философия определила такого гиганта, как Махатма Ганди, перевернувшего Индию, и вся страна стала жить по-другому. Ничего себе "слабый мыслитель"! Толстой - великий мыслитель. И то, что сегодня у нас так относятся к нему, - это наша беда. А его значение? Ну какое значение у писателя номер 1 в мире? Такое оно есть и будет всегда.

К сожалению, у нас нет достойной популярной биографии Толстого. Лучшая книга о нем написана французом Анри Труайя. Потому что то, что написал Виктор Шкловский, больше имеет отношение к нему самому, к его формальному методу и его отношению к литературе, но читать как биографию Толстого это нельзя.

Я Толстого боготворю, это мой бог. А "Анну Каренину" считаю самым великим романом из всех когда-либо написанных. Лучшее чтение - его дневники и письма. Впрочем, у Толстого надо читать все. Хотя нынешним молодым людям читать его, наверное, сложно. В Толстого надо погружаться, а у них иной формат восприятия. Может быть, надо начинать с коротких произведений, "Хаджи-Мурата", например, - его великой закатной вещи. Или с "Севастопольских рассказов" и трилогии "Детство. Отрочество. Юность". И обязательно прочитать потом "Войну и мир".

А о нем лучше всего читать записи людей, которые были ему близки, - секретаря Булгакова, домашнего доктора Маковицкого. Я сейчас перечитываю воспоминания музыканта Гольденвейзера, очень дружившего с Толстым, и получаю огромную радость. У Толстого нет случайных слов, у него все умно, все очень мудро. К тому же в 82 года он обладал завидным чувством юмора.

Дмитрий ЕРУСАЛИМСКИЙ, студент МГУ имени Ломоносова :

- Никогда не любил персонажей Толстого. Одни не вызывали у меня уважения, другие просто казались неправдоподобными.

Про Анну Каренину один из преподавателей литературы на журфаке МГУ сказал, что, если бы каждая женщина с подобными проблемами бросалась под поезд, поезда бы уже не ходили. Конечно, говорил он и о достоинствах творчества Толстого, но из лекции мне ближе всего оказались именно эти слова. Никогда не понимал, зачем героизировать ту, кто ставит любовника выше мужа (который, к слову, не казался мне плохим человеком) и, главное, собственного ребенка. Не вызывала у меня доверия и Наташа Ростова, не дождавшаяся Болконского.

Идеалы, к которым приходят мужские персонажи Толстого, особого доверия у меня не вызывали. Работа в поле с крестьянами, на мой взгляд, способна облагородить далеко не каждого, а жалость, которую в "Смерти Ивана Ильича" Толстой представляет способом победить смерть, мне вообще не кажется благородным чувством.

В отношении Толстого к религии мне нравится то, что он отделял веру от религии официальной, но в целом желания немедленно принять православие у меня его книги не вызвали.

Естественно, я не собираюсь отрицать значимость Толстого как классика. Но сказать, что его творчество нашло понимание лично у меня, не могу.

Cергей ЛУКЬЯНЕНКО, писатель-фантаст :

- К Льву Толстому у меня довольно спокойное отношение. Он для меня больше философ и мыслитель, чем писатель. Видимо, это произошло из-за школы, где любовь к книгам Толстого блистательно отбили, и для меня она стала платонической и без взаимности. Толстой представляется мне писателем гораздо более взрослым. Думаю, читать его в подростковом возрасте все-таки преждевременно и далеко не всегда полезно. Он слишком серьезен для школьной программы. И если туда что-то и включать из него, то, конечно, не глобальные вещи.

Хотя книги, которые Лев Николаевич писал для крестьянских детей, на мой взгляд, достаточно литературно слабы. Может быть, из-за того, что это была литература, обращенная к народным масса и сознательно упрощенная. Это, разумеется, у современного ребенка не вызовет интереса. Трилогия "Детство. Отрочество. Юность" тоже не производит на меня впечатления той гениальности, которую хотелось бы увидеть.

Каждому автору - свое время, и человек приходит к нему в тот момент, когда ему хочется и когда в этом есть потребность.

Да и заставлять читать насильно нельзя. Чтение настолько интимный и личностный процесс, что присутствие "обязаловки" его разрушает и вызывает отвращение. У меня масса серьезных писателей, которых я запоем читал в детстве. Это Диккенс, Гюго, Чехов, Куприн - их я начал узнавать не ради уроков, а ради интереса, и они любимыми остаются до сих пор. Но с Толстым так почему-то не случилось. Он и, может быть, в меньшей мере Достоевский всегда ассоциировались у меня с непременными сочинениями и разговорами о раскрытии того или иного образа.

Я считаю, что Толстой в школе - это верный способ надолго, если не навсегда, отучить человека его читать. Вот я многие годы пытаюсь себя перебороть и заставить перечитать ту же "Войну и мир" или "Анну Каренину", но вкус к Толстому благодаря школьной программе потерян хорошо и надолго. Лучше всего было бы запретить Толстого для чтения детям, тогда бы дети его обязательно читали.

Лев РУБИНШТЕЙН, поэт, эссеист :

- Мое отношение к общепринятым классикам, как и у каждого активно читающего человека, с возрастом меняется. Сначала мы любим одного писателя, потом перестаем любить, а нам начинает нравиться тот, кто еще недавно вызывал аллергию. Я считаю, что классика - это не то, что мы читаем, а то, что перечитываем. Индексом перечитываемости может измеряться степень классичности того или иного писателя. У меня сравнительно недавно начисто пропал интерес к Достоевскому. А Толстого я перечитываю бесконечно. Прошлым летом, например, я перечитал "Анну Каренину", получил просто физическое удовольствие. Там есть страницы, от которых у меня волосы вставали дыбом, и я понимал, что они написаны не человеком.

Мне кажется, что Толстой чрезвычайно актуален сегодня. Совсем недавно я перечитал "Хаджи-Мурата", это вещь, написанная как бы вчера, я не говорю о том, как она написана. То, что те, кто принимает решения о вводах и выводах войск, не читают русскую классику, составляет очень серьезную проблему. Лев Толстой из писателей прошлого для меня, безусловно, писатель номер один.

Толстой - очень неудобный человек. Сегодня он в гораздо меньшей степени является брэндом, чем, скажем, Пушкин. Удобен он был только однажды - во время Великой Отечественной войны. Тогда власти стали пропагандировать "Войну и мир", причем не целиком, а самые героические ее страницы. Целиком и не получилось бы, потому что главный пафос эпопеи совершенно пацифистский. Сейчас "Война и мир" не работает, главным произведением Толстого на сегодняшний день оказывается "Хаджи-Мурат".

Толстой был больше других дистанцирован от власти, от империи, от церкви, которую он справедливо воспринимал как институт государства. Его роль для тех, кто свои жизненные установки и устремления координирует с литературой, сегодня чрезвычайно велика.

Диана СОЛОБУТО, студентка Института иностранных языков имени Мориса Тореза :

- Когда впервые берешь его книги в школе, они оставляют тяжелое впечатление некой нагроможденности. В них столько всего - и тонкая психология героев, и причудливые повороты сюжета, и поразительная историческая достоверность, так редко встречающаяся среди писателей. Поэтому в школьном возрасте эти произведения воспринимаются тяжело и многим кажутся скучными. Но проходит время, происходит переосмысление ценностей, и многие произведения хочется перечитать заново. Тогда они раскрываются для тебя совершенно в другом свете - удивительный, глубокий и взрослый мир, наш мир, с такими же радостями и печалями, с духовными исканиями. И самого автора - Льва Николаевича - рассматриваешь совсем по-другому: не как занудного старца, читающего нравоучения, а как человека, который всю жизнь искал свой путь, все время хотел что-то изменить в существующей действительности, что-то показать на примере своей жизни и, по моему мнению, так и не нашел этого пути. Сначала он раскрывался и приближался к людям, затем безмерно отдалялся от них. Так, и последние часы свои он провел вдали от семьи и близких. Он нес свой крест, предназначенный ему свыше, но так и не почувствовал удовлетворения от своих духовных исканий.

Владимир СОРОКИН, писатель :

- Лев Николаевич Толстой для меня является неким базисом и фундаментом, на который можно опереться, встать , как на камень, если ты пишешь по-русски, и то, что ты пишешь, называется "проза". Как для музыканта существует хорошо темперированный клавир Баха - основа системы музыкальных координат, отправная точка и одновременно основание здания музыкального, так и для меня Дом русской прозы стоит во многом на Толстом.

Я люблю Толстого не только как великолепного мастера по созданию достовернейших миров на бумаге, но еще и очень люблю и ценю его образ жизни. Я люблю его частную жизнь не меньше его литературы, я просто живу ею иногда, как бы снова проживаю его жизнь. Читать его Дневники, дневники его жены, воспоминания детей, его помощников и сподвижников - не меньшее удовольствие, чем читать "Хаджи-Мурата" и "Войну и мир".

Лев Николаевич ввалился в мою жизнь лет в 16 и, думаю, вывалится из нее теперь уже только со смертью. Его мощь завораживает и вдохновляет. Чехов сказал, что ему легко писать, сознавая, что где-то рядом живет и пишет Толстой. Вот и сегодня легко писать русскому прозаику, зная, что есть такой русский писатель, белобородый, рассудительный и непредсказуемый, основательный и ранимый, самоуверенный и сомневающийся, проницательный и заблуждающийся, - Лев Николаевич Толстой.

Он умел любить не только книги, но и людей.

Мария ТОКМАШЕВА, студентка РГСУ :

- Любовь к великому русскому писателю Льву Николаевичу Толстому у многих моих сверстников заканчивается там, где, по логике, она должна начаться, - в школе. За неделю проходят четырехтомную эпопею, классический русский роман-бренд, формирующий отношение иностранцев к русской литературе в частности и русской душе в целом. "Война и мир" действительно - образец такого романа: в меру философских заключений, классический русский язык, огромная временная протяженность и большое количество героев. Но в школе нам прививают не чуткое отношение к изумительному по красоте языку, а к стереотипному мышлению. Именно так мы изучаем толстовских героев, которые проходят для нас в виде тем для школьных сочинений: Тихон Щербатый и Платон Каратаев, Элен Курагина и Наташа Ростова, Андрей Болконский и Пьер Безухов. Мужчины у Толстого, как правило, мужественны, красивы и самоотверженны одновременно. Женщинам дано только одно: либо красота, либо мудрость, либо веселый нрав. Роман Толстого - это по большому счету взгляд на историю и на роль людей в этой истории, типично русский, патриархальный. Поэтому временами он кажется архаичным, а сами герои очень предсказуемыми.

Вряд ли кто-то из молодого поколения может сказать, что Толстой - его любимый писатель. Толстой слишком идеален для меня и моих сверстников. Язык слишком хорош, герои в большинстве своем положительные, а те, кому автор не симпатизирует, просто неинтересны читателю по отдельности. К тому же судьба героя - это всегда история жизненного опыта. А в этом случае молодое поколение, как правило, доверяет только собственным чувствам - оно не может просто копировать поведение толстовских персонажей. Происходит ли это от того, что изменилось время, изменилось социальное устройство общества, я даже не знаю. Скорее, просто читать Толстого нужно в другом возрасте, когда период подражания кому-либо уже сменился периодом сравнения своей социальной роли, своего жизненного опыта с какими-то известными стилями поведения. Возможно, перешагнув, например, тридцатилетний рубеж, и я уже не буду считать толстовских героев шаблонными фигурами, а проникнусь душевными идеалами своего Отечества.

Также в рубрике:

ПОСЛЕ ТОЛСТОГО

ХИТ СЕЗОНА

МЕЖДУ ДЕЛОМ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;