Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 35 (7648) 11 сентября - 17 сентября 2008г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

ЭДУАРД НАЗАРОВ: Не построишь школу - будешь строить тюрьму

Светлана ХОХРЯКОВА
Фото ИТАР-ТАСС


Эдуард НАЗАРОВ - режиссер и художник анимационного кино, президент Международного фестиваля анимационных фильмов "КРОК". Снял такие фильмы, как "Жил-был пес", "Путешествие муравья", "Про Сидорова Вову", "Мартынко". Как художник работал на картинах о Винни Пухе и именно таким придумал этого симпатичного героя, каким теперь мы его себе представляем. Наш разговор состоялся в Выборге на Кинофестивале "Окно в Европу", где Эдуард Васильевич возглавлял жюри анимационного конкурса. Сидели мы с ним в одном из городских ресторанчиков за столом, покрытым гобеленовой скатертью с изображением героев "Винни Пуха". Назаров спросил, нельзя ли купить ее. Далее последовали долгие переговоры с персоналом заведения, черед дошел до директора, которая по телефону сообщила, что, конечно же, подарит скатерть и сама придет поприветствовать своего любимого режиссера, нарисовавшего любимый ее мультфильм.

Э.Назаров с призом Международного фестиваля детского анимационного кино "Золотая рыбка"

- Документалисты уверены, что состояние дел в их сфере куда как интереснее, нежели у игровиков, в смысле наличия идей и их воплощения. А что вы думаете о благополучии анимации в этом контексте ?

- Мы зависим от сиюминутной ситуации, а тут дела обстоят не лучшим образом. Большое кино - это большое кино, а мультипликация - это для маленьких. И отношение у тех, от кого мы зависим, именно такое. В фестивальных отчетах мультипликацию, как правило, не вспоминают. Даже если это приз в Канне. Но обижаться нечего. И при распределении финансов к нам так относятся: на вот конфетку и иди отсюда, не мешай взрослым разговаривать. Финансирование идет по остаточному принципу. В сфере управления кино в очередной раз происходит смена власти, значит, "Стоп машина!" До Нового года не предвидится никакого финансирования. Я отвечаю за студию "Пилот", где состою председателем худсовета. В ближайшее время сделаем шесть-семь фильмов, и все. Больше ничего мы не запустили, потому что обещанные денежки так нам и не дали.

- А вы рассчитываете только на государственное финансирование ?

- К сожалению. Даже после большого успеха "Горы самоцветов" никто к нам не пришел и ничего не предложил. Но и мы, правда, не особо ходили и клянчили. А, видимо, надо.

- Но я-то вас спросила не столько о финансовой составляющей, сколько о состоянии умов. Что, собственно, люди, работающие в анимационном кино, могут предложить ?

- Анимация держалась всегда на том, как работают шарики и ролики. Я имею в виду не идиотские анимационные полнометражные картины, которые во всем мире идиотские. После того как Владимир Путин сказал, что надо бы о детях подумать, кинематографическое начальство кинуло финансы на детское кино и анимацию в том числе. Быстренько сообразили запустить 11 полнометражных фильмов. И где они? А с мозгами все в порядке. Молодые приходят. Другое дело, что приложить свои силы им особенно некуда. Большой студии-то нынче нет. Это раньше "Союзмультфильм" был кораблем. Сорок фильмов в год выпускал. Это была и школа, и практика одновременно, и кузница кадров. А сейчас там делается максимум три фильма.

- Те молодые, которые сегодня приходят в анимацию, что они из себя представляют ?

- Они сумасшедшие. Так всегда было. А кто еще идет в анимацию? Да и в документальное кино идут сумасшедшие.

- В документальном кино, вернее, в псевдодокументальном, можно сегодня неплохо существовать ?

- На анимации не проживешь. В анимации, как ни в каком другом виде кино, все зависит от того, каким ты родился. Почувствовать душу персонажа, а потом нарисовать его - это дано единицам. Гении вроде Юрия Норштейна - редкость. Из ВГИКа, кстати, в последнее время начинает появляться неплохая поросль, девочки очень способные. Всегда считалось, что анимация - мужское дело.

- Легко ли сегодня человеку, заканчивающему ВГИК, получить право на постановку? Каковы шансы ?

- Если будешь биться - добьешься. Кто ждет выпускника - не знаю.

- А вас ждали ?

- Да я вообще, можно сказать, с неба упал. Мне было семнадцать лет, пришел из школы и стал сыном полка. Не пошел в архитектурный, покинув экзамен, и в Антарктику не удалось уехать. Пришел на студию случайно, встретившись с Норштейном. Мы с ним в школе учились. Начинал я с того, что взял тачку и возил в ней что-то, камни таскал. С подмастерьев прошел все этапы. Но это отдельный случай. А вот с вгиковским образованием, не знаю даже, куда человеку податься. Хорошо, если он из Екатеринбурга. Там, слава богу, студия есть. Есть студия у Ивана Максимова, но он сам себе студия, куда к нему идти. Надо разогнаться и показать себя, чтобы тебе начали доверять. Тяжелое это дело.

- Вы руководите Международным фестивалем "КРОК". Где располагается российская анимация на карте мира ?

- Благодаря нашей природной смекалке наши фильмы имеют хорошую репутацию. Опять же, не будем бряцать "Оскарами".

- Велика ли утечка мозгов? Было время, когда на вопрос: "А куда подевался такой-то?", отвечали: "Да он в Канаде работает ".

- Народ бежал не откуда-то, а просто за деньгами. Надо же было как-то жить. Сейчас едут в Венгрию, Польшу. Спрос на нас есть во всем мире. Громадная биржа существует. Можно устроиться прекрасно.

- Режиссер должен сам заниматься трудоустройством? Или же можно ждать, подобно невесте .

- Все пройдет, и жизнь пройдет. Нужно самому внедряться. Советская власть хоть и портила нас, но не бросала на произвол судьбы.

- Бизнес и анимация - это вещи совместные ?

- Реклама - да. Коммерческое анимационное кино в том смысле, как оно понимается во всем мире, у нас не шибко идет.

- Вам не кажется, Эдуард Васильевич, что очень многие современные мультфильмы с их потоком самовыражения ребенку не доступны ?

- Это не только в анимации происходит. На мой взгляд, идиотов всюду появляется гораздо больше, чем было раньше. Спасибо, что нет цензуры. Но с другой стороны, очень плохо, что некому подсказать. На "Союзмультфильме" был худсовет. Создавался он с определенной целью - следить, не пущать, бить по голове, сообщать куда надо, если что не так. Но поскольку в худсовет выбирали людей приличных и грамотных, они, разумеется, занимались тем, что учили уму-разуму. И у нас на студии "Пилот". Саша Татарский создал худсовет, и уровень производимой продукции, таким образом, поддерживается. Приходят в профессию юные мальчики и девочки, не все у них сразу получается, и не их в том вина. Они недостаточно воспитаны, многого в силу возраста и отсутствия опыта не знают, не понимают своих целей и задач. Приходится с ними биться.

- А разрыв поколений велик ?

- Есть, конечно, абсолютные упыри, но они, как правило, у нас не задерживаются. Все-таки анимация - интеллектуальное дело. Без мозгов ничего не получится. Кто-то уходит в мастеровые, делает рекламу. Вы же видите, сколько у нас плохой рекламы. Хорошая тоже есть, но хорошего всегда мало. Реклама - потогонное дело, люди на ней выдыхаются. Их часто заставляют делать ерунду. Со своими идеями не пробьешься, приходится выполнять волю заказчика. Бывает, что заказывают что-то к дню рождения, каким-то важным датам состоятельные люди.

- Вам не приходилось самому такого рода работу выполнять ?

- Упаси, господи! Мне "не повезло" - не предлагали. Иногда спрашивают: "Ты чего кино не делаешь?" Отвечаю: "Раньше я в течение года один фильм снимал, а сейчас по семь-восемь, как художественный руководитель. Отдаю много сил этому делу, мне не жалко, потому что все равно дело-то общее".

- Можете сформулировать "золотые" правила для того, кто работает в анимации? Морально-нравственные, профессиональные ...

- Никогда ни о чем таком не думал. Вы, наверное, заметили, что я не собеседник, в принципе.

- Есть же заповеди ...

- Не убий? Смотря за что? Шутка, конечно. Но вот не навреди - уж точно. Взрослые в конечном итоге "съедят" любое кино. Если у человека есть система отбора, то он проскочит любую гадость. Ведь жизнь и воспитание его чему-то да научили. А малюсенький человечек не защищен. Что ему показали, то он и впитал как губка. Если пичкать ребенка только тем, что он любит, скажем, жвачкой, кока-колой, конфетами и пирожными, можно себе представить, что с ним будет через пару месяцев. Он не выживет. То же самое и в культурно-нравственном и эстетическом отношении. Накормишь всякой ерундой - и человек испорчен. Современные дети уже не понимают "Ежика в тумане" Норштейна. Они не могут связать многие вещи, не могут уловить мысль, связать шаги с музыкой. Все распадается на части в их сознании. Музыкальная и изобразительная тенденции таковы, что царствует клиповое, раздробленное мышление. Страна спохватится когда-нибудь, но, как всегда, будет поздно. Тут уж милиции придется помогать. Если государство не построит школу, то завтра ему придется строить тюрьму. Это же аксиома. Я как-то вел полемику с Анатолием Прохоровым, знаменосцем "Смешариков". Он уверен, что ребенка нужно заинтересовать предметом. Ребенок любит все яркое, и из этого исходят, не давая ему возможности воспринимать оттенки цвета. Я-то считаю, что ребенок начинает понимать многообразие мира, начиная с многообразия красок. Когда он различает полутона в музыке и цвете, тогда возникает правильное понимание гармонии. Он становится культурнее, интереснее в общении, полезнее в конце концов.

- Вы вот скатерть хотели купить с изображением своего Винни Пуха. С авторскими правами по-прежнему - непорядок ?

- Появились акулы среди своих. Не уверен, что наше сообщество их за это презирает. Случается, правда, что нет-нет да встретишь где-нибудь в "Детском мире" плохонького Винни Пуха с указанием наших с Зуйковым имен. Иногда ко мне обращаются, но чаще нет, если требуется использовать образ Винни Пуха. Шарашат его вовсю в Белоруссии, в Смоленске. Уголовное дело, конечно, но... Как-то еще при Хрущеве разговаривал я с одной бабулей в Брянской области. Скотину у колхозников забрали, а если оставили, то пасти не давали. Говорю старушке: "Плохо дело". А она в ответ: "Так тебе, милый, скажу. Не убивают, не содят, скажи спасибо". Остальное - все мелочи. Мы все по большому счету так считаем.

- Чего вам не хватает для полного счастья? Чего бы вы попросили ?

- Стараюсь быть реалистом. Смешно просить молодости. Все то, чего я хотел бы, уже невозможно. Пожить бы немножко. Хотелось бы, чтобы студия "Пилот" не канула в Лету. Саша Татарский столько в нее энергии и сил вложил, потому и ушел рано. Он был человеком-фейерверком, атомной бомбой с пропеллером, все тащил на себе. Теперь, когда его не стало, нужно не дать пропасть хорошему делу.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;