Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 35 (7648) 11 сентября - 17 сентября 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноЭДУАРД НАЗАРОВ: Не построишь школу - будешь строить тюрьмуСветлана ХОХРЯКОВА Эдуард НАЗАРОВ - режиссер и художник анимационного кино, президент Международного фестиваля анимационных фильмов "КРОК". Снял такие фильмы, как "Жил-был пес", "Путешествие муравья", "Про Сидорова Вову", "Мартынко". Как художник работал на картинах о Винни Пухе и именно таким придумал этого симпатичного героя, каким теперь мы его себе представляем. Наш разговор состоялся в Выборге на Кинофестивале "Окно в Европу", где Эдуард Васильевич возглавлял жюри анимационного конкурса. Сидели мы с ним в одном из городских ресторанчиков за столом, покрытым гобеленовой скатертью с изображением героев "Винни Пуха". Назаров спросил, нельзя ли купить ее. Далее последовали долгие переговоры с персоналом заведения, черед дошел до директора, которая по телефону сообщила, что, конечно же, подарит скатерть и сама придет поприветствовать своего любимого режиссера, нарисовавшего любимый ее мультфильм.
- Документалисты уверены, что состояние дел в их сфере куда как интереснее, нежели у игровиков, в смысле наличия идей и их воплощения. А что вы думаете о благополучии анимации в этом контексте ? - Мы зависим от сиюминутной ситуации, а тут дела обстоят не лучшим образом. Большое кино - это большое кино, а мультипликация - это для маленьких. И отношение у тех, от кого мы зависим, именно такое. В фестивальных отчетах мультипликацию, как правило, не вспоминают. Даже если это приз в Канне. Но обижаться нечего. И при распределении финансов к нам так относятся: на вот конфетку и иди отсюда, не мешай взрослым разговаривать. Финансирование идет по остаточному принципу. В сфере управления кино в очередной раз происходит смена власти, значит, "Стоп машина!" До Нового года не предвидится никакого финансирования. Я отвечаю за студию "Пилот", где состою председателем худсовета. В ближайшее время сделаем шесть-семь фильмов, и все. Больше ничего мы не запустили, потому что обещанные денежки так нам и не дали. - А вы рассчитываете только на государственное финансирование ? - К сожалению. Даже после большого успеха "Горы самоцветов" никто к нам не пришел и ничего не предложил. Но и мы, правда, не особо ходили и клянчили. А, видимо, надо. - Но я-то вас спросила не столько о финансовой составляющей, сколько о состоянии умов. Что, собственно, люди, работающие в анимационном кино, могут предложить ? - Анимация держалась всегда на том, как работают шарики и ролики. Я имею в виду не идиотские анимационные полнометражные картины, которые во всем мире идиотские. После того как Владимир Путин сказал, что надо бы о детях подумать, кинематографическое начальство кинуло финансы на детское кино и анимацию в том числе. Быстренько сообразили запустить 11 полнометражных фильмов. И где они? А с мозгами все в порядке. Молодые приходят. Другое дело, что приложить свои силы им особенно некуда. Большой студии-то нынче нет. Это раньше "Союзмультфильм" был кораблем. Сорок фильмов в год выпускал. Это была и школа, и практика одновременно, и кузница кадров. А сейчас там делается максимум три фильма. - Те молодые, которые сегодня приходят в анимацию, что они из себя представляют ? - Они сумасшедшие. Так всегда было. А кто еще идет в анимацию? Да и в документальное кино идут сумасшедшие. - В документальном кино, вернее, в псевдодокументальном, можно сегодня неплохо существовать ? - На анимации не проживешь. В анимации, как ни в каком другом виде кино, все зависит от того, каким ты родился. Почувствовать душу персонажа, а потом нарисовать его - это дано единицам. Гении вроде Юрия Норштейна - редкость. Из ВГИКа, кстати, в последнее время начинает появляться неплохая поросль, девочки очень способные. Всегда считалось, что анимация - мужское дело. - Легко ли сегодня человеку, заканчивающему ВГИК, получить право на постановку? Каковы шансы ? - Если будешь биться - добьешься. Кто ждет выпускника - не знаю. - А вас ждали ? - Да я вообще, можно сказать, с неба упал. Мне было семнадцать лет, пришел из школы и стал сыном полка. Не пошел в архитектурный, покинув экзамен, и в Антарктику не удалось уехать. Пришел на студию случайно, встретившись с Норштейном. Мы с ним в школе учились. Начинал я с того, что взял тачку и возил в ней что-то, камни таскал. С подмастерьев прошел все этапы. Но это отдельный случай. А вот с вгиковским образованием, не знаю даже, куда человеку податься. Хорошо, если он из Екатеринбурга. Там, слава богу, студия есть. Есть студия у Ивана Максимова, но он сам себе студия, куда к нему идти. Надо разогнаться и показать себя, чтобы тебе начали доверять. Тяжелое это дело. - Вы руководите Международным фестивалем "КРОК". Где располагается российская анимация на карте мира ? - Благодаря нашей природной смекалке наши фильмы имеют хорошую репутацию. Опять же, не будем бряцать "Оскарами". - Велика ли утечка мозгов? Было время, когда на вопрос: "А куда подевался такой-то?", отвечали: "Да он в Канаде работает ". - Народ бежал не откуда-то, а просто за деньгами. Надо же было как-то жить. Сейчас едут в Венгрию, Польшу. Спрос на нас есть во всем мире. Громадная биржа существует. Можно устроиться прекрасно. - Режиссер должен сам заниматься трудоустройством? Или же можно ждать, подобно невесте . - Все пройдет, и жизнь пройдет. Нужно самому внедряться. Советская власть хоть и портила нас, но не бросала на произвол судьбы. - Бизнес и анимация - это вещи совместные ? - Реклама - да. Коммерческое анимационное кино в том смысле, как оно понимается во всем мире, у нас не шибко идет. - Вам не кажется, Эдуард Васильевич, что очень многие современные мультфильмы с их потоком самовыражения ребенку не доступны ? - Это не только в анимации происходит. На мой взгляд, идиотов всюду появляется гораздо больше, чем было раньше. Спасибо, что нет цензуры. Но с другой стороны, очень плохо, что некому подсказать. На "Союзмультфильме" был худсовет. Создавался он с определенной целью - следить, не пущать, бить по голове, сообщать куда надо, если что не так. Но поскольку в худсовет выбирали людей приличных и грамотных, они, разумеется, занимались тем, что учили уму-разуму. И у нас на студии "Пилот". Саша Татарский создал худсовет, и уровень производимой продукции, таким образом, поддерживается. Приходят в профессию юные мальчики и девочки, не все у них сразу получается, и не их в том вина. Они недостаточно воспитаны, многого в силу возраста и отсутствия опыта не знают, не понимают своих целей и задач. Приходится с ними биться. - А разрыв поколений велик ? - Есть, конечно, абсолютные упыри, но они, как правило, у нас не задерживаются. Все-таки анимация - интеллектуальное дело. Без мозгов ничего не получится. Кто-то уходит в мастеровые, делает рекламу. Вы же видите, сколько у нас плохой рекламы. Хорошая тоже есть, но хорошего всегда мало. Реклама - потогонное дело, люди на ней выдыхаются. Их часто заставляют делать ерунду. Со своими идеями не пробьешься, приходится выполнять волю заказчика. Бывает, что заказывают что-то к дню рождения, каким-то важным датам состоятельные люди. - Вам не приходилось самому такого рода работу выполнять ? - Упаси, господи! Мне "не повезло" - не предлагали. Иногда спрашивают: "Ты чего кино не делаешь?" Отвечаю: "Раньше я в течение года один фильм снимал, а сейчас по семь-восемь, как художественный руководитель. Отдаю много сил этому делу, мне не жалко, потому что все равно дело-то общее". - Можете сформулировать "золотые" правила для того, кто работает в анимации? Морально-нравственные, профессиональные ... - Никогда ни о чем таком не думал. Вы, наверное, заметили, что я не собеседник, в принципе. - Есть же заповеди ... - Не убий? Смотря за что? Шутка, конечно. Но вот не навреди - уж точно. Взрослые в конечном итоге "съедят" любое кино. Если у человека есть система отбора, то он проскочит любую гадость. Ведь жизнь и воспитание его чему-то да научили. А малюсенький человечек не защищен. Что ему показали, то он и впитал как губка. Если пичкать ребенка только тем, что он любит, скажем, жвачкой, кока-колой, конфетами и пирожными, можно себе представить, что с ним будет через пару месяцев. Он не выживет. То же самое и в культурно-нравственном и эстетическом отношении. Накормишь всякой ерундой - и человек испорчен. Современные дети уже не понимают "Ежика в тумане" Норштейна. Они не могут связать многие вещи, не могут уловить мысль, связать шаги с музыкой. Все распадается на части в их сознании. Музыкальная и изобразительная тенденции таковы, что царствует клиповое, раздробленное мышление. Страна спохватится когда-нибудь, но, как всегда, будет поздно. Тут уж милиции придется помогать. Если государство не построит школу, то завтра ему придется строить тюрьму. Это же аксиома. Я как-то вел полемику с Анатолием Прохоровым, знаменосцем "Смешариков". Он уверен, что ребенка нужно заинтересовать предметом. Ребенок любит все яркое, и из этого исходят, не давая ему возможности воспринимать оттенки цвета. Я-то считаю, что ребенок начинает понимать многообразие мира, начиная с многообразия красок. Когда он различает полутона в музыке и цвете, тогда возникает правильное понимание гармонии. Он становится культурнее, интереснее в общении, полезнее в конце концов. - Вы вот скатерть хотели купить с изображением своего Винни Пуха. С авторскими правами по-прежнему - непорядок ? - Появились акулы среди своих. Не уверен, что наше сообщество их за это презирает. Случается, правда, что нет-нет да встретишь где-нибудь в "Детском мире" плохонького Винни Пуха с указанием наших с Зуйковым имен. Иногда ко мне обращаются, но чаще нет, если требуется использовать образ Винни Пуха. Шарашат его вовсю в Белоруссии, в Смоленске. Уголовное дело, конечно, но... Как-то еще при Хрущеве разговаривал я с одной бабулей в Брянской области. Скотину у колхозников забрали, а если оставили, то пасти не давали. Говорю старушке: "Плохо дело". А она в ответ: "Так тебе, милый, скажу. Не убивают, не содят, скажи спасибо". Остальное - все мелочи. Мы все по большому счету так считаем. - Чего вам не хватает для полного счастья? Чего бы вы попросили ? - Стараюсь быть реалистом. Смешно просить молодости. Все то, чего я хотел бы, уже невозможно. Пожить бы немножко. Хотелось бы, чтобы студия "Пилот" не канула в Лету. Саша Татарский столько в нее энергии и сил вложил, потому и ушел рано. Он был человеком-фейерверком, атомной бомбой с пропеллером, все тащил на себе. Теперь, когда его не стало, нужно не дать пропасть хорошему делу. Также в рубрике:
|