Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 35 (7648) 11 сентября - 17 сентября 2008г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

"Бумажный солдат" отвоевал "Льва"

Итоги Венецианского кинофестиваля

Елена ПЛАХОВА
Фото ИТАР-ТАСС


А.Герман-младший и его "Лев"

Венеция вновь подтвердила свою репутацию фестиваля, наиболее дружественного по отношению к российскому кино. Впервые в истории церемонии открытия и закрытия вела наша актриса - Ксения Раппопорт. Два важнейших профессиональных приза - "Серебряный Медведь" за лучшую режиссуру и "Озелла" за лучшую операторскую работу - достались фильму Алексея Германа-младшего "Бумажный солдат". Если отвлечься от этого приятного факта, следует признать, что 65-й кинофестиваль прошел странно: у одних он вызвал бурный энтузиазм, у других - полное разочарование и удивил всех решениями жюри, которые, если вдуматься, вполне логичны.

Первая половина конкурсной программы была довольно слабой, на общем фоне выделялись только работы двух японских классиков. Картина "Ахиллес и черепаха" Такеши Китано с юмором и печалью рассказывала о судьбе художника - в отличие от создателя фильма, неудачливого и непризнанного, расплачивающегося за свой жизненный выбор в буквальном смысле плотью и кровью. Это как бы альтернатива реальной судьбе: ведь в фильме использованы живописные работы самого Китано, не только культового режиссера, но и известного художника. А знаменитый аниматор Хаяо Миядзаки снял добрую сказку "Поньо на скале у моря" - о золотой рыбке, практически еще икринке, которая мечтает стать человеком и дружить с живым мальчиком: тоже альтернативный вариант судьбы.

Во второй половине фестиваль набрал обороты, и некоторые критики стали превозносить программу, собранную директором Марко Мюллером, но другие остались, скорее, скептичны, в их числе и члены жюри во главе с Вимом Вендерсом. Одним из самых резких критиков конкурсной программы оказался заседавший в жюри российский драматург Юрий Арабов: по его мнению, ни один из венецианских фильмов не останется в истории кино.

И, наверное, он прав, хотя несколько картин все же отличались очень приличным качеством. "Вегас: основано на реальных фактах" Амира Надери - крепкая, с саспенсом разыгранная история рабочей семьи, которая становится жертвой обманщиков и соблазна дармовых денег. "Скрытая опасность" Кэтрин Бигелоу - жесткая (анти?)военная драма о подразделении саперов в Ираке. "Рейчел выходит замуж" Джонатана Демми - попытка рассказать о скелетах в семейном шкафу, соединив эстетику голливудского сериала и датской Догмы. "Глубинка" Тарика Теквия - кафкианская притча о раздираемом радикализмом всех мастей современном Алжире. "Наблюдатели птиц - страна красных человечков" Марко Бекиса - поэтическая хроника конфликта бразильских индейцев и европейских плантаторов.

Ни одна из перечисленных картин не получила даже поощрительного приза. Жюри осталось равнодушно и к актерским работам Шарлиз Терон, Ким Бейсингер, Энн Хатауэй. Когда собирается столько див и красавиц, приз за женскую роль достается обычно старушке или дурнушке; в данном случае Кубком Вольпи наградили Доминик Блан за роль интриганки-жены, не позволяющей своему экс-мужу, которого она же и подвигла на развод, обрести счастье с другой: фильм, поставленный французскими режиссерами Патриком Марио Бернаром и Пьером Тривидичем, так и называется - "Другая".

Кто больше всех достоин приза за мужскую роль, долго думать не приходилось. Конечно, Микки Рурк - секс-символ 80-х годов, почти исчезнувший где-то на периферии кинематографа, потерявший одновременно семью, красоту лица, физическую форму, попавший в зависимость от алкоголя и наркотиков. И вот - триумфальное возвращение в самой выигрышной роли, какую только можно вообразить. В фильме Дарена Аронофски "Боец" Рурк сыграл монструозного, играющего бицепсами рестлера, тоже пережившего моменты славы лет двадцать назад, а теперь живущего в фургоне, в почти полном дисконтакте с миром, с которым его связывает только кучка фанатов, продолжающих посещать рестлерские бои - идиотские шоу с имитацией борьбы и легким кровопусканием. Но герой Рурка вкладывает в эти фальшивые представления всего себя и умирает на ринге, как настоящий гладиатор.

Драйв этого фильма, недалекого от мейнстрима, привел жюри к неожиданному решению: ему отдали главную награду - "Золотого Льва" (пожертвовав Кубок Вольпи за мужскую роль любимцу итальянской публики Сильвио Орландо). Это была понятная реакция на вялость большинства других фильмов фестиваля - даже хороших, но недостаточно энергичных. Зато двумя другими фаворитками стали картины сугубо авторские, проникнутые раздумьями о судьбах интеллигенции в странах авторитарного режима. Такова "Роса" эфиопа Хайле Геримы - рефлексия интеллектуала на тему последствий марксистской революции (Спецприз жюри и приз за сценарий). Таков и "Бумажный солдат" Алексея Германа-младшего.

Этот фильм прежде всего напоминает о традициях советского кино и советской жизни 60-х годов, когда происходит действие. Байконур и интеллигентские подмосковные дачи, предчувствие космоса и подготовка первых полетов человека, интернациональный дух и непременный грузинский элемент, всегда ощутимый в советском сплаве "дружбы народов". Герман вовсе не тоскует по тому времени, он довольно холодно, но в то же время с каким-то жгучим любопытством вглядывается в ту унесенную ветром историческую общность - советского человека, в котором так органично перемешались идеализм с конформизмом. И неслучайно, что главного героя, врача Данилу Покровского, играет грузин Мераб Нинидзе, его жену - татарка Чулпан Хаматова, а снимали картину русский Максим Дроздов и узбек Алишер Хамиджоджаев. Награда, доставшаяся им за операторскую работу, а Герману за режиссуру - признание штучности этого произведения в эпоху стандартного индустриального кино.

И еще, как написала газета "Ла република", этот фильм объединяет русских и грузин. Как и другой, участвовавший в программе "Горизонты" и награжденный призом "Art Cinema Award" - "Дикое поле" Михаила Калатозишвили. Трудно представить более российскую картину, чем эта, поставленная по сценарию Петра Луцика и Алексея Саморядова, но и этот фильм снят грузином в Казахстане. Впрочем, уместно вспомнить, что дед режиссера - Михаил Калатозов. Так что и фильм - символ российского кино - "Летят журавли" тоже снят грузином.

Также в рубрике:

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

ОБРАЗОВАНИЕ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;