Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 35 (7648) 11 сентября - 17 сентября 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полоса"Бумажный солдат" отвоевал "Льва"Итоги Венецианского кинофестиваля Елена ПЛАХОВА
Венеция вновь подтвердила свою репутацию фестиваля, наиболее дружественного по отношению к российскому кино. Впервые в истории церемонии открытия и закрытия вела наша актриса - Ксения Раппопорт. Два важнейших профессиональных приза - "Серебряный Медведь" за лучшую режиссуру и "Озелла" за лучшую операторскую работу - достались фильму Алексея Германа-младшего "Бумажный солдат". Если отвлечься от этого приятного факта, следует признать, что 65-й кинофестиваль прошел странно: у одних он вызвал бурный энтузиазм, у других - полное разочарование и удивил всех решениями жюри, которые, если вдуматься, вполне логичны. Первая половина конкурсной программы была довольно слабой, на общем фоне выделялись только работы двух японских классиков. Картина "Ахиллес и черепаха" Такеши Китано с юмором и печалью рассказывала о судьбе художника - в отличие от создателя фильма, неудачливого и непризнанного, расплачивающегося за свой жизненный выбор в буквальном смысле плотью и кровью. Это как бы альтернатива реальной судьбе: ведь в фильме использованы живописные работы самого Китано, не только культового режиссера, но и известного художника. А знаменитый аниматор Хаяо Миядзаки снял добрую сказку "Поньо на скале у моря" - о золотой рыбке, практически еще икринке, которая мечтает стать человеком и дружить с живым мальчиком: тоже альтернативный вариант судьбы. Во второй половине фестиваль набрал обороты, и некоторые критики стали превозносить программу, собранную директором Марко Мюллером, но другие остались, скорее, скептичны, в их числе и члены жюри во главе с Вимом Вендерсом. Одним из самых резких критиков конкурсной программы оказался заседавший в жюри российский драматург Юрий Арабов: по его мнению, ни один из венецианских фильмов не останется в истории кино. И, наверное, он прав, хотя несколько картин все же отличались очень приличным качеством. "Вегас: основано на реальных фактах" Амира Надери - крепкая, с саспенсом разыгранная история рабочей семьи, которая становится жертвой обманщиков и соблазна дармовых денег. "Скрытая опасность" Кэтрин Бигелоу - жесткая (анти?)военная драма о подразделении саперов в Ираке. "Рейчел выходит замуж" Джонатана Демми - попытка рассказать о скелетах в семейном шкафу, соединив эстетику голливудского сериала и датской Догмы. "Глубинка" Тарика Теквия - кафкианская притча о раздираемом радикализмом всех мастей современном Алжире. "Наблюдатели птиц - страна красных человечков" Марко Бекиса - поэтическая хроника конфликта бразильских индейцев и европейских плантаторов. Ни одна из перечисленных картин не получила даже поощрительного приза. Жюри осталось равнодушно и к актерским работам Шарлиз Терон, Ким Бейсингер, Энн Хатауэй. Когда собирается столько див и красавиц, приз за женскую роль достается обычно старушке или дурнушке; в данном случае Кубком Вольпи наградили Доминик Блан за роль интриганки-жены, не позволяющей своему экс-мужу, которого она же и подвигла на развод, обрести счастье с другой: фильм, поставленный французскими режиссерами Патриком Марио Бернаром и Пьером Тривидичем, так и называется - "Другая". Кто больше всех достоин приза за мужскую роль, долго думать не приходилось. Конечно, Микки Рурк - секс-символ 80-х годов, почти исчезнувший где-то на периферии кинематографа, потерявший одновременно семью, красоту лица, физическую форму, попавший в зависимость от алкоголя и наркотиков. И вот - триумфальное возвращение в самой выигрышной роли, какую только можно вообразить. В фильме Дарена Аронофски "Боец" Рурк сыграл монструозного, играющего бицепсами рестлера, тоже пережившего моменты славы лет двадцать назад, а теперь живущего в фургоне, в почти полном дисконтакте с миром, с которым его связывает только кучка фанатов, продолжающих посещать рестлерские бои - идиотские шоу с имитацией борьбы и легким кровопусканием. Но герой Рурка вкладывает в эти фальшивые представления всего себя и умирает на ринге, как настоящий гладиатор. Драйв этого фильма, недалекого от мейнстрима, привел жюри к неожиданному решению: ему отдали главную награду - "Золотого Льва" (пожертвовав Кубок Вольпи за мужскую роль любимцу итальянской публики Сильвио Орландо). Это была понятная реакция на вялость большинства других фильмов фестиваля - даже хороших, но недостаточно энергичных. Зато двумя другими фаворитками стали картины сугубо авторские, проникнутые раздумьями о судьбах интеллигенции в странах авторитарного режима. Такова "Роса" эфиопа Хайле Геримы - рефлексия интеллектуала на тему последствий марксистской революции (Спецприз жюри и приз за сценарий). Таков и "Бумажный солдат" Алексея Германа-младшего. Этот фильм прежде всего напоминает о традициях советского кино и советской жизни 60-х годов, когда происходит действие. Байконур и интеллигентские подмосковные дачи, предчувствие космоса и подготовка первых полетов человека, интернациональный дух и непременный грузинский элемент, всегда ощутимый в советском сплаве "дружбы народов". Герман вовсе не тоскует по тому времени, он довольно холодно, но в то же время с каким-то жгучим любопытством вглядывается в ту унесенную ветром историческую общность - советского человека, в котором так органично перемешались идеализм с конформизмом. И неслучайно, что главного героя, врача Данилу Покровского, играет грузин Мераб Нинидзе, его жену - татарка Чулпан Хаматова, а снимали картину русский Максим Дроздов и узбек Алишер Хамиджоджаев. Награда, доставшаяся им за операторскую работу, а Герману за режиссуру - признание штучности этого произведения в эпоху стандартного индустриального кино. И еще, как написала газета "Ла република", этот фильм объединяет русских и грузин. Как и другой, участвовавший в программе "Горизонты" и награжденный призом "Art Cinema Award" - "Дикое поле" Михаила Калатозишвили. Трудно представить более российскую картину, чем эта, поставленная по сценарию Петра Луцика и Алексея Саморядова, но и этот фильм снят грузином в Казахстане. Впрочем, уместно вспомнить, что дед режиссера - Михаил Калатозов. Так что и фильм - символ российского кино - "Летят журавли" тоже снят грузином. Также в рубрике:
|