Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 35 (7648) 11 сентября - 17 сентября 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПубликацияТАТЬЯНА ПИЛЕЦКАЯ: Как наше время быстротечно...Татьяна ТКАЧ Народная артистка России Татьяна Львовна ПИЛЕЦКАЯ - истинная петербурженка, но ее знают и любят не только в нашем городе, но и во всей стране. Ведь она давно и успешно снимается в кино, и в числе некогда популярнейших фильмов с ее участием - "Олеко Дундич", "Герой нашего времени", "Зеленая карета", "Разные судьбы"... Ее актерская биография совсем не исчерпывается кинокарьерой. Татьяна Львовна вот уже не одно десятилетие играет в спектаклях "Балтийского дома". И несмотря на весьма значительный стаж работы, она активно занята не только в репертуаре родного театра, но и в "Приюте Комедианта". А совсем недавно послужной список актрисы пополнился "Игрой воображения", где актриса сыграла бенефисную роль мечтательницы, фантазерки, для которой игра стала способом существования. Однако сама артистка отнюдь не фантазерка: Пилецкая пишет стихи, издала книгу - Татьяна Львовна многое пережила, и ей есть о чем поведать людям. Потребность выразить себя "Как наше время быстротечно - за годом год, за ночью день... / Не разменять бы человечность на суету, на ложь, на лень". Строки этих стихов - плод моих ночных раздумий о жизни, о людях. Честно говоря, стихи я стала писать совершенно неожиданно для себя. Поэзией никогда не увлекалась. Да, понимаю, что это красиво, хорошо, что есть великие поэты... Но сама не испытывала к ним тяги. И вдруг мои мысли стали обретать четкую стихотворную форму. Причем обычно они приходят ночью, когда не спится. Порой встаю, включаю свет, начинаю что-то записывать, потому что наутро все забывается... Боже сохрани, я не поэт, но выражение мыслей в стихотворной форме мне очень нравится.
Стихи я даже включила в свою книгу (честно говоря, боюсь слова "мемуары"). У меня это не мемуары, а сама моя жизнь: встречи, переживания, какие-то радостные моменты, воспоминания и размышления, иногда переходящие в рифмованные строки. Как возникла книга? Наверное, от желания высказаться, выразить себя на бумаге в стихах или прозе, заполнить вакуум в работе. Ведь у меня была насыщенная жизнь. А когда артист прожил интересную, наполненную жизнь, может возникнуть даже несколько книг, если же человек ограничен в своей фантазии, не расположен ни с кем делиться пережитым, то и вовсе ни одной. Совсем не из желания о себе заявить пишут книги артисты - я, во всяком случае. Я не эгоцентрик - ни в ролях, ни в книжке. И не хочу ничего приукрашивать: как говорю, так и пишу. Мысль, интонация должны быть чистыми, исходящими от автора, в данном случае от меня. Как оказалось, потребность в письме проявилась у меня давно. Однажды обнаружила свой дневник, который вела еще с сорок третьего года, совсем девочкой, когда мы в эвакуации были: какие-то тоненькие, совершенно истлевшие странички, которые я восстановила. Там были очень трогательные записи - быть может, они и натолкнули меня на мысль записать воспоминания. Позже, через какое-то время (это было на гастролях), я вдруг вспомнила эпизод, связанный с папой, записала его и прочитала своим коллегам-актерам. И мне самой стало интересно, я обрадовалась, что все помню. Нет-нет, не сразу все написала, поначалу возникали рассказики, кусочки воспоминаний, а потом как-то собралось воедино, и получилась книга. Она издавалась дважды (второе издание мне кажется более элегантным, а первая книжка более броская, объемная, большая, красивая - подарок к моему юбилею, и я очень благодарна издателям). Уметь переждать
У меня был период, когда, не имея значительных ролей, я почти была не занята в репертуаре - переживала это очень сильно. Но все же смогла сказать себе стоп, необходимо держать себя в руках. Хотя бывало, подойдешь к доске распределений, а там твоей фамилии нет. А каких сил стоило пережить худсоветы, где сидело по десять человек и каждому надо понравиться: вся моя судьба зависела от того, утвердят меня на роль или нет, пока в моей жизни не было театра. Это сейчас режиссер сам решает, кого снимать, а тогда требовалось считаться с общим мнением. И потому страдания были ужасные. До сих пор у меня хранится конверт с надписью: неутвержденные роли в кино - какие чудные фотопробы: и "Дама с собачкой", и "Овод", и Дездемона! А вот тогда режиссеры меня не видели, ведь у каждого свое представление о художественном образе. Потом я научилась себя сдерживать: хорошо, пусть сейчас не получилось, ну затем все обязательно придет. Было время, когда замечательный режиссер, возглавлявший наш театр, не видел для меня ролей, и я не входила в его команду. Этот период оказался для меня невероятно тяжелым! И тут судьба послала Розу Абрамовну Сироту, удивительного режиссера, человека мудрого, необычайно тонкого. Я сыграла в трех ее спектаклях: "Четыре капли", "История одной любви" и "Бесприданница" (роль Огудаловой очень любила, очень!) И жизнь моя наполнилась! Увы, наша актерская судьба зависит от стольких обстоятельств... С годами я уже легче смотрю на многие неудачи. Нет, я отнюдь не смиренна, просто умею теперь пережидать, а это много значит. Полагаю, наконец, ко мне пришла житейская мудрость. Актерское чудо открытий Актерство - одна из тех профессий, когда всегда хочется работать. Артист постоянно стремится к работе, и чем больше работы, тем более он счастлив. Для него каждая новая роль - познание, открытие самого себя. Судьба даровала мне чудесные встречи. Я играла в постановках Клима (режиссера Владимира Клименко. - Т.Т.) Когда он предложил мне репетировать "Сон об осени", я не сразу и поняла, как так можно существовать на сцене. Хотя к тому времени имела большой опыт: я играла Достоевского, Чехова, Уильямса, исторические роли... Но Клим, пригласив меня, все же предложил прочитать кусочек из пьесы. Я прочитала, и он сказал: "Татьяна Львовна, вы мне нужны", - ну какая актриса устоит против таких слов. Вдруг случилось еще одно открытие: оказывается, еще и так, совсем непривычно, необычно, можно существовать на сцене - мне понравилось. Конечно, на репетициях "Сна об осени" было поначалу нелегко, а потом я так увлеклась, что "Сон" стал одним из любимейших спектаклей. Совсем непростой оказалась и роль сумасшедшей графини в спектакле "Отчего люди не летают", созданном по мотивам "Грозы" Островского. Работа шла безумно трудно, надо было совместить два образа из пьесы - прислуги Феклуши и полубезумной графини - это порой казалось невозможным. Требовалось полностью погрузиться в материал, прочувствовать состояние своей необычной героини, наделенной даром предсказательницы: она, как провидица, говорит, что вскоре произойдет с Катериной, соединить ее мистицизм с рассуждениями приземленной Феклуши было весьма непростой задачей. Я играла не только на сцене "Балтийского дома", но и в Театре "Приют Комедианта", который мне полюбился своей удивительной атмосферой. Там все столь трепетно относятся к своему делу, что я отдыхала душой. В спектакле "Заноза", поставленном по роману Франсуазы Саган, моя героиня - актриса, мнящая себя великой Сарой Бернар. В этом легком, изящном спектакле звучали щемящие нотки: показана судьба одинокой женщины, неудачницы-артистки. А в другом спектакле, созданном к моему юбилею по инсценировке романа С. Моэма "Театр", я играла шикарную бенефисную роль. В наш спектакль мы привнесли отрывки из сыгранных героиней ролей, к примеру, из расиновской трагедии "Федра", множество всевозможных деталей, которыми насыщалась моя роль. Артисты и сами не всегда могут объяснить, как возникают те иль иные придумки. Если б я смогла разгадать, мне было б неинтересно. Эта профессия, в которой бесконечное множество загадок и тайн. Испытание игрой И опять я долго не имела значимых ролей: мне не попадалась пьеса, где я хотела бы сыграть. Как-то, перебирая дома бумаги, наткнулась на комедию "Лавидж" П.Шеффера, ее давным-давно давали мне читать. Я принесла пьесу в театр - наше руководство согласилось ее поставить. Как я обрадовалась! Но роль оказалась трудной и объемной. А ведь я давно не получала новых ролей! Думаю, согласитесь со мной: если балерина не будет стоять каждый день у станка, то не справится с порученной партией, если певец подолгу не будет заниматься вокалом, то не сможет, как подобает, исполнить оперу. Так же и с драматическими артистами. Когда актер не в тренинге, не в работе, ему невероятно тяжело "вскочить в роль", да еще в такой короткий срок, который нам отпустили. Работа шла непросто. Приходя домой, обреченно говорила: "Мне никогда этого не сыграть". А муж успокаивал: "Я это слышу всякий раз перед каждой твоей новой работой". Но "Игру воображения" ставил очень хороший режиссер, Аркадий Гевондов. Он предельно тактично гасил наши эмоциональные выплески, которые нас накрывали время от времени. Приходилось себя сдерживать, казалось, что ничегошеньки не получается, что иду не туда - ведь ни одна роль не рождается в полном покое, всегда какие-то сложности. Казалось бы, с моей партнершей, Региной Лялейките, давно уж понимаем друг друга с полуслова: подружились, как только она пришла в театр, сыграв вместе "Бабочки"; потом были и "Сон об осени", и "Отчего люди не летают", и "Изображая жертву"; но между нами вдруг словно вольтова дуга накалялась, а потом вновь возникало взаимопонимание - в работе всякое бывает. Раньше, в других спектаклях, я шла от себя. У меня было мало ролей "на сопротивление", исключение, пожалуй, Огудалова в "Бесприданнице", а сейчас "Изображая жертву" (где я предстаю в облике гейши). Но в "Игре воображения" возник целый комплекс проблем: и огромный объем сложного текста, множество исторических фактов, которые требуют запоминания, и, конечно же, сам характер героини, мне абсолютно несвойственный. Если я хотя б чуточку была мечтательницей, что-то себе воображающей. Но я живу реальностью, и мир фантазий мне чужд - конечно, я совсем другой человек. Репетиции проходили порой мучительно. Мне было очень трудно, очень!.. По натуре я - лирическая героиня. Наверное, поэтому у моей героини лирика преобладает, мне легче передать это свойство ее характера. Но, конечно, буду продолжать искать и легкость, и юмор, и комедийные краски. Волшебный мир фантазий Я полюбила свою героиню за "игру воображения", за тот удивительный внутренний мир, благодаря которому она смогла выдержать самые трудные ситуации в жизни, как я себе представляю, далеко несладкой. Ведь она повсюду разъезжала с актерской труппой, которой руководила ее мама. С детства - дороги, дороги, новые места, выступления, что для ребенка нелегко. И, когда мама умерла, она, словно подхватив эстафетную палочку, продолжала дело ее жизни - вероятно, это и спасало ее от многих сложностей, которыми давила окружающая действительность. Нет, она не стала актрисой, но погрузилась в свой внутренний мир и в нем обитает, хотя его далеко не все принимают, считая ее странной, сумасшедшей, не от мира сего. А она и есть не от мира сего. Это ее спасает, приносит некую радость. Моя героиня живет иллюзиями, свято веря в свои фантазии. Именно так выстроен этот образ, без игры воображения он немыслим. Причем моя героиня достаточно эрудированный человек: не просто отдается стихии фантазии, но сочиняет на основе исторических фактов, имевших место в прошлом. И, когда она вовлекает в свой мир другого человека, ей становится радостно и приятно: одиночество отступает. Хотя поначалу, встретив на своем пути мисс Шон, ей непросто было увлечь эту чиновницу своими ощущениями, переживаниями, фантазиями. Но когда все ж удалось, почувствовала себя невероятно счастливой: ее кто-то понял, появилась возможность разыгрывать исторические сцены не только наедине с собой. И они вместе стали играть дома то, что не получилось воплотить на сцене. Ведь по большому счету, жизнь ее не удалась - неслучайно, что она совсем одинока и рядом с ней обитает лишь любимая кошечка Флорина. Спектакль начинается в фойе театра, с розыгрыша. Стоя на лестнице, я как экскурсовод рассказываю историю здания, вовлекаю публику в представление. Причем зрители не сразу понимают, что представление началась. Этот пролог мне нравится: я вижу лица, смотрю людям в глаза, они меня подпитывают. У меня ведь есть кинематографическая закалка, к тому же было много творческих встреч: и на заводах и на фабриках, и в филармониях - публика везде совершенно разная, и приходилось находить к ней свой подход, угадывать, чем можно заинтересовать. Вот потому близкий контакт, который здесь возникает, меня не пугает - напротив! Спектакль тепло принят зрителями, что радует. Наша сегодняшняя жизнь изобилует отрицательными эмоциями, и зрителю, наверное, интересно посмотреть, как мог бы в идеале существовать человек, оставаясь наедине со своими фантазиями, обретая внутренний покой. Надоели убийства, мордобой, бандитские погони! Думается, и персонаж, и ситуация, показанные в этом спектакле, не только необычны, но дают зрителю возможность самому чуть пофантазировать, прожить эту ситуацию, представить, как бы сложилась дальнейшая жизнь героев. Все это и находит отклик в зрительских сердцах. Многое идет от характера Я не знаю такую актрису, которая могла бы сказать, что у нее всегда все шло прекрасно и она всю жизнь играет лишь выдающиеся роли. Но каждая работа, которую я получала, каждая роль приносила мне огромную радость, да и провалов, к счастью, у меня особых не было. Конечно, одни роли дарили мне огромное удовлетворение, другие не очень хотелось играть, но работа есть работа. Громадной радостью была роль Роксаны в "Сирано де Бержераке" - я играла ее пятнадцать лет. Она стала для меня огромной школой, ведь я пришла в театр из кинематографа. Когда драматические артисты снимаются, это в порядке вещей, а вот прийти в театр из кино - совершенно другая специфика, здесь иной способ существования. К тому же зал у нас тогда был на 1700 мест - представляете, что это такое?! А я не привыкла на съемках играть для большой аудитории. Но справилась. Меня часто спрашивают, как мне удается всегда хорошо выглядеть, быть активной. Думаю, многое идет от характера, он помогает не зацикливаться на дурных эмоциях, неудачах - жизнь не проходит гладко, бывают и рытвины, и ухабы. Но если им придавать большое значение, постоянно перемалывать, страдать, то все отражается и на лице, и на состоянии здоровья А что касается внешности, так ее Боженька дал и папа с мамой. Никогда не сидела на диетах, не люблю себя ограничивать: ем пироги, конфеты... Наверное, сказывается балетное прошлое, хотя танцевала немного, до сих пор хожу на огромных каблучищах, изумляя своих балетных девочек, у которых после двадцати лет занятий танцами, почти у всех больные ноги. Безусловно, балетное училище мне дало умение носить туалеты, способность легко ходить по сцене. К сожалению, свои хореографические умения я так и не смогла реализовать ни в кинематографе, ни в театре. Пожалуй, лишь в "Стеклянном зверинце" немножко попела и потанцевала. Слагаемые успеха Жизнь моя складывается из дома и работы. Но равновесие меж этими составными случается редко. Если очень хорошо в театре, тогда дом отходит на второй план, если же в доме все прекрасно, отставание в театре. И потому, когда случались перерывы в работе (а простои у меня бывали длительными), я как-то сама себя занимала. И тогда больше внимание уделялось дому. Как активный человек, если за день ничего не сделаю, считаю, что день прожит зря. Так уж устроена. А дома все очень хорошо и спокойно, у меня заботливый супруг. Когда перед премьерой приходилось работать с утра до ночи, придя домой, видела уже накрытый стол, я ужинала и тут же шла отдыхать. Такая забота имеет громадное значение. Дочь моя окончила университет, английское отделение - работает, объездила весь мир (у нее своя фирма). Как-то в детстве ее приглашали на "Ленфильм", предлагая сниматься. Я же, к всеобщему удивлению, категорически воспротивилась. Чувствовала, что это не будет ее профессией, так зачем ей забивать голову - и оказалась права. А внучка, моя Лизочка, окончила Мухинское училище. У нее было несколько выставок, она работает в Русском музее. А в отношении собственного успеха... Я не звездный человек, успехом никогда не упивалась, хотя всегда приятно, когда зритель хорошо принимает. Но почему-то мне постоянно кажется, что многое сделано не так и что-то надо переделать. К себе я очень придирчива, всегда недовольна, за редким-редким исключением... Самое смешное, что, когда мы начали работать над "Игрой воображения", я думала: сыграю и все, хватит, пора на покой. И муж меня в том поддерживал. А прошла премьера, и уж опять маюсь, чтобы еще придумать - не наигралась! Такая вот актерская натура, актерская душа - все хочется еще что-то, еще, еще... Пока есть силы, пока чувствую, что я еще могу! Память о ленинградском детстве Не так уж и давно в магазине "Военная книга" продавался альбом со старыми фотографиями актеров. Стала листать и, представляете, нашла там себя, очень смешно было. Кто-то собирал, сохранил и вот решил продать. Сразу многое вспомнилось. Я очень любила собирать фотографии актеров. Их у меня было много, к сожалению, все погибло во время войны. Был замечательный, уникальный, уж не помню, откуда, портрет Печковского в роли Германа. Я ведь ходила в оперу, и "Пиковую даму" знала наизусть. Семья у нас была музыкальная, папа очень хорошо пел, мама играла. Конечно, я очень любила театр. Помню, какое незабываемое впечатление на меня произвел "Маскарад" с Юрьевым. Нас, маленьких, благо рядом было хореографическое училище и Александринский театр, всем классом повели на "Маскарад". Тогда играла Вольф-Израэль Нину, Арбенина - Юрьев. До сих пор помню, как читал монолог и в финале падал. В балетной школе проводились уроки драматического мастерства. У нас в училище был кружок художественной самодеятельности. И с самого начала я в этом кружке участвовала - мне очень нравилось. Сначала шел спектакль "Снежная королева", где я играла Снежную королеву. Папа тогда страшно удивлялся: такая маленькая стоит на сцене и что-то говорит в зал смело - откуда это у меня. А в другой постановке "Голубое-розовое" я играла одну из воспитанниц. Но вскоре началась война, и все оборвалось. Я не предполагала, как те детские впечатления отзовутся в моей биографии и я буду сниматься в кино, стану драматической актрисой... Также в рубрике: |