Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 29 (7189) 19 - 25 августа 1999г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаТы, Моцарт, типа, Бог... и все такое"Домашний театр". НТВ. Шоу продолжается Наталия КАМИНСКАЯ НТВ, по обыкновению, попало в точку, определяя жанр своей новой передачи. Конечно, нынешняя российская политика - "домашний театр", более того, "театр семейный". Эдакий междусобойчик со своим, отдельным от нашей общей жизни сюжетом, где домашние драматурги выдумывают злодеев и назначают героев-любовников. Со своим микроклиматом, где давление всегда 120/80, а наполнение пульса - 64. Даже смысл вполне понятных слов в этом театре меняется по ходу действия. Говорят, например, "преемник", а имеют в виду "приемник", то есть устройство, принимающее и транслирующее чужие слова и мысли. И сколько еще загогулин чудных готовит нам это все продолжающееся шоу? Но хватит общих рассуждений. Обратимся, как и положено профессиональным критикам, к самому, так сказать, артефакту. По большому счету, Владимир Жириновский (Моцарт) и Константин Боровой (Сальери) так и не сыграли маленькую трагедию Пушкина "Моцарт и Сальери". Не дали им сыграть. Авторы проекта (идея Аллы Цукановой, сопродюсеры "Премьер СВ", "Стронг-ТВ") проявили такой жесткий диктат, что от пьесы и "актеров" остались рожки да ножки. Режиссура надругалась над артистами, не предложив сколько-нибудь интересного авторского прочтения, на корню задавила творческие индивидуальности исполнителей. (Как это похоже на все те же политические реалии. Скажем, на взаимоотношения "президент - премьер".) Быть может, сладкая идея реванша владела постановщиками: вот, дескать, господа-политики, испытайте на собственной шкуре судьбу народа, ежедневно страдающего от вашей скверной режиссуры. Впрочем, не у Пушкина ли сказано: "Мне не смешно, когда фигляр презренный..." К слову сказать, и этой знаменитой сцены нам увидеть не посчастливилось. Мы так и не узнали отношения Владимира Вольфовича к слепому скрипачу, имевшему наглость наигрывать его (Вольфганга Амадея) бессмертные произведения. Адские муки Константина Натановича ("Все говорят, нет правды на земле, но правды нет и выше") также остались за кадром. Между тем, в самом распределении ролей таилась перспектива успеха. Тяжеловесный, с трудом влезающий в камзол Моцарт и изящный, легкий Сальери. Еще вопрос, кто из предложенных нам субъектов разъял музыку, как труп, а кто творил, не ведая тяжких усилий. Еще вопрос, кто к кому был снедаем смертельной завистью. Бесконечный треп политиков в бесконечных, перебивающих действие интервью - не в счет. Эскапады Борового в адрес политического противника, откровенный стеб Жириновского по поводу собственного величия - все это их ежедневные скетчи на политических подмостках, порядком наскучившие публике. Зачем эти "a parte", когда все личностные параметры исполнителей можно было бы просмотреть исключительно через пушкинский текст? Именно это и было бы самым интересным. К примеру, насмешливый, откровенно несерьезный Сальери - Боровой, пробрасывающий ключевую реплику "Ты выпил без меня?", вызывает даже некое подобие сочувствия. В самом деле, в кулуарах власти давно уже пьют без него, а созданная им Партия экономической свободы - столь же редкий гость на политической эстраде, как и произведения несчастного Сальери - на концертной. Не то - Моцарт. И в школьных классах, и в филармонических залах его творения звучат почти так же часто, как пение и мелодекламации Жириновского на предвыборных телеэкранах. Моцарт Жириновского - фигура прямо-таки величественная. "Нас мало избранных, счастливцев праздных" - сказано с такой мраморной весомостью, что с этим утверждением не поспоришь. Правда, финал сыгран Владимиром Вольфовичем излишне натуралистично. "Мне что-то тяжело... Пойду засну, - он произносит, хватаясь за живот. Ничто человеческое не чуждо нашим политикам. Да и пьют они, как было сказано одним из властей предержащих, что попало и с кем попало. К счастью, как выяснилось, в труппе "Домашнего театра" есть свой фармацевт - Брынцалов, исполнивший в прошедший понедельник роль Молчалина в грибоедовской пьесе. Вследствие чего трагического финала не будет. Вместо катарсиса в худшем случае катар... Первый опус "Домашнего театра" получился совсем уж "домашним". Очень маленькие сценические радости, за рамками портала давно уже переросшие в большие неприятности. Приходится признать, что наши стационарные политические труппы непомерно разрослись и продолжают прибавлять актерского балласта. Чем как не абсолютной профнезанятостью можно объяснить массовый бросок политиков на сценические подмостки? Телекомпания НТВ в данном случае взяла на себя всего лишь роль антрепренера. Налицо все признаки современной антрепризы: непритязательная режиссура плюс эксплуатация "звездных" имен. А сколько их еще выстроилось в очередь за ролями: экс-министры, экс-пресс-секретари, экс- спикеры, экс-лидеры экс-партий... Например, блистательный можно собрать исполнительский состав для пьесы А.Н.Островского "Не в свои сани не садись". Только - никакой активной режиссуры! Сами все сделают точно так, как написано у автора. Также в рубрике:
|