Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 29 (7189) 19 - 25 августа 1999г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Краски мира

Нить Ариадны из времен барокко

В Геттингене прошел ежегодный Генделевский фестиваль

Михаил ФИХТЕНГОЛЬЦ
Геттинген - Москва


Среди невообразимого множества музыкальных фестивалей, проходящих в Европе, часто встречаются "сольные" фестивали, посвященные музыке одного композитора. Георгу Фридриху Генделю досталось больше, чем кому бы то ни было, - его музыке посвящены пять музыкальных праздников. Два из них - в Лондоне и Мэриленде - пока молоды, и им предстоит еще завоевать себе место на музыкальном олимпе, но три других - в Халле, Геттингене и Карлсруэ - с уверенностью можно назвать настоящими колоссами. Самый старый и известный из них - фестиваль в Геттингене, сыгравшей важную роль в судьбе музыки Генделя.

Немного истории. В 1919 году местному искусствоведу Оскару Хагену пришла фантастическая идея поставить одну из генделевских опер, в ту пору находившихся в полном забвении. Сказано - сделано, и уже на следующий год в Геттингене играли "Роделинду", один из шедевров великого композитора. За ней последовали "Оттон", "Юлий Цезарь"... К концу ХХ века оперы Генделя смогли соперничать с произведениями Моцарта, Верди и Пуччини по количеству постановок и записей.

Геттингенский фестиваль, "изюминкой" которого стала опера, с годами только набирает силы - за почти 80 лет на нем побывали, вероятно, все адепты барочной музыки, начиная с легендарного Дитриха Фишера-Дискау и заканчивая экстравагантным Дереком Ли Реджином (знаменитый голос Фаринелли в одноименном фильме). В 1980 году руководителем фестиваля становится английский дирижер Джон Элиот Гардинер, придавший ему статус одного из крупнейших в мире центров барочной музыки. В 1990 году он передает бразды правления своему соотечественнику Николасу МакГегану. Почти каждый год после фестивальных представлений МакГеган записывает ту или иную оперу Генделя, и эти записи получают восторженные отзывы критики и слушателей. Великолепная серия опер, в строгом черном оформлении фирмы "Хармониа мунди франс", продается во всем мире (часто эти оперы можно видеть и в московских магазинах). Постоянные посетители фестиваля убеждены в том, что геттингенский Гендель особенный, и, похоже, у них есть на то все основания.

Небольшой немецкий городок на юге Нижней Саксонии, основанный где-то в конце Х века, славен на всю Германию своим превосходным университетом ("...и колбасами", как сострил некогда Гейне). Непринужденная студенческая атмосфера городка и любовь его жителей к искусству, которую иначе, как истовой, не назовешь, поражают всякого туриста. На 130 тысяч жителей приходятся два театра, концертный зал, несколько музеев и выставочных залов, свой симфонический оркестр и Генделевский фестиваль, ежегодно проходящий в теплое летнее время. Гендель, несмотря на то что никогда не был в Геттингене, считается его полноправным гражданином - его музыку любят и ждут каждый год. Нынешний фестиваль порадовал великолепной программой: опера "Ариадна на Крите", оратория "Теодора", балет "Терпсихора", концерты оперных звезд Олафа Бэра, Ральфа Попкена и Натали Штуцманн, оркестров "Кончерто Кельн" и "Ла Стагионе Франкфурт". Но больше всего ждали, естественно, оперу.

Николас МакГеган, возглавив фестиваль, коренным образом изменил стиль оперных постановок. Пригласив команду блестящих профессионалов, он постарался создать спектакль, максимально приближенный к эстетике генделевской эпохи. Дело не только в старинных инструментах и манере пения - здесь костюмы и декорации выполняются по эскизам XVIII века. Американский художник Скотт Блейк создает изящные пасторальные "задники" и кулисы, а по-барочному роскошные костюмы шьются под руководством Бонни Крюгер, доцента Вашингтонского университета. Режиссура Кэтрин Тьюроси минимальна, потому что в восемнадцатом столетии категории "режиссер" в оперном театре попросту не было. Ауру дополняют строгий интерьер Немецкого театра и красивые сценические эффекты, столь любимые в барочной опере. Добавьте к этому изысканные танцевальные интермеццо, где царят солисты "Нью-Йорк барокко данс компани" - крупнейшие специалисты в области барочного танца, - и перед вами подлинная, оригинальная оперная постановка XVIII века. Но как смотрится такая постановка, столь далекая от норм современного театра, в наши дни?

Четыре часа в душном зале и крайняя скупость внешнего действия оказались не помехой для зрителей, среди которых были как "ветераны", так и новички. Сказочно красивое убранство сцены и роскошный генделевский вокал могли увлечь даже самого большого скептика. Молодые певцы, приглашенные Николасом МакГеганом (большая часть из них дебютировали на фестивале), с прекрасной выучкой и сильными чистыми голосами оказались достойными наследниками тех легендарных звезд, для которых Гендель писал свои арии, - Джованни Карестини, Анны Страды, Маргериты Дурастанти. Здесь, так же, как и в генделевском театре, происходит своеобразный турнир голосов, и часто не знаешь, кому отдать предпочтение. Англичанка Софи Данеман в роли Ариадны, обладательница прозрачного "серебристого" голоса, не отпускала внимания публики от первой до последней ноты - столь виртуозна была ее трактовка образа легендарной принцессы, воспетой Генделем. Роль ее верного спутника, греческого героя Тезея, стала триумфом юной голландки Вильке те Брюммельштрете, голос которой легко и свободно преодолевает сложнейшие фиоритуры партии, рассчитанной на Джованни Карестини - одного из лучших певцов-кастратов XVIII века. Вторая пара любовников была не менее великолепна - светлое сопрано Кристины Брандес (в роли героя Алкеста) оттеняло глубокое густое меццо Дженнифер Лейн (Карильда). Однако главную роль сыграл все-таки Николас МакГеган - дирижер с потрясающим чувством стиля и умением доносить любой нюанс музыки до слушателя. Оперы Генделя в руках музыканта - не запыленный музейный экспонат, а живое творение, способное поражать и волновать ничуть не меньше опер Моцарта, Вагнера или Верди.

Сам дирижер не без гордости говорит, что настоящую барочную оперу можно увидеть только в двух местах - в знаменитом театре в Дроттинхольме в Швеции и в Геттингене. В следующем году фестивалю исполняется 80 лет, и по этому случаю будет поставлена "Роделинда" - та самая опера, с которой началось возвращение генделевских шедевров на сцену. "А много ли людей постоянно приезжают на фестиваль?" - спрашиваю я и получаю утвердительный ответ. Люди хотят вернуться в Геттинген, чтобы вновь, ведомые нитью Ариадны, попасть в волшебный мир генделевской музыки.

Также в рубрике:

КРАСКИ МИРА

НАШИ ЗА ГРАНИЦЕЙ

ВСЕ ОБО ВСЕМ

ПЕРСОНАЛИИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;