Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 29 (7189) 19 - 25 августа 1999г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраРастяпинские забавыИстория нижегородского поселка в игрушках Вера АБРАМОВСКАЯ Сколько бы ни общалась я с рядовыми культуры провинции, знала, что рано или поздно обязательно всплакнут: "Все упирается в финансы", "отсутствие средств подрезает крылья творческой фантазии". И это был отнюдь не картинный плач русского интеллигента - сеятеля разумного, доброго, вечного, - но констатация печального факта: российской культуре живется тяжело, провинциальной культуре - тем паче. Однако на каждое правило непременно найдется исключение. Сколько бы ни раскручивала я "декоративно-прикладных" дел мастера Корнева из Дзержинска на разговор о проблемах, так и не дождалась от него ни единой слезинки. Как известно, нынче, на излете двадцатого века, стало чрезвычайно актуально интересоваться стариной, искать свои корни. Человеку с фамилией Корнев, как говорится, сам Бог велел этим заниматься. Но наш герой пошел дальше: не столько корни своего рода ищет, сколько со всеми предками одного края хочет "породниться" и "породнить" всех своих земляков. Все мы друг другу родственникиЛет десять назад придумал дзержинский скульптор-миниатюрист Владимир Васильевич Корнев нечто и назвал это "растяпинской забавой". Он утверждает, что это совершенно новое направление в керамической миниатюре. И просит не путать его с известными народно-художественными промыслами - гжельской керамикой, дымковской или богородской резной игрушкой и прочая, прочая. В чем же уникальность "Растяпинской забавы"? Керамические игрушки изображают реальных людей, действительно проживавших на территории поселка Растяпино в 1900 - 1930 годы (то есть до той поры, когда он перестал существовать, а на его месте был построен город Дзержинск). Главные персонажи "Растяпинской забавы" - это простой растяпинский люд. В героях ходят пастухи и бочары, банщики и "бычководы", лекари и плотники, и прочие работники. У каждой игрушки есть имя, своя история, своя биография. Известно, кто чей родственник, кум, сват, брат. И даже если вы хаотично разбросаете игрушки по студии, то все равно окажется, что они находятся в каком-нибудь родстве. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь"Растяпинская забава" - это популярная история растяпинского края в шарже. И у всех, кто нам ее рассказывает, - у керамических игрушек - улыбка до ушей. И мы, зрители, тотчас расплываемся в улыбке. Но это отнюдь не означает, что мастер Корнев призывает всех с улыбкой относиться к прошлому. Оказывается, никакой политической подоплеки в этом нет. Просто, по Корневу, любая игрушка прежде всего должна приносить людям радость. Во-вторых, улыбающаяся игрушка непременно привлечет внимание. Известно, что мы быстрее сходимся с человеком, сумевшим расположить нас к себе доброй улыбкой. Вообще, Корнев признался, что мечтал бы пожить (как и все мы, наверное) в таком идеальном обществе, где бы все друг другу только улыбались, где начисто отсутствуют зло, агрессия. Но это уже сказка, мечта. Так приходит мировая слава"Забавляемся сами, забавляем других", - такой веселый девиз придумали мастера "Растяпинской забавы". И это формула творчества, выживания, успеха. Девять лет назад Владимир Васильевич мог только мечтать о том, чтобы его "ноу-хау" стало неформальной визитной карточкой города. А ныне - это реальность. Знаю, что популярный режиссер Алла Сурикова, побывавшая в Дзержинске на кинофестивале "Ока" с новой комедией, с первого взгляда влюбилась в эти изделия местных мастеров. Была "Растяпинская забава" и в доме у покойного Юрия Никулина. Прописалась она и в офисах Организации Объединенных Наций. Кстати, судя по опросным листам, что раздавались еще лет пять назад покупателям-иностранцам на Покрове (нижегородском Арбате), как минимум по одной игрушке проживает теперь во всех странах Европы, в каждом американском штате, в Австралии, Японии, Китае. Кстати, иностранные гости не только на Покровке игрушки приобретают. В Дзержинскую студию уже наведывались поляки, французы, американцы, индусы и тоже без игрушки не ушли. Но можно предположить, что больше всего растяпинских игрушек проживает все же в Германии, ибо с недавних пор Дзержинск и Биттерфельд стали городами-побратимами. Каждая забава - эксклюзивНебольшая экспозиция "Растяпинской забавы" открылась и в Нижегородском художественном музее. И это, на мой взгляд, большая честь для дзержинских умельцев. Кстати, Корнев рассказывал курьезный случай. Как только прописалась "Растяпинская забава" в художественном музее, молодой экскурсовод-стажер, сопровождавший иностранных туристов, "со знанием дела" назвал ее старинным народным промыслом. Интуристы одобрительно закивали и, конечно же, в это поверили. С одной стороны, Корневу могло бы и польстить в известных пределах, что его "Забаву", рожденную в девяностом, уже причислили к старинным народно-художественным промыслам. С другой... Корнев все равно, исторической справедливости ради, непременно поведал бы иностранцам, что, во-первых, не водилось доселе ни в растяпинских, ни в каких других местах такого промысла. Во-вторых, не будет водиться никогда. "Мы не ставим целью, - говорит Владимир Васильевич, - превратить "Растяпинскую забаву" в промысел. Мы не намерены работать на поток, запускать цеха по производству игрушек, пусть и получивших уже немалую популярность. Ведь в таком случае игрушка потеряет уникальность, утратится ее эксклюзивная ценность". А в эксклюзивности, как считает Корнев, и стоит искать главную причину популярности растяпинской игрушки. И все-таки коли уж есть на игрушку большой покупательский спрос, то я позволю себе спуститься из поднебесья чистого искусства, истории и краеведения на землю и сказать о тонюсенькой коммерческой ниточке, что хоть и подспудно, но вплетается в общий клубок, формирующий явление "Растяпинская забава". Подпитывает, помогает выживать. Покупателей "Растяпинской забавы" можно условно разделить на две категории. К первой относятся те, кто приобретает недорогие мелкие вещички- сувениры. А спрос на исторических персонажей велик главным образом у коллекционеров. Кстати, в Нижнем Новгороде насчитывается уже около десятка страстных собирателей "Растяпинской забавы". И пальма первенства принадлежит женщине, собравшей все триста двадцать персонажей. Именно столько их появилось на свет за девять лет существования студии. Эта коллекционерка бывает порой в претензии к дзержинским мастерам, если те подолгу не выпускают новинок. И приходится мастерам в очередной раз объяснять своей поклоннице, что не могут они взять обязательство выпускать каждую неделю по игрушке, ибо занимаются они творчеством. Если случится катастрофа...Мастера "Растяпинской забавы" грустно шутят иногда: даже если случится, не приведи Бог, мировая катастрофа и они чудом выживут, то все равно будут в состоянии производить растяпинскую игрушку. Без электроэнергии, без суперглин и суперкрасок. А если серьезно, то они действительно довольны глиной, привезенной с Афонинского разреза, что под Нижним Новгородом, либо взятой на керамическом заводе. Но бывали времена, когда кончалось и то, и другое сырье и они просто брали ту глину, что валялась под ногами, - самую низкопробную. Наберут по два ведерка такой глины, разбавят ее водой, через чулочки-колготочки процедят, доведя до консистенции пригодной для работы, - и за работу. А для обжига игрушки используют старый, сработанный дедовским способом горн, что прижился на дачном участке. Не испугало мастеров и то, что эмульсионные суперкраски стали супердорогими. Нашли выход из положения: на дзержинских химических заводах подбирают специальные пигменты, добавляют в самую обыкновенную краску, и получается конфетка... Исключения из правилЛепить или не лепить? - этим почти гамлетовским вопросом задались недавно Корнев и студийцы, размышляя над тем, пополнять ли коллекцию фигурками Николая II, Ленина, Сталина. С одной стороны, они не жители Растяпино, а исторические персонажи, которые в поселке никогда не были. С другой стороны, деяния этих эпохальных личностей, сменявших друг друга в начале века, коснулись каждого из растяпинских обывателей. Все основательно обдумав и взвесив, умельцы решили все-таки лепить. "Как исключение из правил" появились также фигурки Феликса Дзержинского и Михаила Калинина. Последний подписал декрет о переименовании поселка Растяпино в Дзержинск. Мед черпали бочкамиЕсли долго и обстоятельно беседовать с Владимиром Васильевичем о его деле, то непременно из уст его рефреном будут звучать слова: "исторически точно", "историческая подоплека". Оказывается, мастера-керамисты пользуются самыми разными источниками информации. Что-то есть в городском краеведческом музее, что-то можно найти и в заметках краеведов, опубликованных в городской газете. Но, конечно, особую ценность представляют беседы с живыми очевидцами Растяпино, дедушками и бабушками, которых еще можно отыскать в поселке Дачный, что под Дзержинском. И чем больше рассказов слышат мастера, тем явственнее для них становится, что Растяпино было хоть и маленьким, но отнюдь не заурядным поселком. Растяпинцы вели довольно умный образ жизни. Здесь жили радостным трудом: ведрами черпали мед и отвозили его на Нижегородскую ярмарку, семьи зажиточных селян сдавали дома дачникам - московской знати и нижегородским купцам да знаменитостям из оперного театра... И вдруг настал черный день, когда пришли черные мужики в черных тужурках и все порушили. В двадцатые годы каждый дом в Растяпино был раскулачен. А еще Корнев открыл для себя, что поселок Растяпино, на месте которого возник город Дзержинск, снискавший славу столицы химии и одного из экологически неблагоприятных городов, был райским уголком для дачников: чистейшие озера, живописный правый берег Оки с видом на прекрасные заливные луга, река, кишащая рыбой, малинники в лесах, где не переводилась дичь. Сущая пастораль. В связи с чем Корнев высказывает отнюдь не бесспорную точку зрения: если бы те, кто основывал город в тридцатом, пошли по пути превращения его в курорт, а не в химический центр, то сегодня дзержинцы имели бы больше, чем имеют. Впрочем, гадать, поворачивать колесо истории вспять - не самое благодарное дело. Игры в топонимикуВ начале перестроечных девяностых пронеслась волна тотальных переименований, которая задела и провинциальный Дзержинск. В городе даже была создана специальная топонимическая комиссия, которая работала так, словно вместо сердца у нее пламенный мотор. Разумеется, тогда разгорелась и главная дискуссия - оставаться ли Дзержинску Дзержинском или переименоваться, например, в Растяпино. Как это ни удивительно, но Корнев к перспективе переименования Дзержинска в Растяпино сразу же отнесся скептически. Все это, по его мнению, как-то несерьезно, игрушечно как-то. Коли уж дали городу при рождении имя, то зачем его на седьмом десятке менять? Извольте, господа хорошие, уважать историю, не вычеркивать ее страниц. Во-вторых, переименование города вовсе не гарантирует моментального превращения всех его жителей в больших знатоков и ценителей своего края, его истории. Гораздо большего можно добиться, и не меняя вывески, если все творцы и краеведы города будут продолжать с рвением заниматься любимым делом и постепенно "обращать в свою веру" молодых. * * *Любой мастер стремится передать секреты своего мастерства, свой опыт молодым. Так живая нить творчества не прервется. Помимо юных дзержинцев, студийцев, "Растяпинской забавой" занимаются сегодня и два молодых жителя Санкт-Петербурга - сын Владимира Васильевича Корнева и невестка. Что касается маленького внука, который регулярно гостит в Дзержинске у молодого деда, то пока он в руки глину не брал. Но уже хорошо, что к любой игрушке относится уважительно: ни единой не сломал. Также в рубрике:
|