Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 25 (7688) 2-8 июля 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаКинопалата № 31Завершился Московский международный кинофестиваль Светлана ХОХРЯКОВА
После оглашения итогов Московского международного кинофестиваля, которые просто ошарашили, жюри под руководством Павла Лунгина вывели на пресс-брифинг к журналистам. Выставили вдоль стены, на которую были нацелены теле- и фотокамеры, множество микрофонов ведущих российских каналов. Лунгин мрачно пошутил: "Нас как коммунистов вывели на расстрел". Награждены почти во всех номинациях российские картины - "Петя по дороге в царствие небесное" Николая Досталя, "Чудо" Александра Прошкина, "Палата № 6" Карена Шахназарова в лице актера Владимира Ильина да еще "Мелодия для шарманки" Киры Муратовой (двенадцатилетняя Лена Костюк в роли девочки-сиротки объявлена лучшей актрисой). Муратова хоть и живет в Одессе и впервые сняла фильм полностью на украинские деньги, все равно - своя. Нарушила этот расклад мексиканская картина "Пять дней без Норы", принесшая приз за режиссуру Мариане Ченийо. Бранить жюри за содеянное совсем не хочется. Конкурсная программа, которую ему довелось судить, совсем не радовала, хотя, если и в ней покопаться, можно было обнаружить и других лидеров. Но это не спасает ситуацию. Если важнейшим из искусств для нас является российское кино, то давайте проводить еще один национальный фестиваль, а о слове "международный" забудем до лучших времен. Главный национальный фестиваль страны у нас уже есть. Это "Кинотавр", который в последнее время делает ставку на молодых. Так давайте собирать мэтров отдельно, не в Сочи, а в Москве, и все будут довольны. Иногда кажется, что мы достойны того фестиваля, который имеем. Доволен президент ММКФ Никита Михалков и его команда, а уж как довольны наши режиссеры, получившие награды, и говорить не надо. А иностранцы пусть сидят по домам и посещают другие фестивали. Никита Михалков, подводя итоги ММКФ, с гордостью привел цифры: на 28 процентов больше по сравнению с прошлым годом аккредитовано журналистов. Но иностранцев, которые, в конечном счете, и создают славу международным фестивалям, при этом как не было, так и нет. А наши фотографы и операторы на заключительной церемонии гонялись за кем угодно, кто не имел никакого отношения не только к этому фестивалю, но и кино вообще. Тео Ангелопулос прошел по зеленой дорожке (так выглядит звездная дорожка по желанию спонсоров ММКФ) под стук собственных каблуков. На одиннадцать процентов увеличилось количество фильмов (качество оказалось не важнее количества). Посещаемость возросла на 17 процентов (тем более возрастает ответственность за то, что ты предлагаешь публике). Никита Михалков говорил о том, что можно сетовать на качество кино, а не фестиваля. Но все это взаимозависимые вещи. Он говорил, что современный кинематограф вымывает волю жить, выбивает почву из под ног, что уровень режиссуры низок всюду. Получается только, что он низок где угодно, только не у нас, раз лучшими становятся исключительно российские картины. Один из членов жюри - британский продюсер Ник Пауэлл рассказывал нам о печени, которую надо будет успокоить после Московского фестиваля. Очевидно, принимали и гостей, и членов жюри хлебосольно. Михалков умеет все обустроить, но печень печенью, а пищу для души тоже хотелось бы получить полноценную. Вышел за наградой великолепный актер Владимир Ильин - получать приз за лучшую мужскую роль и сказал, что дуракам в России везет. Его герой работает и живет среди душевнобольных. А тот же Ник Пауэлл, вручая спецприз Александу Прошкину за фильм "Чудо", удивлялся газетной заметке, в которой говорилось, что наше правительство договорилось с Церковью о том, чтобы священники в проповедях убеждали прихожан в том, что не отдавать деньги - большой грех, таким образом отправив всех британских продюсеров в ад. Павел Лунгин подхватил эстафету, вручив "Золотого Святого Георгия": "Церковь велит нам платить долги, вот мы и делаем это, отдавая награду неожиданно смелой и гуманистической картине "Петя по дороге в царствие небесное". "Это действительно русский фестиваль! Не судите меня строго, российские фильмы были лучшими, а все другие - осетриной не первой свежести". "Дуракам везет вдвойне, - скажет продюсер "Пети..." Федор Попов, - наша картина тоже немного об умалишенном". "Так можно! - подведет черту Никита Михалков. - Не бойтесь давать свои фильмы на ММКФ, если они будут лучшими, то будут получать все то, чего они достойны". Это обращение в адрес российских режиссеров. В общем, пусть другие боятся. Увенчал церемонию награждения приз "За вклад в киноискусство" - грузинскому режиссеру и народному артисту СССР, создателю легендарного фильма "Отец солдата" Ревазу Чхеидзе. Этот мудрый человек говорил о неразрывности русского и грузинского народов, о том, что тучи рассеются, а небо останется чистым. Так российский триумф дополнил союз с грузинским народом. Если конкурс не блистал открытиями, то немало было любопытных картин во внеконкурсных программах, составленных в том числе и из хитов Каннского и Берлинского кинофестивалей. Не раз в дни ММКФ приходилось выслушивать высказывания Никиты Михалкова, Владимира Хотиненко и других наших режиссеров о том, что Каннский фестиваль-де не представлял собой ничего особенного в этом году, о чем они там в Канне думают, непонятно. Ей-богу, странно все это выслушивать от людей, которые не в состоянии наладить нормальный ритм собственного фестиваля. Бывали дни, когда приходилось перебегать из одного зала в другой, не находя ничего стоящего на экранах. Исключением стал фильм Вернера Херцога "Встречи на краю света", рассказывающий о путешествии этого бесстрашного режиссера в Антартику. Сняты все богатства этой земли, а вернее, ее бескрайних снегов, изумительно. Жизнь морских корненожек зафиксирована куда убедительнее жизни многих двуногих в игровых картинах основного конкурса. Экранизация "Капитала" Маркса, предпринятая немецким режиссером Александром Клюге, воплотившим то, о чем только мечтал Эйзенштейн, - всего лишь выжимка десятичасового опуса, снятого Клюге. Желающих посмотреть, что это такое, нашлось немало. Увы, замысел оказался гораздо ярче реализации. Тайны товарного фетишизма, как и экспроприация экспроприаторов так и остались туманными фразами, подкрепленными видами полок супермаркетов. Зато всех впечатлила истинная могила Маркса, с потрескавшейся надгробной плитой, куда не ступает человеческая нога. Ноги ведут лишь к мнимому захоронению, где никакого Маркса нет. Киноисторик Евгений Марголит с невероятным энтузиазмом представлял программу "Социалистический авангардизм". В фестивальной суете все не хватало времени зайти в небольшой зал, где показывали раритеты советского кино: "Государственного чиновника" Ивана Пырьева, "Чудесницу" Александра Медведкина, другие картины, иногда в сопровождении тапера. "Хлеб" Николая Шпиковского вышел на несколько недель раньше знаменитой "Земли" Довженко и остался в ее тени. И картину Марка Донского "Дорогой ценой" мало кто видел. Поразительно, насколько лишено цинизма то, давнее кино. В нем была чистота помыслов, которой почти не знает изощренный современный кинематограф. Такими вот отдельными вспышками и жив был фестиваль, они задавали ему планку, делали по-настоящему эксклюзивным кинособытием. Жаль только, что такой высоты ММКФ в целом, похоже, не достичь не только в ближайшем, но и отдаленном будущем. Также в рубрике:
|