Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 25 (7688) 2-8 июля 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Одна неделя"Горячих лет прохладный сад"В Александрове чтят Марину и Анастасию Цветаевых ОТКРЫТИЕГеоргий ОСИПОВ
"За этот ад, / За этот бред/ Пошли мне сад / На старость лет", - писала Цветаева уже в эмиграции, в 1934 году. Строки неслучайные - разнообразные растения там и тут прорастают сквозь ткань, сквозь плазму ее творчества. В стихах о Москве: "Мне и доныне / Хочется грызть / Жаркой рябины / Горькую кисть". В ставшем уже общеизвестном отрывке из письма: "Я хотела бы лежать на тарусском хлыстовском кладбище, под кустом бузины... где растет самая красная и крупная в тех местах земляника". Так что появление сада напротив Литературно-художественного музея сестер Цветаевых в Александрове вполне естественно и органично. Тем более что "метафорическая", как говорит директор музея Лев Готгельф, его часть - а кроме нее, в комплекс входят мемориальный дом и экспозиция "Александров - 101-й километр" - вполне с садом "согласна". Его внутреннее пространство застекленной искусственной рекой - жизни, времен, забвения? - поделено пополам. В одной воссоздается атмосфера Александрова, Александрова 1916 - 1917 годов, времени, когда к месту службы своего второго мужа, Маврикия Минца, уехала младшая Цветаева, а старшая регулярно навещала ее. В другой - фотографии "действующих лиц", и в том числе самая знаменитая, последняя, где Цветаевы запечатлены вместе - Марина с Сергеем Эфроном и дочерью Алей и Анастасия с Маврикием Минцем и сыном от первого брака Андреем Трухачевым. Иными словами, семейство перед выходом не на зеленую Староконюшенную улицу, на которой стоит дом, а в сад. Гефсиманский...
Так что сад напротив цветаевского дома более чем уместен. Тем более что последний сад (или сквер, как хотите) был устроен в уездном Александрове больше ста лет назад. В советские времена не до того было, а еще четверть века назад городским гидам категорически "не рекомендовалось" упоминать сестер Цветаевых. Городок, бывший во времена Грозного фактической столицей Руси, насыщался предприятиями разной степени секретности. Одно из них, принадлежащее Всероссийскому обществу слепых, расположено совсем рядом, и тем, кто на нем трудится, сад, победивший на конкурсе "Музей в меняющемся мире", тоже совсем не лишний. Сад, возникший на заболоченном пустыре (автор проекта - дизайнер В.Льянов) и фактически соединяющий воедино три музейных здания, представляет собой, попросту говоря, двухуровневую площадку, разделенную невысокой подпорной стенкой из природного камня. Верхняя часть предназначена для различных музейных мероприятий, в том числе концертов уже достаточно знаменитого фестиваля камерной музыки имени Сергея Коршункова - соседа Цветаевых, жившего в очень небогатом доме, но игравшего на скрипке работы знаменитейшего немецкого мастера Клотца - инструмент звучит до сих пор. Нижний сад - типичная площадка для отдыха с бассейнами, декоративным мостиком и площадками для отдыха, соединенная с верхней лестницами и пандусом для инвалидов. И не беда, что над ней проходит окрашенная в ядовито-желтый цвет труба газопровода - ее со временем вполне возможно опутать диким виноградом или хмелем.
У многих, кто приехал на открытие сада - а непременную ленточку, как бы обозначая нерушимую связь времен, разрезала Ольга Трухачева, внучка Анастасии Цветаевой, - на лицах читался легкий налет разочарования. Да, до "прохладного сада", о котором писала Марина Ивановна, пока что далековато: полтора десятка тоненьких деревьев и кустиков рябины, сирени, жимолости... Цветаевский сад нужно холить, лелеять... Но в первую очередь - охранять. Район этот, в отличие от предреволюционных лет, совсем не аристократический, и что может случиться, несмотря на внушительную ограду, с "младенцем" (а точнее - только что прижившимися саженцами), очень красноречиво свидетельствуют некоторые элементы украшения нижнего сада, уже до его открытия сломанные и изуродованные. И у самого музея проблем, что называется, полон рот. Да, получены гранты от спонсоров, от владимирского губернатора и от президента - на них отреставрирована упомянутая часть музея. Но денег не хватило на вторую, запланированную очередь сада - над живописным обрывом, хотя участок уже закреплен за музеем. Откуда взять деньги на спасение недоступного сейчас для посетителей мемориального дома, в котором совсем недавно сразу в двух местах провалился потолок? Очень не хочется, чтобы в одночасье осиротели александровские "дети капитана гранта". Также в рубрике:
|