Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 25 (7688) 2-8 июля 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраФонтанных дел мастера"Вольный Имперский город Аугсбург" в Московском Кремле Елена ШИРОЯН
Сразу в двух выставочных залах Музеев Московского Кремля - Успенской Звоннице и Одностолпной палате Патриаршего дворца - развернут проект, переносящий нас в древний немецкий город. За пышным, в духе барокко, названием "Вольный Имперский город Аугсбург. Столетия величия" стоит роскошная коллекция из двухсот предметов, привезенная в Москву из художественных собраний и музеев Аугсбурга. Как всегда, в Кремле многое впервые: и приглашенные музеи, и масса экспонатов, прежде никогда не покидавших родной город, да и само его название - у нас малоизвестное, хотя не раз упомянутое на этикетках Оружейной палаты. Изюминкой служит то обстоятельство, что впервые в цикл выставок, повествующих о королевских и императорских сокровищницах, влился не какой-либо дворец или музей с чьей-то личной коллекцией артефактов, а целый город. В Германии - один из древнейших, основанный римлянами, потомками императора Августа, как форпост за Альпами. Гордившийся римским именем, в Средние века он стал местом заседаний рейхстага, на которых провозглашали главу Священной Римской империи, а в Новое время принял участие в освоении заокеанских земель. Гордое самоощущение аугсбургцев - наследников Рима - передает бронзовый рельеф "Согласие между Августой и Ромой" (нетрудно догадаться, кто такая Августа), некогда украшавший городской фонтан "Геркулес". К столь славной истории добавим богатейших купцов и банкиров, прагматично водивших дружбу с королями, славу первого в Европе центра часового и златокузнечного дела, в XVI - XVIII веках столицы искусств и ремесел, взявшей себе ренессансный девиз "служение Искусству", - и портрет города мастеров почти готов. Почти, потому что описать словами эти величие и роскошь, разумеется, невозможно, но для того и придуманы выставки, чтобы убедиться воочию в справедливости легенд. Отправной точкой проекта, подготовка которого длилась более трех лет и осуществлялась под патронатом первых лиц двух держав - Дмитрия Медведева и Ангелы Меркель, - стала великолепная, крупнейшая в мире коллекция серебра из Аугсбурга в Московском Кремле, веками формировавшаяся из посольских даров и императорских заказов. Впрочем, любование ею факультативно: год назад побывав на исторической родине с выставкой "Царское серебро. Аугсбургское серебро из Кремля" в Музее Максимилиана, потиры и кубки скромно вернулись в Оружейную палату. Все внимание - гостям из Баварии, благо тут сплошь шедевры. Горный хрусталь соперничает со слоновой костью, серебро - с эмалью, живопись - с рельефами... Но совсем неожиданно в центре Одностолпной палаты оказались не драгметаллы или церковная утварь, а бронзовая скульптура городского фонтана. Фигуры Тритона и бронзовых амуров, жестоко укрощающих лебедей (конечно, речь идет о борьбе порока и добродетели), - составные части скульптурной группы "Геркулес, побеждающий гидру" фонтана "Геркулес", как и украшения сточных желобов фонтана "Меркурий", недавно были сняты со своих первоначальных мест и заменены копиями. Сегодня это - музейные экспонаты: впервые покинув Аугсбург, они гостят в Кремле под бдительным оком автора, выдающегося скульптора маньеризма и раннего барокко Адриана де Вриса, чей портрет тоже выставлен в Москве. И тоже впервые - не повторять это слово трудно! Кремлевские дизайнеры удивили необычным решением экспозиции: в ней словно борются две ипостаси города как культурно-исторического феномена. Драгоценная церковная утварь, предметы роскоши, произведения "настоящего" искусства - статуэтки, картины, а рядом с ними - привычные, вроде бы простые и дешевые, а главное, демократичные экраны мониторов. Видеоролики, проецируемые на средневековые стены, будто распахнули перед нами вход в город: они уводят нас куда-то в глубь старинных кварталов по узким улицам, заставляют кружить возле "великолепных фонтанов", прославивших Аугсбург. Иногда "окна" с видом на башни собора сменяются крупным планом одного из уникальных экспонатов - большой кружки слоновой кости. Творение резчика Георгия Петеля (1630) трудно представить полным пива даже в руках короля: восхитительный рельеф идет по кругу, являя Геркулеса, пьяного Силена, Смерть с косой. Венчает эту аллегорическую историю фигурка мальчика на дельфине, а видеопроекция позволяет "поднести к глазам" тончайшую резьбу. Но от экранов стоит отвлечься, чтобы рассмотреть раритеты в витринах - например, памятные доски аугсбургских златокузнецов: на деревянный круг наподобие мишени после смерти мастера вписывали его имя и клеймо, располагая многочисленные гербы рядами по часовой стрелке. Не перестающие удивлять совершенством исполнения экспонаты - ореховая "Богоматерь Апокалипсиса" (1520) Себастьяна Лошера, выточенный из корня редкостного дерева кубок семьи патриция Гайцкофлера (1538), крестильный гарнитур Кристофа Ленкера (1602), декоративная пластина с эмалью 1607 года, в которой блеснул мастерством Давид Альтенштеттер, или домашний алтарь начала XVII века из чеканного серебра - светятся в витринах, над которыми "выстроились" дома Аугсбурга. В видеопортрете города, опоясавшем верхний ярус Палаты, сменяется освещение, звенят трамваи, вспыхивает фейерверк. Отблески огней падают на барочное чудо - "серебряный чемодан". Если точнее, дорожный сервиз в кожаном чемодане с массой роскошных вещиц предназначался не столько для путешествий, сколько для демонстрации богатства и модного вкуса в будуаре знатной дамы. Под стать ему настольный кабинет с часами и серебряными рельефами - затейливая большая игрушка 1710 года. Удивительно, склонные к экспериментам музейщики Кремля спрашивали первых посетителей, нравится ли им такое "смешение жанров". Конечно, да! Тщательно взвешенная доза медиатехнологий заметно оживила академическую выставку. Дорогого стоит и возможность одновременно видеть съемку действующих фонтанов и их реальные детали. Второй зал, в Звоннице, выглядит более традиционно, хотя тоже полон диковин: чего стоит хотя бы на диво сохранный предмет "звучащей мебели", верджинел в форме шкатулки для шитья (1640). К слову, Аугсбург был еще и международным центром создания музыкальных инструментов. Звучание этого мини-органа от Даниэля Бидерманна, украшенного копией картины фламандца Мартина де Воса, воспроизведено в видеофильме. Так что, хотя взять в руки хрупкие старые вещицы вам не позволят, их дадут "потрогать" с помощью медиа. Возможно, это и есть перспективный путь развития музеев, который деликатно обозначила еще одна блистательная выставка в Московском Кремле. Также в рубрике:
|