Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 25 (7688) 2-8 июля 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Фонтанных дел мастера

"Вольный Имперский город Аугсбург" в Московском Кремле

Елена ШИРОЯН


Тритоны А. де Вриса с фонтана "Геркулес"

Сразу в двух выставочных залах Музеев Московского Кремля - Успенской Звоннице и Одностолпной палате Патриаршего дворца - развернут проект, переносящий нас в древний немецкий город. За пышным, в духе барокко, названием "Вольный Имперский город Аугсбург. Столетия величия" стоит роскошная коллекция из двухсот предметов, привезенная в Москву из художественных собраний и музеев Аугсбурга. Как всегда, в Кремле многое впервые: и приглашенные музеи, и масса экспонатов, прежде никогда не покидавших родной город, да и само его название - у нас малоизвестное, хотя не раз упомянутое на этикетках Оружейной палаты.

Изюминкой служит то обстоятельство, что впервые в цикл выставок, повествующих о королевских и императорских сокровищницах, влился не какой-либо дворец или музей с чьей-то личной коллекцией артефактов, а целый город. В Германии - один из древнейших, основанный римлянами, потомками императора Августа, как форпост за Альпами. Гордившийся римским именем, в Средние века он стал местом заседаний рейхстага, на которых провозглашали главу Священной Римской империи, а в Новое время принял участие в освоении заокеанских земель. Гордое самоощущение аугсбургцев - наследников Рима - передает бронзовый рельеф "Согласие между Августой и Ромой" (нетрудно догадаться, кто такая Августа), некогда украшавший городской фонтан "Геркулес".

К столь славной истории добавим богатейших купцов и банкиров, прагматично водивших дружбу с королями, славу первого в Европе центра часового и златокузнечного дела, в XVI - XVIII веках столицы искусств и ремесел, взявшей себе ренессансный девиз "служение Искусству", - и портрет города мастеров почти готов. Почти, потому что описать словами эти величие и роскошь, разумеется, невозможно, но для того и придуманы выставки, чтобы убедиться воочию в справедливости легенд.

Отправной точкой проекта, подготовка которого длилась более трех лет и осуществлялась под патронатом первых лиц двух держав - Дмитрия Медведева и Ангелы Меркель, - стала великолепная, крупнейшая в мире коллекция серебра из Аугсбурга в Московском Кремле, веками формировавшаяся из посольских даров и императорских заказов. Впрочем, любование ею факультативно: год назад побывав на исторической родине с выставкой "Царское серебро. Аугсбургское серебро из Кремля" в Музее Максимилиана, потиры и кубки скромно вернулись в Оружейную палату. Все внимание - гостям из Баварии, благо тут сплошь шедевры. Горный хрусталь соперничает со слоновой костью, серебро - с эмалью, живопись - с рельефами... Но совсем неожиданно в центре Одностолпной палаты оказались не драгметаллы или церковная утварь, а бронзовая скульптура городского фонтана. Фигуры Тритона и бронзовых амуров, жестоко укрощающих лебедей (конечно, речь идет о борьбе порока и добродетели), - составные части скульптурной группы "Геркулес, побеждающий гидру" фонтана "Геркулес", как и украшения сточных желобов фонтана "Меркурий", недавно были сняты со своих первоначальных мест и заменены копиями. Сегодня это - музейные экспонаты: впервые покинув Аугсбург, они гостят в Кремле под бдительным оком автора, выдающегося скульптора маньеризма и раннего барокко Адриана де Вриса, чей портрет тоже выставлен в Москве. И тоже впервые - не повторять это слово трудно!

Кремлевские дизайнеры удивили необычным решением экспозиции: в ней словно борются две ипостаси города как культурно-исторического феномена. Драгоценная церковная утварь, предметы роскоши, произведения "настоящего" искусства - статуэтки, картины, а рядом с ними - привычные, вроде бы простые и дешевые, а главное, демократичные экраны мониторов. Видеоролики, проецируемые на средневековые стены, будто распахнули перед нами вход в город: они уводят нас куда-то в глубь старинных кварталов по узким улицам, заставляют кружить возле "великолепных фонтанов", прославивших Аугсбург. Иногда "окна" с видом на башни собора сменяются крупным планом одного из уникальных экспонатов - большой кружки слоновой кости. Творение резчика Георгия Петеля (1630) трудно представить полным пива даже в руках короля: восхитительный рельеф идет по кругу, являя Геркулеса, пьяного Силена, Смерть с косой. Венчает эту аллегорическую историю фигурка мальчика на дельфине, а видеопроекция позволяет "поднести к глазам" тончайшую резьбу. Но от экранов стоит отвлечься, чтобы рассмотреть раритеты в витринах - например, памятные доски аугсбургских златокузнецов: на деревянный круг наподобие мишени после смерти мастера вписывали его имя и клеймо, располагая многочисленные гербы рядами по часовой стрелке.

Не перестающие удивлять совершенством исполнения экспонаты - ореховая "Богоматерь Апокалипсиса" (1520) Себастьяна Лошера, выточенный из корня редкостного дерева кубок семьи патриция Гайцкофлера (1538), крестильный гарнитур Кристофа Ленкера (1602), декоративная пластина с эмалью 1607 года, в которой блеснул мастерством Давид Альтенштеттер, или домашний алтарь начала XVII века из чеканного серебра - светятся в витринах, над которыми "выстроились" дома Аугсбурга. В видеопортрете города, опоясавшем верхний ярус Палаты, сменяется освещение, звенят трамваи, вспыхивает фейерверк. Отблески огней падают на барочное чудо - "серебряный чемодан". Если точнее, дорожный сервиз в кожаном чемодане с массой роскошных вещиц предназначался не столько для путешествий, сколько для демонстрации богатства и модного вкуса в будуаре знатной дамы. Под стать ему настольный кабинет с часами и серебряными рельефами - затейливая большая игрушка 1710 года.

Удивительно, склонные к экспериментам музейщики Кремля спрашивали первых посетителей, нравится ли им такое "смешение жанров". Конечно, да! Тщательно взвешенная доза медиатехнологий заметно оживила академическую выставку. Дорогого стоит и возможность одновременно видеть съемку действующих фонтанов и их реальные детали.

Второй зал, в Звоннице, выглядит более традиционно, хотя тоже полон диковин: чего стоит хотя бы на диво сохранный предмет "звучащей мебели", верджинел в форме шкатулки для шитья (1640). К слову, Аугсбург был еще и международным центром создания музыкальных инструментов. Звучание этого мини-органа от Даниэля Бидерманна, украшенного копией картины фламандца Мартина де Воса, воспроизведено в видеофильме. Так что, хотя взять в руки хрупкие старые вещицы вам не позволят, их дадут "потрогать" с помощью медиа. Возможно, это и есть перспективный путь развития музеев, который деликатно обозначила еще одна блистательная выставка в Московском Кремле.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;