Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 27 (7690) 16-22 июля 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

Ширвиндт, которому все еще смешно

Знаменитому артисту - 75

Марина ГАЕВСКАЯ


А.Ширвиндт- Мольер в спектакле "Кабала святош"

"Маска - это то, от чего я завишу", - некогда признавался Александр Ширвиндт. В сознании же многомиллионной аудитории образ невозмутимо ироничного остряка отчетливо запечатлелся прежде всего благодаря эстрадным выступлениям, с завидной регулярностью тиражировавшимся на телеэкране. А зрительская любовь, увы, нередко заставляет актера существовать в плену собственного имиджа. Между тем и театральная биография Ширвиндта, и его многолетняя преподавательская деятельность в Театральном институте имени Б.Щукина, и совсем нешуточная роль художественного руководителя Театра сатиры, конечно, никак не укладываются в рамки вышеозначенного амплуа. Да и в самих ролях, входящих в сегодняшний репертуар актера, словно постоянно пересекаются две ипостаси его творческой судьбы: одна восходит корнями к эфросовскому периоду, вторая берет свое начало от знаменитых "капустников" Дома актера.

В репертуаре популярного дуэта Александра Ширвиндта и Михаила Державина одни интермедии отражали остроту момента, другие оказывались вневременными. И хотя остроумные репризы порой чередовались с байками, рассчитанными на достаточно непритязательный вкус, рядом с сегодняшней зашкаливающей пошлостью даже те солоноватые шутки выглядят едва ли не образцом интеллектуального юмора. С концертной площадки дуэт нередко перемещается и на театральную. В одних случаях его узнаваемость просто эксплуатируется, в других эстрадное содружество двух актеров становится основой для создания драматического действа. Так, в "театральной фантазии" С.Коковкина по тексту Ф.Искандера "Привет от Цюрупы!", уже много лет идущей на "Чердаке Сатиры", известный дуэт существует не в малой форме эстрадной миниатюры, а в едином развивающемся сюжете. У Ширвиндта же от привычной маски элегантного остряка не остается и следа: хмурый, небритый тип, вяло разгоняющий пыль в вестибюле отеля, всем своим видом выражает презрение к столь малоинтеллектуальному занятию и трудится явно без фанатизма, зато всегда готов с невозмутимым превосходством разъяснить наивному иноземцу "особенности национального выживания". Шутливая самоирония и горькая печаль переплетаются и в другом спектакле-долгожителе - "Счастливцев - Несчастливцев", который создавался уже не просто с учетом индивидуальности артистов, а писался Григорием Гориным не только для друзей, но и о друзьях. Разумеется, в любом сценическом произведении всегда присутствует и некое обобщение, потому в спектакле произвольно соединяются два известных героя и две узнаваемые эстрадные маски, грустно ностальгические ноты соседствуют с легкомысленно пародийными, а рядом с клубно-выездным Дон Жуаном возникает призрак другого - эфросовского.

В нынешних работах Александра Ширвиндта нередко возникают своеобразные "отсылки" к периоду сотрудничества с Анатолием Эфросом в "Ленкоме", а затем в Театре на Малой Бронной. Эти своеобразные параллели могут проявляться как в форме прямого цитирования, так и в обобщенных перекличках характеров, в которых юмор соединяется с драматизмом, а лицедейское шутовство с нешуточной исповедальностью. Ведь именно в те годы актером были сыграны герои А.Чехова, Э.Радзинского, А.Арбузова: талантливый и искренне страдающий Тригорин в "Чайке"; ироничный неудачник Феликс в "104 страницах про любовь"; полный творческих устремлений, но уязвимо уступчивый кинорежиссер Нечаев в "Снимается кино"; поэтичный фанатик идеи Крестовников в "Счастливых днях несчастливого человека"... После перехода Ширвиндта в 1970 году в Театр сатиры направленность его ролей, разумеется, резко изменилась: героев мятущихся, противоречивых, ранимых сменили вальяжно импозантные, ироничные и самоуверенные. В знаменитом спектакле Валентина Плучека "Безумный день, или Женитьба Фигаро" по Бомарше на сцену вышел томно невозмутимый, избалованно аристократичный граф Альмавива. Затем появились два гротескно эксцентричных персонажа: смешной и неуклюже беззащитный Добчинский в гоголевском "Ревизоре" и хваткий, коварно лицемерный циник Молчалин, скрывающийся за маской умильно-блаженной почтительности в грибоедовском "Горе от ума"... Среди постановочных работ, ставших для Ширвиндта продолжением режиссуры педагогической, были мюзиклы и современные сказки, юбилейные обозрения и философско-бытовые притчи. Хотя проблема репертуара, отвечающего названию театра, существовала всегда, а ныне она стоит, пожалуй, особенно остро. Стремлением вырваться за рамки чисто "сатирического" жанра, вероятно, отчасти объясняется и участие Александра Ширвиндта в спектакле "Чествование", поставленном в 1993 году Леонидом Трушкиным в "Театре Антона Чехова". В его Скотти словно жили два человека: один - легкий, ироничный, самоуверенный, второй - внутренне напряженный, усталый и печальный. Свое присутствие в спектакле актер объяснял еще и тем, что "соскучился по длинной роли". "Малые формы" действительно нередко преобладали у него и в театре, и особенно в кино, но работы эти никогда не оставались незамеченными. Примером могут служить известные эпизоды из "Иронии судьбы" и "Вокзала для двоих", "Небесных ласточек" и "Мистера Икс", "Самой обаятельной и привлекательной" и "Зимнего вечера в Гаграх". Среди крупноформатных киноролей: любитель и любимец женщин в "Бабнике" и подставной "синьор из общества", вынужденно и устало носящий маску элегантной непринужденности в фильме "Миллион в брачной корзине".

В спектакле "Орнифль", поставленном Сергеем Арцибашевым по пьесе Ж.Ануя, герой Ширвиндта добровольно надевает на себя маску беззаботного, иронично-циничного балагура, который по легкомыслию и лености превращается из одаренного поэта в продажного рифмоплета, лихо "стряпающего псаломчики" и пошловатые куплеты. И эта маска настолько срастается с лицом, что уже никто не верит ни в запоздалое раскаяние "стареющего шута", ни в его искреннее стремление освободиться от прилипшего имиджа "баловня судьбы". При строгом следовании сюжету в спектакле есть и рискованные параллели, граничащие с актерской исповедью, которые можно заметить также и в премьерной постановке Театра сатиры - "Мольер", осуществленной Юрием Ереминым. Объединяет два спектакля и тема раздумий о пути художника, ставшая в обеих версиях одной из центральных. С булгаковской же пьесой Александр Ширвиндт встречается уже в третий раз. Первые два вновь заставляют вспомнить об Эфросе, поскольку в его телеверсии "Несколько слов в честь господина де Мольера" актер появлялся в облике устало разочарованного Дон Жуана, страдающего от собственной опустошенности, а ранее в спектакле "Ленкома" был изысканно светским "королем-солнце". Сегодня Ширвиндт выступает в роли Мольера - антипода Людовика. Между тем проблема противостояния художника и власти в годы политического диктата вызывала вполне конкретные аналогии с современностью. Ныне речь может идти скорее о природе власти как таковой, в каком бы обличии она ни проявлялась: в форме тоталитарной тирании или социального порабощения, в давлении идеологической или коммерческой цензуры. Ведь меняются только "хозяева жизни", сущность же власти остается неизменной - эта безусловная истина легко читается в булгаковской пьесе, однако ради ее подтверждения героев заставляют в прямом смысле слова промчаться через века. Потому и Мольер, облачаясь то во фрак, то в шинель, то в современное пальто, с преданной покорностью съедает "вырезанные" властной рукой "смелые" страницы, учит собственные слова в стиле рэп и поет в микрофон под резвые ритмы во вкусе сегодняшнего шоу-бизнеса. Угнетаемый вышестоящей властью и сам наделенный ею в рамках собственной труппы, он испытывает двойное бремя. В постановочно-сценографическом решении прослеживаются вполне конкретные параллели: площадка мольеровского театра располагается на фоне задника, изображающего фасад Театра сатиры, а герой Ширвиндта существует словно в двух ипостасях. Однако вопреки всем этим метаморфозам актер, по сути, создает некий обобщенный образ человека, соединяющего творчество с руководством театральной труппой, познавшего иллюзии и разочарования в общении с власть предержащими, прошедшего через унижения и предательства, но сохранившего великодушие и способность к прощению. В персонаже Ширвиндта капризность и болезненная истеричность соединяются со слабостью и отчаянной усталостью, стремление к покою - с неистребимым желанием выходить на сцену. А печальное лицо порой прячется за маской веселого шутника.

Также в рубрике:

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

СМОТРИТЕ, КТО УШЕЛ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;