Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 27 (7690) 16-22 июля 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Одна неделяПером и кистенемCредневековый уик-энд в дачном Подмосковье и на окраине Пермского края ДОСУГАлександр ПАНОВ
"Гульбище" в колхозище С 11 по 12 июля на территории "Славянского кремля" на реке Рожайке в Подольском районе Московской области прошел третий фестиваль раннесредневековой истории и культуры "Городецкое Гульбище". Организаторами стали агентство старинных развлечений "Ратоборцы" и Фонд русских экспедиций и путешествий Виталия Сундакова. Участие в фестивале принимали клубы исторической реконструкции из различных городов России и других стран. Эти клубы, объединяющие в основном молодежь, занимаются восстановлением древних традиций, порой в экстремальных формах. Некоторые даже пытаются жить в тех же условиях и по тем же правилам, что и наши далекие предки, начиная от одежды и еды и заканчивая боевыми построениями во время сражений, которые ведут настоящим, только незаточенным оружием. На первый взгляд это может показаться чудачеством. Но сами реконструкторы утверждают, что увлечение историей, вплоть до полного в нее погружения, связано с серьезной исследовательской деятельностью. Во всяком случае для публики это мероприятие красочное и необычное. В маршрутной "Газели", подвозившей приехавших на электричке от станции "Белые столбы" до места проведения фестиваля, все с энтузиазмом обсуждали предстоящие мероприятия и происходящее вокруг... Один из участников, судя по рюкзаку, собиравшийся на фестиваль с ночевкой, обратил внимание на одетого в "дурацкое" человека, которого обогнала наша маршрутка. Слово "дурацкое" негативного оттенка не несло - этим словом реконструкторы обозначают одежду, соответствующую исторической эпохе.
Маршрутка довозит до бывшего колхозного поля, на котором уже расположились шатры. Люди в средневековых одеждах на их фоне смотрятся более естественно, чем милиционеры, охраняющие "Гульбище". Посетители за умеренную плату могут пострелять из лука, метнуть копье, топор, сфотографироваться в доспехах или с варваром в обнимку. На "гульбище" доставили лошадей, собак, овцу, козу, сокола и даже... верблюда. Оказалось, что на фестивале представлена не только Русь, но и беспокойные соседи-кочевники. Разобраться в калейдоскопе импровизированного славянского палаточного городка помогали указатели, на которых с знакомыми "кафе" и "сувениры" соседствовали и заморское "кемпинг", и древнерусское "ристалище". Именно на ристалище, арене для состязаний, состоялось открытие фестиваля, на котором показали различные боевые построения древнерусских воинов. Затем было инсценировано сражение древнерусских воинов с захватчиками, в котором, впервые за историю фестиваля, участвовали конные воины. Русские в результате, как и полагается, отстояли свою землю в борьбе, а пленного "басурманина", естественно, публично казнили. Понарошку.
Победители и побежденные пировали под звуки средневековой музыки. Звучала в том числе волынка, которая, хоть и ассоциируется, скорее, с Шотландией, является одним из древнейших русских инструментов. Но слушатели обсуждали не виртуозность унылых звуков, а недопустимость одежды музыканта - он не был подпоясан, а в Древней Руси это считалось верхом неприличия, так же, как для женщин ходить с распущенными волосами - именно от этого остались слова "распоясаться" и "распуститься" в переносном значении. Секретарь оргкомитета фестиваля Анна Уманская считает, что по сравнению с первыми двумя фестивалями выросло как количество участников "Гульбища", так и уровень реконструкции. Баба без головы На древней чердынской земле (Чердынь - это город в 300 километрах от Перми), на гигантской поляне возле села Камгорт (а это еще час езды от Чердыни) уже в четвертый раз прошел фестиваль "Сердце Пармы", который в этом году обрел наконец свой статус - "историко-литературный". Точнее, не статус, а жанр, поскольку идейной основой фестиваля является одноименное квазиисторическое литературное сочинение Алексея Иванова, культового писателя в Перми и не только. Роман "Сердце Пармы", ставший бестселлером, посвящен, если кто не знает, столкновению православия и язычества, таежных (парма - это и есть тайга) вогулов и носителей веры православной, присланных в дикие края великим московским князем. Вообще-то это чистое "фэнтези", нечто вроде "Гарри Поттера", сочиненное бывшим журналистом и дипломированным искусствоведом с изяществом и цинизмом (дорогого стоят одни только шаманы-смертники на боевых лосях), но и с любовью к пермскому мифу, поскольку Пермский край - это регион с собственной уникальной историей, родина "звериного стиля" и деревянной скульптуры, изображающей Христа в темнице в ночь перед распятием (это тема отдельного рассказа, который, надеюсь, ожидает читателя в ближайших номерах). Так вот, ученик Иванова (а тот успел побывать еще и школьным учителем, о чем читайте в другом его бестселлере " Географ глобус пропил") Илья Вилькевич учредил Центр культурных проектов "Сердце Пармы", заручившись поддержкой Министерства культуры и массовых коммуникаций Пермского края и администрации Чердынского муниципального района. Надо видеть этого Вилькевича - двадцатилетний мальчик с бешеной энергией! На этот раз на фестиваль приехало около трех тысяч человек, обитавших в палаточном городке. Только не было самого Иванова, благодушно подарившего свой логотип организаторам и отправившегося на встречу с Чубайсом. Зато был конкурс резчиков по дереву, в котором участвовали более десяти мастеров из Пермского края, названный в честь мистического фигуранта романа "Золото Пармы" - "Золотая баба". Судил конкурс московский художник Николай Полисский, мэтр деревенского лэнд-арта, превративший калужскую деревню Никола-Ленивец в центр современного искусства. Все-таки Пермский край - место мистическое: после награждения победителей у лучшей скульптуры куда-то делась голова. Ну а так - этно-фестиваль как этно-фестиваль: лучники пуляют в небо, исторические фехтовальщики фехтуют на шпагах, которые тут же выковываются местными кузнецами-умельцами, водят хороводы в национальных костюмах, проходят массовые импровизированные сражения для мужиков на "потешных бугуртах" (не знаю, что это такое). Но при этом - продаются ученые книги про историю Пермского края: от последователя Лотмана филолога Владимира Абашева о "пермском тексте" до дневниковых записей некой аборигенки с ерофеевским лейтмотивом "муж опять пьет". На сцене играют рок-группы: из Москвы привезли даже "Калинов мост", который мало кто вспомнит, а ребята отыграли классный полуторачасовой концерт. Организованы этнографические экскурсии в Чердынь, в ту самую таежную парму и в село Ныроб, где год томился в яме боярин Романов, сосланный на медленное убиение Борисом Годуновым (об этом тоже расскажем в ближайших номерах). Только, кажется, живущим в палатках на выходные не было дела ни до Иванова, ни до боярина, ни до пармы. Только зачем тогда голову "Золотой бабы" стащили? Также в рубрике:
|