Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 27 (7690) 16-22 июля 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Краски мира

Я знаю, что ничего не знаю

Премьера "Короля Рогера" в Опера Бастий

Екатерина БЕЛЯЕВА
Фото Рут ВАЛЬЦ


М.Квечень - Рогер, О.Пасичник - Роксана в сцене из спектакля

Свою последнюю попытку просветить парижан в области оперы XX и XXI веков и доказать необходимость присутствия в любой постановке интересного режиссера осуществил легендарный Жерар Мортье. Впервые на сцене Парижской Оперы прозвучала опера Кароля Шимановского "Король Рогер". Музыкальным руководителем постановки выступил японец Казуши Оно, главный дирижер Лионской Оперы, а также отличный знаток современной музыки и тонкий интерпретатор классики XX века. Все остальное сделали поляки - режиссер Кшиштоф Варликовский и его постоянная постановочная бригада, состоящая из Малгожаты Шчесняк (сценография и костюмы), Дениса Гегяна (видео), Саар Магал (хореография), Фелис Росс (свет) и Мирона Хакенбека (драматургия). В роли Рогера - польский баритон Мариуш Квечень, в роли Роксаны - украинка Ольга Пасичник. Пастуха спел набирающий обороты популярности молодой американский тенор Эрик Катлер (известным его сделала запись DVD "Пуритан" с Анной Нетребко). Словак Стефан Маргита исполнил роль мудреца Эдриси. Увидеть этот спектакль могут все желающие на сайте французского телеканала ARTE - прямая трансляция в Интернете была сделана 20 июня, а запись будет доступна по ссылке в течение двух месяцев, пока не выйдет DVD.

Забегая вперед, скажу, что эта премьера вызвала неоднозначную реакцию у французов, хотя произошло не больше того, чем ожидалось. Французская критика, как обычно, ничего не поняла и обозленная обругала то, о чем прочла в материалах к спектаклю, которые в изобилии подготовило Ателье Лирик и разместило в бесплатной театральной многотиражке. Серьезным разбором никто не озаботился: видимо, народ готовится к новому сезону, постановки которого к мыслительному процессу вообще не будут иметь ни малейшего отношения. Публика же разразилась овацией и приветственным ором, который недоброжелатели режима Мортье пытались безуспешно перекроить в "бу". Варликовский наслаждался процессом брожения в среде зрителей без тени стеснения. Перед премьерой его долго пытали относительно литературных пристрастий и спрашивали о соотношении его авторского "я" и героев опер, и он уклончиво отвечал, что когда ставил "Парсифаля", то под тем маленьким неопытным мальчиком, несведущим в вере, он подразумевал себя, а если говорить о "Короле Рогере", то он чувствует себя ни больше ни меньше пастухом-соблазнителем, а не "бедным" Рогером, как кому-то могло показаться. Выйдя на поклоны под неискреннее буканье и обнаружив массу очарованных его роскошной постановкой людей, Варликовский-пастух торжествовал. Чего не скажешь об исполнителе заглавной партии Мариуше Квечене - этот всегда трепещет, даже когда поет на родном польском языке и поет превосходно. Роль охваченного сомнениями интеллигента слишком откровенно обнажила личные качества певца и совпала с индивидуальностью артиста (когда Мариуш Трелиньский поставил своего "Рогера" в Варшаве, Квечень заглавную партию так и не спел). Однако его дебют оказался во всех отношениях триумфальным.

Естественно, Варликовский отказался от всех хронотопных привязок оперы - ни Сицилии у него нет, ни Средневековья, ни богоборчества, ни иконоклазма, ни греков, ни католиков, ни литургии. Короля Шимановского эти материи интересовали так же мало, хотя в переделанном из произведения Ивашкевича либретто содержится много живописных подробностей, и особенно любопытны описания божественных ликов, взирающих с икон.

Действие оперы в парижской постановке разворачивается в шикарном бассейне - и тут надо вспомнить все "Бассейны" французского кинематографа от Жака Дерэя до Франсуа Озона. Вспомнить и тут же забыть, потому что дело не в них. Режиссер просто очерчивает круг образов, с которыми будет работать на протяжении оперы. Кинотеатр вместо храма, киношные кумиры вместо святых. Но и это ни при чем - так, заставка. Варликовский играет в съемки новой "Теоремы" a la Пазолини. Он рассматривает аналогичный треугольник: муж, жена и странный незнакомец, который смущает покой семьи. Пассивный герой-гость, который с утра до вечера читает книги в чужом доме, лежа в шезлонге, вдруг начинает стимулировать нездоровый интерес к себе как у мужа, так и у жены, которые бесстыдно предлагают себя совершенно незнакомому человеку. В опере Шимановского, по сути, происходит то же. Благополучные король с королевой по очереди увлекаются то ли учением, то ли самой персоной неизвестно откуда взявшегося пастыря с орфическими наклонностями (они же дионисийские и заратустристские: для постницшеанцев XX века вроде Шимановского вся эта филологическая белиберда слилась в единое месиво). Король продержится в христианской вере дольше, но и падает потом с более крутого обрыва, а за ним - и весь народ.

Герои Варликовского погрязли в страшном разврате: беременная Роксана постоянно не в себе от наркотиков и виски, Рогер ежеминутно оглядывается в сторону двери, откуда периодически выглядывает распорядитель удовольствий (он же мудрец Эдриси). Король предчувствует (в этот момент в оркестре разливаются волнительные импрессионистские трели Шимановского), что что-то должно случиться. Что-то, без чего эти богатые и успешные люди несчастливы. А пока им нужен кальян, горячительные напитки, героин, стриптиз и прочее. Им сразу нравится патлатый хиппи в кожанке и бусах, типичный герой рок-оперы "Иисус Христос - суперзвезда". Гламурная пара в буквальном смысле обнюхивает чужака. Затем этот хиппи организует для Короля во втором акте какие-то жуткие танцы с паралитиками и медбратьями - вспоминаем "Астенический синдром" Муратовой, а в третьем акте, когда становится окончательно понятно, что Рогер находится под действием ЛСД, пастух и его команда приглашают его в Диснейленд, надев полосатые плавки по дискотечной моде 80-х и морды Микки-Маусов на голову. (Не могу не процитировать одного французского критика, который трактовал эту находку режиссера как знак нападающей на духовность потребительской культуры.)

Отчего так происходит с приличными людьми? Загадка и теорема. Варликовский не будет ее решать, так как для интеллигентного человека нет готовых ответов на сложные вопросы. Он, как Сократ, признается сперва в том, что знает только то, что ничего не знает. Разгадку оперы Шимановского искали в его надежно скрытой гомосексуальности, но так и не нашли. Доказательств этой банальной идеи нет - и прежде всего в музыке. Утраченные иллюзии европейской интеллигенции после бурного начала XX века? Несомненно, Шимановский был охвачен такой волной, но почему у "Рогера" так много предков - импрессионисты, символисты, но мало ровесников и потомков, произведений, в которых задавались бы похожие вопросы. Имеет место задача, к которой есть ключи в конце учебника, но не находится решения. Спасибо Варликовскому и замечательным артистам за то, что так красиво и театрально обозначили неизвестные в вечной теореме интеллигента. И дирижеру Казуши Оно, который, будучи точным и тонким, как все японцы, нежно препарировал партитуру одной из самых загадочных опер XX века.

Также в рубрике:

КРАСКИ МИРА

ВСЕ ОБО ВСЕМ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;