Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 27 (7690) 16-22 июля 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираЯ знаю, что ничего не знаюПремьера "Короля Рогера" в Опера Бастий Екатерина БЕЛЯЕВА
Свою последнюю попытку просветить парижан в области оперы XX и XXI веков и доказать необходимость присутствия в любой постановке интересного режиссера осуществил легендарный Жерар Мортье. Впервые на сцене Парижской Оперы прозвучала опера Кароля Шимановского "Король Рогер". Музыкальным руководителем постановки выступил японец Казуши Оно, главный дирижер Лионской Оперы, а также отличный знаток современной музыки и тонкий интерпретатор классики XX века. Все остальное сделали поляки - режиссер Кшиштоф Варликовский и его постоянная постановочная бригада, состоящая из Малгожаты Шчесняк (сценография и костюмы), Дениса Гегяна (видео), Саар Магал (хореография), Фелис Росс (свет) и Мирона Хакенбека (драматургия). В роли Рогера - польский баритон Мариуш Квечень, в роли Роксаны - украинка Ольга Пасичник. Пастуха спел набирающий обороты популярности молодой американский тенор Эрик Катлер (известным его сделала запись DVD "Пуритан" с Анной Нетребко). Словак Стефан Маргита исполнил роль мудреца Эдриси. Увидеть этот спектакль могут все желающие на сайте французского телеканала ARTE - прямая трансляция в Интернете была сделана 20 июня, а запись будет доступна по ссылке в течение двух месяцев, пока не выйдет DVD. Забегая вперед, скажу, что эта премьера вызвала неоднозначную реакцию у французов, хотя произошло не больше того, чем ожидалось. Французская критика, как обычно, ничего не поняла и обозленная обругала то, о чем прочла в материалах к спектаклю, которые в изобилии подготовило Ателье Лирик и разместило в бесплатной театральной многотиражке. Серьезным разбором никто не озаботился: видимо, народ готовится к новому сезону, постановки которого к мыслительному процессу вообще не будут иметь ни малейшего отношения. Публика же разразилась овацией и приветственным ором, который недоброжелатели режима Мортье пытались безуспешно перекроить в "бу". Варликовский наслаждался процессом брожения в среде зрителей без тени стеснения. Перед премьерой его долго пытали относительно литературных пристрастий и спрашивали о соотношении его авторского "я" и героев опер, и он уклончиво отвечал, что когда ставил "Парсифаля", то под тем маленьким неопытным мальчиком, несведущим в вере, он подразумевал себя, а если говорить о "Короле Рогере", то он чувствует себя ни больше ни меньше пастухом-соблазнителем, а не "бедным" Рогером, как кому-то могло показаться. Выйдя на поклоны под неискреннее буканье и обнаружив массу очарованных его роскошной постановкой людей, Варликовский-пастух торжествовал. Чего не скажешь об исполнителе заглавной партии Мариуше Квечене - этот всегда трепещет, даже когда поет на родном польском языке и поет превосходно. Роль охваченного сомнениями интеллигента слишком откровенно обнажила личные качества певца и совпала с индивидуальностью артиста (когда Мариуш Трелиньский поставил своего "Рогера" в Варшаве, Квечень заглавную партию так и не спел). Однако его дебют оказался во всех отношениях триумфальным. Естественно, Варликовский отказался от всех хронотопных привязок оперы - ни Сицилии у него нет, ни Средневековья, ни богоборчества, ни иконоклазма, ни греков, ни католиков, ни литургии. Короля Шимановского эти материи интересовали так же мало, хотя в переделанном из произведения Ивашкевича либретто содержится много живописных подробностей, и особенно любопытны описания божественных ликов, взирающих с икон. Действие оперы в парижской постановке разворачивается в шикарном бассейне - и тут надо вспомнить все "Бассейны" французского кинематографа от Жака Дерэя до Франсуа Озона. Вспомнить и тут же забыть, потому что дело не в них. Режиссер просто очерчивает круг образов, с которыми будет работать на протяжении оперы. Кинотеатр вместо храма, киношные кумиры вместо святых. Но и это ни при чем - так, заставка. Варликовский играет в съемки новой "Теоремы" a la Пазолини. Он рассматривает аналогичный треугольник: муж, жена и странный незнакомец, который смущает покой семьи. Пассивный герой-гость, который с утра до вечера читает книги в чужом доме, лежа в шезлонге, вдруг начинает стимулировать нездоровый интерес к себе как у мужа, так и у жены, которые бесстыдно предлагают себя совершенно незнакомому человеку. В опере Шимановского, по сути, происходит то же. Благополучные король с королевой по очереди увлекаются то ли учением, то ли самой персоной неизвестно откуда взявшегося пастыря с орфическими наклонностями (они же дионисийские и заратустристские: для постницшеанцев XX века вроде Шимановского вся эта филологическая белиберда слилась в единое месиво). Король продержится в христианской вере дольше, но и падает потом с более крутого обрыва, а за ним - и весь народ. Герои Варликовского погрязли в страшном разврате: беременная Роксана постоянно не в себе от наркотиков и виски, Рогер ежеминутно оглядывается в сторону двери, откуда периодически выглядывает распорядитель удовольствий (он же мудрец Эдриси). Король предчувствует (в этот момент в оркестре разливаются волнительные импрессионистские трели Шимановского), что что-то должно случиться. Что-то, без чего эти богатые и успешные люди несчастливы. А пока им нужен кальян, горячительные напитки, героин, стриптиз и прочее. Им сразу нравится патлатый хиппи в кожанке и бусах, типичный герой рок-оперы "Иисус Христос - суперзвезда". Гламурная пара в буквальном смысле обнюхивает чужака. Затем этот хиппи организует для Короля во втором акте какие-то жуткие танцы с паралитиками и медбратьями - вспоминаем "Астенический синдром" Муратовой, а в третьем акте, когда становится окончательно понятно, что Рогер находится под действием ЛСД, пастух и его команда приглашают его в Диснейленд, надев полосатые плавки по дискотечной моде 80-х и морды Микки-Маусов на голову. (Не могу не процитировать одного французского критика, который трактовал эту находку режиссера как знак нападающей на духовность потребительской культуры.) Отчего так происходит с приличными людьми? Загадка и теорема. Варликовский не будет ее решать, так как для интеллигентного человека нет готовых ответов на сложные вопросы. Он, как Сократ, признается сперва в том, что знает только то, что ничего не знает. Разгадку оперы Шимановского искали в его надежно скрытой гомосексуальности, но так и не нашли. Доказательств этой банальной идеи нет - и прежде всего в музыке. Утраченные иллюзии европейской интеллигенции после бурного начала XX века? Несомненно, Шимановский был охвачен такой волной, но почему у "Рогера" так много предков - импрессионисты, символисты, но мало ровесников и потомков, произведений, в которых задавались бы похожие вопросы. Имеет место задача, к которой есть ключи в конце учебника, но не находится решения. Спасибо Варликовскому и замечательным артистам за то, что так красиво и театрально обозначили неизвестные в вечной теореме интеллигента. И дирижеру Казуши Оно, который, будучи точным и тонким, как все японцы, нежно препарировал партитуру одной из самых загадочных опер XX века. Также в рубрике:
|