Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 27 (7690) 16-22 июля 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Под занавес

ЕЛЕНА ОБРАЗЦОВА: У меня такой характер - все делать наперекор

Гюляра САДЫХ-ЗАДЕ


Е.Образцова

Юбилей Елены Образцовой стал поистине всенародным праздником. Возможно, потому, что в ней, харизматичной и обаятельной, народ видит новейший архетип примадонны: женщины, прожившей жизнь на оперных подмостках, личность которой накрепко слилась с образами, воплощаемыми ею. Сильные, страстные, роковые героини Образцовой - Кармен, Эболи, Амнерис - горды, прекрасны и победительны, как она сама. В последние два года деятельность Образцовой отчасти была связана с Михайловским театром. Поэтому именно здесь устроили грандиозное празднество в честь ее 70-летия. На юбилейный вечер собрался весь питерский бомонд; съезд гостей напоминал модное дефиле, Владимир Кехман лично рассаживал VIP-персон, букетов нанесли великое множество. Погас свет, и замелькали кадры: Образцова в нежном младенчестве, с мамой и папой, а вот - уже подросток. Вечер назывался "Образцовая жизнь"; придумал и поставил его небезызвестный режиссер Василий Бархатов. Заставка в виде нотной строки разделяла эпизоды фильма, вечер вели Лариса Долина и Николай Буров. С поздравительными речами выступили: представитель Президента Илья Клебанов, министр культуры Александр Авдеев - он вдруг пустился в ностальгические воспоминания о том, что в Образцову когда-то был влюблен весь дипкорпус во Франции, включая его самого. Затем на сцену вышли губернатор Валентина Матвиенко, председатель Законодательного собрания Вадим Тюльпанов, бывший президент Кыргызстана Аскар Акаев: с поздравлениями, подарками и орденами, пожалованными по случаю юбилея.Жизнь Образцовой в фильме развивалась параллельно с жизнью страны и мира: события биографии сопоставлялись с событиями политики и культуры - это создавало контекст эпохи, фактически на глазах у публики вписывало Образцову в Историю с большой буквы. Эпизоды фильма перемежались выступлениями друзей. Маквала Касрашвили и Зураб Соткилава спели a capella грузинскую песню. Денис Мацуев сыграл на рояле "В пещере горного короля". Долина появилась в костюме Карменситы и спела Хабанеру на новорусском сленге. Фарух Рузиматов станцевал знаменитый сольный этюд Бежара на музыку Adagietto из Пятой Малера. Дочь Елены Васильевны - Елена Макарова - спела для мамы арию Дидоны. Вечер продолжался бесконечно и оказался слишком уж формализованным и перегруженным речами, хотя обещали представить веселый "капустник". Тем не менее виновница торжества сияла, сидя в директорской ложе, и то и дело выходила на сцену за очередной порцией букетов. За несколько дней до праздника Елена ОБРАЗЦОВА дала интервью корреспонденту газеты "Культура".

- Поздравляю вас с днем рождения! Ну что тут сказать: красивая, большая дата, важная не только для вас - для всей страны, для любителей оперы и ваших коллег и друзей. Самое время вспомнить узловые вехи, поворотные пункты карьеры и биографии: какие стали судьбоносными, к каким событиям чаще всего возвращаетесь памятью ?

- Свой первый и самый важный выбор я сделала еще в пятилетнем возрасте, когда впервые увидела старый трофейный фильм про Иоганна Штрауса: "Большой вальс" с Милицей Корьюс в главной роли. Если бы я не увидела тогда эту сказку о красивой жизни артистки, не услышала соловьиные рулады, наверное, не стала бы певицей. Позже у нас стали крутить фильмы с Лолитой Торрес - ее дерзкие манеры, ее песни произвели на меня огромное впечатление. С той поры я буквально "заболела" музыкой и твердо решила - буду певицей. Отец очень возражал против этого: вечно твердил, что из меня не выйдет даже хорошего дворника, потому что я не умею работать. Но у меня такой характер: я все делаю наперекор. Если меня подначивают, я из кожи вон вылезу, но сделаю, что задумала. Всему свету покажу, на что я способна.

Есть люди, которых нужно ругать для пользы дела, - они от этого только лучше работают. Есть и другие, их нужно хвалить, подбадривать - тогда они расцветают и стараются еще больше. Я - из тех, кого нужно ругать, тогда я вывернусь наизнанку - но сделаю даже больше, чем могу. Эту тактику и выбрал мой отец. И я, тайком от него, поступила в консерваторию. Несмотря на то, что он заставлял меня поступать в радиотехнический институт.

- А вы разве разбирались в радиотехнике ?

- В радиотехнике - нет, но я очень увлекалась физикой. Отец надеялся, что я послушаюсь его. Я честно пошла сдавать экзамены в радиотехнический институт, но, слава богу, - не сдала. Потом целый год училась на подготовительном отделении; ничего не понимала на занятиях, чего от меня там хотят. В конце концов, поступила в Ленинградскую консерваторию.

В тот год был недобор на вокальном отделении; я пришла на прослушивание уже осенью. Спела арию; потом спросила у комиссии: "Можно, я еще романс спою?" Мне ответили: "Спасибо-спасибо. Ладно уж, спойте!" Я спела и говорю: "А можно, я еще народную песню спою?" - "Ну хорошо, спойте" - комиссия уже просто рыдала от смеха...

- Но вы же в точности повторили ситуацию Фроси Бурлаковой в фильме "Приходите завтра "...

- Да, похоже. А после народной песни еще попросила: "Знаете, я бы хотела, чтобы проверили мой диапазон" - ну тут уж все просто повалились со смеху. Это был важный рубеж в моей жизни: окончательный выбор профессии.

Следующим пунктом стали победы на двух конкурсах: Конкурсе Глинки и Международном фестивале молодежи и студентов в Финляндии. Я взяла главные призы и золотые медали. Это было важно, потому что сразу после этого меня пригласили в Большой театр. Я спела Марину Мнишек в "Борисе Годунове", и меня тут же зачислили в труппу театра.

- То есть вы уехали из Питера насовсем ?

- Да, и экстерном сдавала экзамены в консерватории. Случались смешные казусы: на экзамене по политэкономии профессор Юдовин - изумительный был человек! - спрашивает меня: "Ну что, Леночка, готова? По билету я тебя спрашивать не буду. Ты мне расскажи про формулу "Деньги - товар - деньги". Я ему отвечаю: "Да что тут говорить, Илья Моисеевич: будут деньги - будет и товар" (заливисто смеется...). Позже Илья Моисеевич писал мне письма: "Как дохожу до темы "Деньги - товар - деньги", так сразу тебя вспоминаю и сажусь писать письмо".

У меня началась дико напряженная жизнь: надо было сдавать экзамены, учить новые партии, входить в репертуар театра. Примерно в это же время я начала работать с концертмейстером Александром Ерохиным - встреча с ним стала еще одной, очень важной вехой для меня. Он был замечательным музыкантом и пианистом, фактически именно он сделал Зарочку Долуханову звездой. С ним занималась и Вера Давыдова, так что компания подобралась неплохая. Благодаря Ерохину мы все состоялись, как неплохие певицы.

- А я забыть не могу тот давний концерт в Москве, в Большом зале консерватории, когда вам аккомпанировал сам Свиридов, - историческое было событие .

- Да, это счастье, что я встретилась со Свиридовым. Он был глубоким, знающим человеком и сыграл громадную роль в моей жизни. И как музыкант, и как человек. Мы с ним занимались до потери сознания: благо, наши дачи стояли на расстоянии двухсот метров друг от друга. Он меня мучил часами: характер у него был, что говорить, тяжеленький. Вообще-то, у всех талантливых людей характеры непростые.

Свиридов добивался от меня точно такого звучания, какое он слышал внутренним слухом. Наверное, он слышал внутри себя идеальное звучание, когда писал свои песни. Была у него такая: "Жили две подруги, жили две Маруси..." - я никак не могла уловить верную интонацию, понять, что Свиридов хочет услышать от меня. Но самое страшное случилось в Питере, когда мы вышли на сцену в зале Филармонии, - тоже исторический был концерт в своем роде. Я начала петь "про Марусь" и, видимо, спела что-то не так: он остановился. Я посмотрела на него, как тигрица: укротила взглядом, и он продолжил. В общем, не было ни одного случая, чтоб он остался доволен, как я пою этих "Марусь". Поэтому я их терпеть не могла, ненавидела просто.

- Но вашим исполнением пушкинского цикла, я надеюсь, он остался доволен ?

- В принципе, мы со Свиридовым в какой-то момент достигли полного взаимопонимания. Хотя я его частенько шокировала: однажды он сделал обработку народной песни, и я спела ее таким стилизованным "народным" голосом. Но, если серьезно, музыка Свиридова заставила меня найти свое звучание, свою подачу дыхания, особый исполнительский стиль, на стыке народного и академического пения.

- Помню-помню, как смачно вы пели романс "Слеза": "На сапог она упала ..."

- Когда я начинала так петь "народные песни", он страшно ругался: "Я этого не писал, не писал!" Я ему говорю: "Ты сам не знаешь, чего ты написал!" В общем, препирались отчаянно, но в конце концов он соглашался со мной. Самую большую победу над Свиридовым я одержала, когда уговорила его переписать цикл на стихи Есенина "Отчалившая Русь" для моего голоса. Первоначально цикл был написан для Володи Атлантова, в расчете на тенора. Но Володя отказался петь, заявил, что не сможет. И я принялась убеждать Свиридова переделать цикл: назвала удобные для моего голоса тональности. Свиридов очень долго сопротивлялся, наверное, месяца два. А потом принес мне готовый цикл, и мы стали учить. Считаю, это была эпохальная работа для меня.

- Но в опере главная партия вашей жизни - конечно, Кармен. Ключевой образ, который как-то очень гармонично резонирует с вашей личностью. Как вы нашли этот резонанс? Что для вас - образ Кармен ?

- Кармен для меня - загадочная партия. Такая же загадочная, как Графиня в "Пиковой даме". Эти две женщины фатально владеют мною; а не я ими. Каждый раз, выходя на сцену, я не представляю, что еще учудят эти дамы, что им в голову взбредет. Однажды я пела Кармен в Мариинском театре, в канун Пасхи, неудачно упала и сломала руку. Спектакль допевала уже со сломанной рукой, мне вкололи обезболивающий укол, наложили шину. Это, я думаю, меня Боженька наказал: нельзя петь в вечер Пасхи.

Мое чувство образа Кармен или Графини каждый раз зависит от многих обстоятельств: от того, как я себя чувствую, в каком я настроении, от того, кто со мной поет в этот вечер, кто режиссер и дирижер спектакля. От того, правильные ли темпы взяты,

раздражает ли меня что-либо или нет. Ничего похожего не происходит, когда я пою Амнерис в "Аиде": ну, Амнерис и Амнерис, поешь в определенных рамках, будто поезд по накатанным рельсам идет. А Кармен - у нее непредсказуемый, вольнолюбивый, прихотливый характер. Ее можно спеть и сыграть абсолютно по-разному. То вдруг нахлынет раздражение, или восторг, или злость, агрессия какая-то... Когда мы работали с Франко Дзеффирелли - он ставил "Кармен" специально на меня, в Венской Опере, - он меня тогда укусил. Потому что столько всего наговорил мне про Кармен, что я совершенно запуталась, устала, и сказала: "Не понимаю, чего ты от меня хочешь. Кармен у тебя - и контрабандистка, и воровка, и бандитка, и хулиганка, и свободолюбивая женщина... Не могу больше: скажи одним словом, что такое Кармен!" Он взял и укусил меня за руку. И я сразу все поняла: вдруг, в один момент. Кармен предстала передо мной таким черным облаком - черной пантерой, которую все хотят и все боятся.

Счастье, что я очень рано поняла: Кармен должна ходить босиком. Потому что в ней есть что-то природное, звериное, связанное с землей, с почвой. Я интуитивно почувствовала это еще до встречи с Дзеффирелли, но отдать себе отчет, почему так, не могла. А после укуса Дзеффирелли сразу сообразила, почему. Если бы я сейчас могла петь Кармен, я бы спела ее совсем по-другому. Она бы у меня вышла, как испанцы говорят, "бруха" - такая таинственная Баба-яга, колдунья. А Графиню я начала петь очень рано, с 25 лет, и этот образ сопровождает всю мою жизнь.

- Вы в своем сознании соединяете или разделяете Петербург и Москву? Это ведь, в сущности, два мира, два разных способа существования, два разных образа мышления ?

- Как я обычно говорю, "меня очень много". И я всегда очень разная: могу быть такой или другой. Может, потому, что у меня много друзей всяких профессий: врачи, литераторы, балетные люди. Я вообще любопытна по природе и считаю, что самое большое богатство человека - это общение. Когда мы разговариваем, мы познаем друг друга, постигаем иной ракурс понимания жизни. И я завидую вам: вы, по роду вашей профессии, знаете много людей, встречаетесь, разговариваете с ними. Узнаете что-то новое, пропускаете через себя - это огромное благо.

- Да, встречи с людьми действительно обогащают представление о мире, расширяют горизонты. Но поговорим о другом: Большой театр. Работа в нем - один из самых значимых и насыщенных периодов в вашей жизни ...

- Да, я там оказалась в прекрасной компании. В те годы на сцене Большого пели Владимир Атлантов, Тамара Милашкина, Юрий Мазурок, Евгений Нестеренко, Белла Руденко, певицы старшего поколения: Ирина Архипова и Галина Вишневская. А какой был потрясающий Зураб Анджапаридзе! И молодой Соткилава!

- Я слышала, барселонский Театр Лисео недавно наградил вас Большой Золотой медалью "За творческие достижения на сцене Театра Лисео ".

- Я много и часто пела там - и Кармен, и Эболи. Мне нравится этот театр, считаю его одним из самых сильных, входящих в первую пятерку оперных театров Европы. Торжественное вручение медали пройдет в октябре.

- А с чем более всего связан нынешний период вашей жизни? С Японией ?

- Люблю Японию, и меня в Японии любят. Обожаю японские традиции, их сады, их еду, их отношение к людям: японская деликатность мне очень по душе. В этой стране ты ощущаешь себя нужной людям, а это для меня очень важно. Вот почему меня туда тянет: уже 45 лет я, можно сказать, живу в Японии. Преподаю в Академии Мусашино - очень уважаемое заведение в Токио, имеет филиалы по всей стране. Я - профессор, провожу мастер-классы. Мне организуют ежегодные концертные турне по Японии. Домик подарили, я в нем живу, когда в Токио приезжаю. Устала от отелей. Примерно три месяца в году я провожу в Японии, остальное время, большей частью - в самолете.

- Но у вас же есть квартира в Питере ?

- Конечно, и в Петербурге, и в Москве есть квартиры. И на дачу езжу. Люблю мою дачу, моих собачек, мой садик, сама его растила. У меня там и рыбки плавают. Все там, мои дружочки любимые...

- А сколько у вас собак ?

- Четыре. Дашка уже очень старенькая, бежевая такая. Мне ее подарили в Новосибирске на концерте, в букете цветов. Я даже не сразу поняла, что там щенок: какая-то женщина протянула мне корзину с цветами. Я уже начала петь бис; там пять раз надо было взять ля-бемоль, высокую ноту. И вдруг из корзины раздается писк, тоненький такой: "И-и-ии!" - я чуть корзину не выронила.

А когда Дашка сильно заболела, я решила, что не переживу, если с ней что-нибудь случится. И мне подарили в это время Кармен. Настоящее-то ее имя по документам было Карма. Я подумала: "Не хватает еще, чтобы в доме была собака под именем Карма", - и мы переписали на Кармен.

Потом Кармен родила Мюзетку. Мюзетку я оставила, потому что сама, своими руками, принимала роды у Кармен. Так что Мюзетка для меня - все равно, что дитя родное. Потом Мюзетка родила пятерых щенков: двух беленьких и трех черненьких. Папа у них был белый красавец пудель, знаменитый пес Павлик из Москвы, очень породистый. Из них я оставила себе Мишку, и теперь нас четверо. Все друг друга любят, ревнуют, и все живут на даче. Сейчас вот забрала Мишку на празднование столетия со дня рождения (смеется).

- Дочка приедет на юбилей ?

- Приедет и будет петь. Мы теперь часто видимся - или в Испании, или здесь. Она в Испании живет.

- Вы по-прежнему дружите с Монтсеррат Кабалье ?

- Давно ее не видела, только по телефону разговариваем. Виделись в прошлом году, когда она приезжала на "Новую волну". Очень ее люблю; мы вместе много лет пели, ее брат Карлос был моим менеджером.

- А кто был вашим первым менеджером, если не считать Госконцерта ?

- Знаменитый Соломон Юрок. Первый импресарио, начавший вывозить артистов Большого театра на Запад.

- Говорят, он был очень мудрым человеком ...

- Он был великим человеком. Всех подкармливал, одевал, обувал; он любил артистов и заботился о них. Знал, что мы, советские артисты, обделены деньгами - все забирал Госконцерт. Кормил балерин, чтобы они не падали от голода на сцене. Дарил нам красивые платья, водил в рестораны. Он хорошо знал музыку и вообще был большой умница. Умел правильно подать артиста на Западе, выстроить ему карьеру. Я думаю, раз уж Юрок меня тогда выбрал - значит, разглядел что-то стоящее во мне.

- У вас существуют в настоящее время какие-то формализованные отношения с Михайловским театром ?

- Да, я считаюсь советником генерального директора театра, Владимира Кехмана. Мы с ним часто встречаемся то в Питере, то в Москве, перезваниваемся по несколько раз в день. Он меня о многом спрашивает и, по-моему, прислушивается к моим словам.

- При всей яркости и стремительности вашей карьеры, в вашей жизни было немало черных полос и трагических моментов. Как вы справляетесь с испытаниями? Ведь вы чуть ли не на пять лет почти потеряли зрение, упав с велосипеда, - и это случилось с вами в зените карьеры! Потом внезапная потеря мужа ...

- А до того, считайте, потеряла дочь. Когда я разошлась со своим первым мужем, дочь порвала со мной отношения, осталась с отцом. Я боролась за дочь и боролась за свою любовь. Когда я потеряла Альгиса (Альгис Жюрайтис, дирижер Большого театра, второй муж Образцовой. - Г.С.), осталась одна, думала, не переживу. Я набросилась на работу, но она не приносила радости. Для меня было трагедией потерять и первого мужа, потому что я его очень любила.

- Как вы встретились с ним ?

- Он был моей первой любовью. Просто оказались в одной компании. Он был талантливым физиком и заканчивал университет, я училась в консерватории. Мне было очень трудно уходить от него к Альгису.

Но был и самый счастливый момент в моей жизни, когда родилась долгожданная, любимая дочка. Когда я разошлась со Славой, дочка, естественно, осталась с отцом, я все время была занята, ездила по гастролям.

- Сколько ей было лет тогда ?

- Она должна была поступать в университет, была уже почти взрослая. Но все равно мой уход причинил ей большую боль. Годы разлуки с дочерью были по-настоящему страшными для меня, но я боролась, как могла, и победила. Теперь, когда мы встречаемся, нас охватывает ненормальная, какая-то сумасшедшая радость. И с внуком у меня самые нежные отношения, он - моя радость и мое счастье. Мальчик такой утонченный, благородный: ему бы жить в XVIII веке, прямо Вертер какой-то.

- Я всегда восхищалась вашими нарядами: знаю, как вы серьезно относитесь к своему внешнему виду и сценическому облику - подбираете ткани, привозите из-за границы, работаете с модельерами ...

- Для меня чрезвычайно важно, в каком платье я пою концерт. Платье создает нужное настроение, дает ощущение эпохи, задает особую тональность вечера. Если я пою оперетту, то на мне должно быть надето что-то светлое и легкомысленное. Если пою Чайковского - то это, естественно, черный цвет. Если Рахманинова - его музыке лучше всего подойдет, наверное, синий. Если Кармен - то я в красном. Если пою нежную музыку - надеваю белое платье. Платье помогает найти нужное эмоциональное состояние на сцене.

Начали меня одевать американцы, когда я спела Амнерис в "Аиде", на сцене Метрополитен Опера. Это был мой американский дебют, не побоюсь сказать - триумфальный: овация длилась двадцать минут. Решили, что на гребне успеха нужно срочно организовать мне сольный концерт - это было еще при Соле Юроке. Мне сшили красивое платье с громадным шлейфом.

Потом я одевалась у Ставропулоса - был такой знаменитый грек, одевал всех великих. Потом - у многих российских модельеров: у Славы Зайцева, у Клавы Завьяловой, впрочем, она больше по мехам специализируется. Сейчас я одеваюсь у Татьяны Котеговой и счастлива, что встретилась с нею: она делает настоящие, классные вещи. Татьяна сшила мне четыре наряда, специально к юбилейному вечеру. И я хочу, чтобы ее имя было отражено в программе.

- Вы уже ознакомились со сценарием предстоящего вечера ?

- Да, мельком. Надеюсь, будет смешно и весело: никаких выспренних поздравлений, сценарий рассчитан на людей с хорошим чувством юмора. Не хотелось мне золотых тронов; терпеть этого не могу.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;