Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 32 (7695) 20-26 августа 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ИнформацияВспоминать надо!Владимир Лепко: жизнь на верхнем этаже Театра сатиры ЮБИЛЕЙМинна ЛИТИНСКАЯ
Судьбе-капризнице угодно хранить об иных непреходящую память. О других же воспоминания со временем или утрачиваются вовсе, или являются от случая к случаю. Вспомнили! Тепло, весело, празднично. Потому что никогда и не забывали. В Театре сатиры прошел вечер, посвященный 110-летию со дня рождения замечательного актера Владимира Алексеевича Лепко. Конечно, формальным поводом для этого был юбилей. Но не цифры определили прекрасное это событие, а память о выдающемся мастере, друге, коллеге, не занесенная пеплом годов, любовь к этому человеку. А потому и вечер получился совсем не протокольный, а по-домашнему теплый. Задушевными были воспоминания Александра Ширвиндта, Ольги Аросевой, взволнованным - рассказ Веры Васильевой о выдающемся мастерстве, благородстве и бескорыстии юбиляра. Многое вспомнилось в этот вечер. Звучали со сцены афоризмы и шутки, неподражаемые каламбуры Володи Лепкоши, как ласково звали его друзья. И потому, быть может, в зале создалось ощущение, что словно бы из-за кулис вот-вот появится и сам он, и выйдет на сцену, которую так любил, величию и славе которой отдал свой талант... Вспоминать надо...
Надо потому, что сегодняшнее поколение зрителей выдающихся наших театров уже плохо помнит - если помнит вообще - тех, кто были кумирами театральной Москвы. Свою артистическую карьеру Володя Лепко начал рано - в 1914 году. Трудно поверить, но он стал актером в пятнадцать лет! Первые "пробы пера" - в провинциальных театрах у частных антрепренеров. Сперва в Самаре, потом в Вязьме. А после волею судьбы оказался он в веселом пародийном театре "Кривое зеркало" в Петрограде. Именно тут появились первые его настоящие роли, тут раскрылся его искрометный талант, тут пришел первый успех. Но умер руководитель "Кривого зеркала" А.Р.Кугель, преемника, увы, не нашлось, и театр распался.
Несколько лет работы в столичных "Мюзик-холлах" - и наконец в 1936 году Владимир Лепко приходит в московский Театр сатиры, где с годами становится одним из ведущих мастеров и уже не покидает прославленную сцену до своей кончины. Своему театру Лепко не изменял никогда. Ему были по плечу все роды и виды лицедейства - эстрада, театр, кино. Достаточно вспомнить хотя бы одну его роль - колоритнейшего шофера в фильме "Дело Румянцева", - чтобы убедиться в его кинематографических возможностях. Но театр был не только его призванием, но и всей его жизнью. О созданных им ролях можно (и нужно!) написать целую книгу. Хочется верить, что она будет написана.
Он блестяще играл в пьесах Шекспира, Мольера, Гольдони, Шоу, Гоголя, Островского, Тургенева, Салтыкова-Щедрина, Галича... Им создана поистине галерея образов - веселых, смешных, злых, но всегда новых и неожиданных в его прочтении. Ему было подвластно высокое искусство смеха. И потому особого успеха Владимир Лепко достигал в ролях сатирических. Роли в пьесах Маяковского - Оптимистенко ("Баня"), Присыпкина ("Клоп"), попа ("Мистерия-буфф") - являются без всякого преувеличения классическими образцами актерского искусства. В 1954 году Владимир Алексеевич стал народным артистом России, хотя благодарная публика присвоила ему это звание гораздо раньше: ей ведь не надо писать указов. На традиционный Международный фестиваль наций в Париж московский Театр сатиры привез летом 1963 года два спектакля, в которых играл Владимир Лепко: "Клопа" Маяковского и комедию Бирюкова "Яблоко раздора". Обе работы парижане приняли на ура. Вернувшись домой, Театр сатиры укатил на гастроли в Горький. Здесь, на брегах Волги, Владимир Алексеевич получил радостное известие из Парижа: жюри международного фестиваля удостоило его первой премии за блистательные работы в обоих спектаклях, которые показали москвичи. Увы, вручить премию ему не успели: 19 октября 1963 года любимого Володи Лепкоши не стало. Похоронили его на Новодевичьем кладбище. Вспоминать надо! О тех, кто достоин нашей памяти. Кто помогал нам своим талантом, искусством, примером своего бытия жить и не терять веры в жизнь во времена, когда это было особенно важно и нужно... Владимир Алексеевич Лепко в жизни был обаятельным, мудрым, щедрым и красивым человеком. Добрым, искрометно остроумным. Его "смешинки" - на эстраде, в пародиях и карикатурах, словно звонкое эхо, звучат и сейчас. Его остроты не утратили своего блеска. Неслучайно же в театре он пользовался не просто уважением, но любовью. Увы, такие люди чаще всего, по мнению железных прагматиков, "не умеют жить". Володя Лепкоша жил не для того, чтобы брать, копить, приумножать, а чтобы отдавать то, чем награжден был свыше, - свой талант, доброту, бескорыстие. Стоит ли удивляться - хотя, конечно, стоит! - почему так долго выдающийся артист в небедной нашей столице ютился долгие годы на верхнем этаже Театра сатиры. В комнатке, стены которой грозили рухнуть со дня на день. И однажды-таки рухнули. Ну не стены, слава богу, а балка. И только тогда наконец-то ему дали маленькую однокомнатную квартирку. Но не будем вспоминать о грустном. Да и не эта печальная нота определяла вечер, посвященный его памяти. Владимир Алексеевич умел шуткой, веселым словцом "сглаживать углы" собственного быта, отдавая всего себя не борьбе за бытовые удобства, а своему театру, любимому искусству. И это его "фирменное качество" определило тональность славного вечера, вечера актерской семьи, в которой, слава богу, помнят и ценят тех, кто по-рыцарски служил искусству, создавая славу знаменитой московской сцене. Также в рубрике: |