Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 32 (7695) 20-26 августа 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

ГЕННАДИЙ ХРАПУНКОВ: Труднее воздуха ничего нет...

Вера КАЛМЫКОВА


Разные бывают артисты. Одни растворяются в толпе, другие - плывут через нее, как крейсера, и все сразу видят - артист идет. Геннадий ХРАПУНКОВ - ни то, ни другое. В толпе его нельзя пропустить - слишком колоритен. Но за артиста не примешь. Скорее, подумаешь: доктор философии. Ну или просто доктор. Точно так же и в общении: никакого панибратства, никакой рисовки. По-английски точен, пунктуален, галантен. Никогда с ходу не скажешь, что это один из любимых артистов Михаила Левитина и один из старейшин Театра "Эрмитаж", артист-клоун, артист-эксцентрик. Но это и есть настоящий артист - тот, кто не тем кажется.

Г. Храпунков

- Вы по велению души выбрали "Эрмитаж", приехав из Хабаровска, где были уже известным актером? Вы и родились в Хабаровске ?

- Нет, родился я еще дальше, в городе Охе. Вы же знаете, что в 1890 году Чехов добрался-таки до острова Сахалин. А потом написал: "Верхняя треть острова по своим климатическим и почвенным условиям совершенно не пригодна для поселения. Там проходит линия вечно промерзлой почвы, то есть вечной мерзлоты". Вот там я и родился. Жили мы в бараке, десять комнат с одной стороны, десять - с другой. Мать была санитаркой в военном госпитале. Оху тогда наводняли москвичи из Губкинского нефтяного института и грозненцы - из Грозненского. Часто приезжали молодые специалисты со своими КВНами, театрами миниатюр. А я мальчишкой ходил в городской Дом культуры нефтяников, все это видел, и очень мне это нравилось. И вот в 1974 году я поступил в Хабаровский институт культуры, на заочное отделение театральной режиссуры. У нас на курсе была девочка, Надюша Волгина. Работала в Управлении культуры Хабаровска, но безумно хотела стать артисткой. Как-то приехал на сессию, а она говорит: "Слушай, давай покажемся в ТЮЗ". Играли мы Тильтиля и Митиль из "Синей птицы", но только она - мальчишка, а я - девчонка. Через неделю меня разыскал главный режиссер: "Вы мне очень понравились, я приглашаю вас в театр". Я этого не ожидал совсем. Это был шок. Я мечтал о театре, конечно. Но не так же быстро, не сию же минуту?! Я ему говорю: "Я уже работаю во Дворце культуры, на Сахалине, не могу же я..." На дворе - февраль, середина сезона - шутка ли? А он в ответ: "Вы мне нужны или сейчас, или никогда. Даю неделю на размышление. Решайте свои проблемы и приезжайте".

Вот так в 1975 году я и попал в Хабаровский ТЮЗ, мой первый театр, о котором я вспоминаю с превеликим удовольствием. Первая роль была в спектакле С.Петренко "Жестокость" по роману Нилина. В спектакле между отдельными эпизодами выходил красноармеец и стучал в рельс, что означало перемену декораций. Этим красноармейцем и был я. Как-то режиссер решил посмотреть спектакль, а в зале - молодежный зритель и на каждый мой выход мне аплодирует, поддерживает: мол, нет маленьких ролей. Режиссеру это очень не понравилось, и на следующих спектаклях я уже бил в рельс за сценой.

А потом приехал в Хабаровск режиссер Станислав Таюшев, принял театр, и с этого момента для меня началась серьезная работа. Я сыграл первую большую роль - Ученого в "Тени" Шварца. Потом Бургомистра в "Драконе", потом Жевакина в "Женитьбе" (уже в Москве, в "Эрмитаже", сыграл и Яичницу в этой пьесе). А в 1978 году приехал в Хабаровск Феликс Берман, который поставил со мной "Ричарда III".

- Берман - это легенда! Он был такой безумный игровой человек. Жаль, что фигура его так и осталась в тени ...

- К сожалению. И уже ничего не поделаешь. После его смерти Наталья Николаевна, его супруга, хотела издать о нем книгу, я даже писал в Хабаровск, пытался разыскать тех, кто о нем помнит, но все разъехались. Так ничего и не получилось. А работа с ним была подарком судьбы. Начались репетиции, очень трудные, но счастливые, мы выпустили спектакль за полтора месяца. Его даже англичане приглашали на гастроли. Хабаровск был в то время единственным в этом регионе открытым городом для иностранцев, своеобразной театральной Меккой, где работали очень сильные режиссеры. Но в Англию на гастроли поехал Малый театр... Шел 1978 год, мне было тогда 29 лет.

- И каким же вы были Ричардом ?

- Берман ставил фарс. На сцене стояло нечто вроде заброшенного сарая. И в нем какая-то бродячая театральная труппа пыталась разыграть трагедию Шекспира. Где-то в сторонке валялся мужичок - это был я. И актеры просто выталкивали меня на сцену. Сцена в ТЮЗе была почти такая же, как в спектаклях Боровского в "Эрмитаже". Потом Берман поставил у нас "РВС" Гайдара, и я сыграл там Левку Демченко, клоуна Леона.

- То есть с самого начала клоунская жилка в вас билась ?

- А как же? Потом Таюшев перешел в Театр драмы и меня забрал с собой. Играл я у него Муромского в "Деле" Сухово-Кобылина, в "Амурских верстах", в пьесе Радзинского "Приятная женщина с цветком и окнами на север". Во мне жило тогда какое-то детское желание играть, играть, играть. А ведь играть - не надо. Это с годами понимаешь...

- То есть как?! А что же еще актеру надо ?

- Надо говорить: "жить", хотя не люблю я этих громких слов. Вот Левитин, мой главный режиссер, когда берет пьесу, относится ко мне или к другим исполнителям уже не как к актерам. Начинает с нами разговаривать, как с персонажами, и ничьи личные качества ему не важны. Это было особенно видно в его теперь уже легендарном спектакле "Нищий, или Смерть Занда". Это мой второй подарок судьбы, после "Ричарда". И вообще встреча с Левитиным - подарок. С годами только понимаешь, как это важно, когда рядом с тобой - настоящий художник, с большой буквы, талант. Левитин в "Занде" знал все обо всех персонажах. Знал о моем Болеславском, как он ходит, сидит, как носит подтяжки или ремень.

- Так ведь еще формалисты открыли, что искусство не есть отражение жизни. Искусство - это действительность и есть. А человеку, который окружен вещами, пьет, ест и разговаривает, трудно принять это как данность. Ему все время хочется отстраниться, иначе он чувствует себя неуверенно .

- Так и мне трудно! До сих пор. Выходишь из театра в сад "Эрмитаж", музыка гремит, народ ходит праздничный. Где я?! Вот она, жизнь! А жизнь-то - в театре. И Левитин это повторяет всегда. И я молодым актерам всегда говорю: "Дорогие мои, родные, любимые! Вы пришли к большому мастеру, помните об этом". Но, к сожалению, молодость беспечна. Я и сам когда-то олухом был.

- Так как же вы оказались в "Эрмитаже "?

- Позвонил мне однажды Владимир Оренов. Он тогда уже был завлитом "Эрмитажа": "Ты можешь в конце декабря (это был 1984 год) приехать в Москву хотя бы на недельку?" Мне повезло, спектаклей у меня тогда не было. В Хабаровск приехал Саша Абдулов - играть в нашем спектакле "Дорогая Памела", а я там не занят. И я улетел в Москву. Оказалось, Левитин на роль Болеславского в "Занде" пробовал Владимира Стеклова, но что-то у них не случилось, и отдал поиск актера на откуп Оренову. Неделю я так репетировал, пока Левитин не сказал: "Хорошо! Приезжайте". Куда? Как? В конечном итоге, я полгода в "Эрмитаже" не получал зарплату, тогда же нельзя было без прописки. Но чего не сделаешь ради любимой работы? Играл в "Соломенной шляпке", потом в "Хармсе", потому что из театра ушел Карцев. Два года успел поработать с Любой Полищук. Господи! Говорю сейчас, а сам думаю: скольких уже нет, кошмар!

- А жили-то вы где ?

- Моя будущая супруга - мы познакомились еще в Охе - к тому времени уже перебралась в Клин, а потом, поменяв квартиру на комнату в коммуналке, - в Москву. Мне оттуда было семь минут ползком до театра. Опять подарок судьбы, понимаете? Ведь ни Оренов об этом не знал, ни театр, и никто ничего мне не обещал.

А когда репетировали "Занда", у нас в проекте появился ребенок. В спектакле по роли у меня был приемный сын Модест, Дося. И вот у нас рождается мальчик, и я называю его Модестом. Ему сейчас уже 23 года. Мои друзья в ужасе: "Ты с ума сошел! Хочешь назвать сына Модестом?! Когда ему исполнится восемнадцать, он же будет бить тебя по лицу, а мы - держать тебя за руки, понял? Ты только представь себе, как его будут называть друзья?!" И они мне на ухо сказали, как. Но никаких проблем никогда у нас с Модестом не возникало. Более того! В детском саду, в школе нас всегда величали "папа Модеста" и "мама Модеста". И никогда по имени-отчеству.

- Чем сейчас занимается ваш сын ?

- Он флорист-дизайнер, а еще экстремал - на дженни-джамперах прыгает. Он однажды фотографии принес, так я чуть не умер от страха. У них своя компания, они куда-то ездят, то в Сочи, то в Питер... прыгают.

- В скольких спектаклях вы сыграли за 25 лет в "Эрмитаже "?

- Около 35 ролей. Я много играю. В спектакле "Хармс! Чармс! Шардам!" сыграл уже больше 650 раз. То есть почти два года не вылезал со сцены, если пускать "Хармса" каждый день с одним выходным в неделю. Был у нас спектакль "Вечер в сумасшедшем доме" по А. Введенскому. Мы с ним поездили по Европе, хотя я не знаю, как его там могли перевести и понять. Например, слова "дубов-гробовый видел дом". Все понятно, но как перевести-то?! Например, на голландский. С удовольствием вспоминаю, как играл в "Парижской жизни", в спектакле "Полет Ди Грассо, или До свиданья, мертвецы!" по И. Бабелю, играю в "Безразмерном Ким-танго", "Зойкиной квартире".

- Вы мне говорили, что Любовь Полищук была замечательной партнершей. А сейчас в театре много талантливых актеров ?

- Конечно! Есть Сергей Олексяк, он приехал из Омска, есть Алексей Шулин из Мурманска, есть молодой Женька Кулаков, наша кинозвезда. Талантище, между прочим.

- Щедро. Не ревнуете ?

- Совсем нет. Я себе цену знаю, я хороший артист. Вообще со мной легко. Я не честолюбивый человек, не обижаюсь на замечания, никогда ничего не делаю наперекор. Для меня "честолюбие" - это выполнить задачу режиссера, вот и все.

- Вы часто снимаетесь ?

- У меня, наверное, фильмов двадцать, а может, больше. Иногда бывают смешные вещи. В прошлом году группа "Пилигрим" снимала свой клип. Пригласили Памелу Андерсон... и меня. По сюжету - я ее жених, бизнесмен, ее не люблю. Она шваркает букетиком и убегает. Но это так, шуточки... Обидно другое. Два года назад Виктор Волков выпустил замечательный детский фильм "Трое с площади Коронад" по повести В. Крапивина. Снимали в Севастополе. И где он? На киноэкранах, в "Бибигоне"? Где? Нету. А где фильм "Савва Мамонтов", где я снимался у Е. Герасимова? А в июне я снялся у Т. Эсадзе в фильме "Французский доктор". Француза играл. Проблем в кино сейчас много. Иногда какую-нибудь чушь раскручивают мгновенно, вбухивают туда деньги. А за три копейки хотят снять хорошее кино. Это никогда не получится. Я за три копейки лучше на диване полежу, причем с величайшим удовольствием.

- Кстати, о диване. Помимо театра, есть у вас другая жизнь ?

- Никакой. В 7.45 я встаю, в 8.53 -

у меня автобус, живу я в Новокосине, аул такой, еще до Новогиреева добираться. Сейчас, слава богу, к нам тянут метро. В 10.30 я уже в театре. В 11.00 - репетиция, до 14.30. Потом обед, диванчик, а вечером спектакль. В 17.45 надо стоять на сцене. Все. Приезжаю домой в час ночи. Ложусь спать. В 7.45 встаю. Иногда думаю: "Господи! Когда у меня Модест вырос?" Я его не помню маленьким.

- Есть люди, которые говорят: "Я все работаю, работаю, а когда же я жить буду?!" А есть те, кто считает, что работа и есть жизнь .

- Значит, я ко второму типу отношусь. Вот летний отпуск, например. Подходит к концу второй месяц, и я потихоньку начинаю сходить с ума. Ну съездил на дачу к друзьям. Ну к другим съездил. Сижу дома. Суббота-воскресенье - все на месте, все ходят туда-сюда, надо готовить еду, а раз я дома, значит, готовлю только я. А они все что-нибудь эдакое заказывают: то им курочку фаршированную, то еще что-нибудь. Скорей бы на работу! 7.45 - и адью, крепко целую, любимые!

- Что бы вы еще хотели сыграть ?

- Уже ничего. Раньше мечтал - и, кстати, сыграл - Винни Пуха в Хабаровском ТЮЗе. Но у меня "на ушах" висел голос Евгения Леонова из мультфильма, и никак я его оттуда сбросить не мог. И режиссер не сумел мне помочь. Это не был провал, дети спектакль очень любили, но я помню свое ощущение: я ничего не смог сделать.

- Для Левитина, по-моему, идеальный актер - это клоун. Вам нравится "эрмитажная" клоунада ?

- Конечно! Но это не так просто. И не легкомысленно. Вот "Хармс". Люди смеются, а мозги ведь на спектакле переворачиваются. Мы у Левитина творим из воздуха. В буквальном смысле. Это так трудно! Вот персонажи в "Капнисте", чиновники, - откуда они, кто они? У меня после спектакля лицо болит, такая там нужна мимика! А "Белая овца"? Персонажей зовут Центральная мысль, Средняя мысль и Глупая мысль. Попробуй это сыграй!

- Но в результате-то - волшебство !

- Верю вам на слово. Сам-то ни одного спектакля, как вы понимаете, не видел. Я только знаю, что после Левитина можно работать с кем угодно. Труднее задач, чем он ставит, - труднее воздуха - ничего нет. Были у меня три антрепризы. Я вообще не успел понять, где нахожусь. Режиссеры (почему они все называют себя учениками Васильева?) совершенно беспомощные. Приходили от меня в ужас, потому что не знали, какие мне задачи ставить: все, что просили, я делал с полповорота.

- У меня такое впечатление, будто кто-то наверху сидит и пишет сценарий вашей жизни: следующая остановка - Хабаровск, а следующая - переезд в Москву ...

- Господи, пусть почаще пишет. Пусть еще что-нибудь напишет!

Также в рубрике:

ТЕАТР

ЗАНАВЕС

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;