Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 37 (7700) 24-30 сентября 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаБукет Горгиппий для КвирикадзеВ Анапе завершился фестиваль "Киношок" Дарья БОРИСОВА
20 сентября в продуваемом морскими ветрами летнем театре Анапы состоялась церемония закрытия XVIII Открытого фестиваля кино стран СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии. "Мы давно хотим под крышу", - сказала Ирина Шевчук, стоя в легком вечернем платье на холодной сцене под открытым небом. Замерзшие гости поддержали ее прочувствованными аплодисментами. Администрация Анапы который год обещает возвести купол над единственной сценической площадкой города, позволяющей собрать большое количество публики. Но как-то до этого все не доходят руки, и участники "Киношока" продолжают оставаться заложниками переменчивой сентябрьской погоды. В печальной реплике про неимение "крыши" на сей раз угадывались и вторые смыслы - кризис сбавил обороты обычно шумного, многолюдного "Киношока": не хватило денег на приглашение многих авторов конкурсных картин из отдаленных уголков пространства бывшего СССР, поубавилось критиков - все это существенно снизило накал знаменитых анапских обсуждений, да и в целом из фестиваля словно выпустили воздух. Церемония закрытия, подгоняемая холодным ветерком, шла в бодром темпе. Редким торжеством справедливости закончился конкурс совместных проектов - первую премию (в размере 400 тысяч рублей) получила молодой продюсер из Латвии Илона Бичевска, разработавшая концепцию международного документального альманаха "15 молодых о молодых" (по фильму от каждой страны СНГ и Балтии). От неожиданности Илона расплакалась и даже не смогла ничего сказать, просто уткнулась в плечо Виктору Мережко - президенту фестиваля и председателю жюри конкурса проектов. Ведь она обошла таких продюсеров-профессионалов, как Андрей Разумовский с проектом по сценарию Ираклия Квирикадзе "Крылатые кошки" (вторая премия, 300 тысяч рублей) и Евгению Тирдатову (проект "Дом" по идее Нурбека Эгена, третья премия, 200 тысяч рублей). Ираклий Квирикадзе вообще стал "гвоздем программы". В общей сложности он поднялся на сцену четыре раза: за вышеописанной премией в конкурсе проектов, за призом имени Павла Луспекаева "Госпожа Удача" (награда Международного совета фестиваля, с формулировкой "За мужество и достоинство в профессии"), забрал приз имени Александра Княжинского за лучшую операторскую работу в фильме "Метеоидиот", присужденный его сыну Михо Квирикадзе, и, наконец, оказался автором лучшего сценария - все к тому же фильму своей супруги Наны Джорджадзе "Метеоидиот" (две последние статуэтки - золотые морские девы - именуются Горгиппиями, так в античные времена называлась Анапа). Чувствовалось, что Ираклий Михайлович смущен таким повышенным вниманием к своей персоне. Вокруг заходились в шутках, а он, выйдя на сцену за последним по счету призом, сказал: "Все так весело начиналось, но сейчас мне уже стало грустно..." Молодая документалистка Алена Полунина, любимица "Киношока", вновь стала лауреаткой, причем двух наград: "Слона" Гильдии киноведов и критиков и Гран-при конкурса "Неформат" - и все это за свой смелый фильм "Революция, которой не было", о персонажах партии национал-большевиков. Конкурс короткометражных фильмов "Границы шока" под конец фестиваля навлек на себя многие нарекания, ведь смотреть представленные в нем опусы подчас было просто испытанием. Член жюри этого конкурса, режиссер Алексей Федорченко, дал понять, что и в компании судей согласья не было, слишком разные люди подобрались: искусствовед Екатерина Андреева, художник Леонид Тишков, критик Алексей Васильев и, собственно, единственный кинематографист-практик - Федорченко. Приз в этой номинации в итоге ушел к юному выпускнику Института современного искусства Глебу Середе, автору претенциозной композиции "Монгол 8", которую и фильмом-то язык не поворачивается назвать. Неожиданности ждали на стадии вручения призов основного конкурса. Председателем большого жюри был писатель Владимир Маканин, под его началом трудились режиссеры Михаил Калатозишвили, Альгимантас Видугирис, Али Хамраев (спешно присоединившийся к жюри вместо Аллы Демидовой и кинокритик Ирина Павлова. Лучшей картиной они признали "Мелодию для шарманки" Киры Муратовой, и, при наличии таковой в конкурсе, странно было бы ждать другого результата. Другой вопрос - стоило ли фестивалю включать фильм Муратовой в соревнование, ведь каждому ясно: она давно уже обитает в категории великих, и с ней по определению не могут тягаться фильмы, снятые сегодня в странах постсоветского пространства, где кинематографии подчас существуют в нищете и культурном вакууме. Своим специальным дипломом жюри отметило трогательный, но сыроватый фильм молодого грузинского режиссера Георгия Овашвили "Другой берег", снятый при участии известного в фестивальном мире казахского продюсера Саина Габдуллина. Нельзя, видимо, было оставить без награды представителей российского кино, и потому приз за лучшую мужскую роль отдали актеру-дебютанту Владимиру Кузнецову, сыгравшему в ленфильмовской картине режиссера Станислава Митина "С черного хода" - добротной экранизации повести Михаила Рощина. Спорное решение, поскольку работа начинающего актера ничем уж таким особенным не примечательна. В конкурсе были фильмы с гораздо более интересными мужскими партиями: Мераба Нинидзе в фильме "Метеоидиот", Дайниуса Гавенониса ("Ближний свет", Литва). Да, в принципе, на этот приз в данном конкурсе тянул даже до слез трогательный подросток Тедо Бехаури, главный герой драмы о грузино-абхазском конфликте "Другой берег". А вот случай с призом за лучшую женскую роль - совсем вопиющий. После показа фильма Октая Мир-Касыма "Привет тебе, мой ангел!" (Азербайджан) ни у кого даже сомнений не было, что лучшей актрисой будет признана великолепная Аян Мир-Касым - исполнительница уровня большого европейского кино, продемонстрировавшая высокий класс психологического актерского метода. Но жюри "Киношока" тут продублировало решение жюри прошлогоднего МКФ "Евразия" в Астане и так же отдало награду Ирине Агейкиной за работу в фильме Марата Сарулу "Песнь южных морей" (копродукция России, Казахстана, Германии и Франции). Лучшим режиссером признан Арутюн Хачатрян, автор конкурсного фильма "Граница" (Армения), участвовавшего уже во многих международных фестивалях. Кино на стыке игрового и документального, где реальность пропущена через определенную постановочную обработку - "конек" Хачатряна, и нынешний приз - очередное признание этой особенности его таланта. На церемонии все поздравляли "Киношок" с совершеннолетием, Ирина Шевчук сказала, что фестиваль вступает в пору зрелости. Кризис отчетливо высветил перепутье анапского смотра: быть ли ему приморским фестом, где ностальгируют по советскому прошлому, или вести нелегкую работу по отражению сегодняшнего, реального кинопроцесса на пространстве СНГ и Балтии. По этому поводу много спорили в кулуарах, и организаторы признали, что "вопрос назрел". На какую дорогу свернут "киношоковцы" - посмотрим через год. Также в рубрике:
|