Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 37 (7700) 24-30 сентября 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Новые европейцы

"Русские американцы" в галерее "Наши художники"

Жанна ВАСИЛЬЕВА


М.Добужинский. "Сад перед домом. Ньюпорт". 1945 г.

Рублевка и окрестности давно стали символом нуворишеского безвкусия, нарочито пошлой архитектуры, бесшабашного гламура и всего того, что не может вызывать у обычного человека ничего иного, кроме классовой вражды. Однако на любое правило есть исключение. Уже несколько лет в поселке Борки на Рублево-Успенском шоссе работает галерея "Наши художники", устраивающая выставки, работы для которых не боятся предоставлять не только частные коллекционеры, но и музеи. Расположена она в спроектированном знаменитым архитектором Евгением Ассом здании, которое изначально мыслилось как обычный частный дом для хозяйки галереи Натальи Курниковой. Но она превратила жилище в публичное - и очень раскрученное сегодня - место. И вот по этому же пути пошел коллекционер Сергей Гридчин, потомственный житель Рублевки, на своем участке в селе Дмитровское (это, впрочем, уже Ильинское шоссе) открывший новый арт-центр, для которого специально выстроен по эскизам хозяина стильный корпус, в котором есть и гигантское экспозиционное пространство, и мастерские для художников-резидентов. В отличие от Курниковой, специализирующейся главным образом на искусстве первой половины XX века, Гридчин, несмотря на то, что начинал свое собрание с античных раритетов, собирается заниматься contemporary art, выбрав в качестве куратора арт-критика Михаила Сидлина. И свой "Выставочный зал ГРИДЧИНА" называет "первой в окрестностях Рублевки частной площадкой для показа современного искусства", что правда. Так случилось, что очередной вернисаж в "Наших художниках" и открытие арт-центра прошли с разницей ровно на неделю. И корреспондентам газеты "Культура" пришлось две субботы подряд наслаждаться рублевскими видами. О чем ниже.

К московскому финалу масштабного проекта "Американские художники из Российской империи", который был сначала показан в петербургском Русском музее (см. № 9 нашей газеты за этот год), а затем только что в Третьяковке, галерея "Наши художники", расположенная в поселке Борки на Рублево-Успенском шоссе, но отличающаяся музейным качеством экспозиций, предложила своеобразный постскриптум. Выставку "Русские американцы", инициированную журналом "ART+AUKTION Russia" (русской версией самого авторитетного в мире издания для коллекционеров о рынке искусства) при спонсорской поддержке "Volkswagen Multivan".

Нетрудно заметить уже по названию, что "Русские американцы" слегка смещают акцент в теме. Проект в ГРМ и ГТГ прослеживал "русский след" в американской живописи ХХ века, обнаруживая его даже в монохромных абстракциях совсем уж заокеанского классика Марка Ротко. По большому счету этот "след" - не столько живописный, сколько биографический. Выставка объединяла мастеров, в чьей судьбе Россия осталась местом рождения, детскими воспоминаниями или просто фотографиями предков. В Борках же показали работы тех художников, которые ощущали себя и за океаном все же русскими мастерами. Как, скажем, Мстислав Добужинский, декорациям которого начинали аплодировать, едва только поднимался занавес, зрители Литовской Оперы и английского Королевского балета. Кроме его гуашей и эскизов театральных костюмов, в Борках показывают работы Сергея Судейкина, Бориса Анисфельда, Давида Бурлюка, Николая Фешина, Павла Челищева, Александра Архипенко, Николая Рериха, братьев Леонида и Евгения Берман. Все произведения - из частных коллекций и собрания галереи "Наши художники".

Именно здесь, на этой небольшой, в сущности, выставке, намечается сюжет, совершенно непривычный для сегодняшнего дня. Дело в том, что в Америке в первой половине ХХ века русских художников воспринимали прежде всего как европейцев. Отчасти это было связано с тем, что Новый Свет не жаждал входить в подробности культурных взаимоотношений выходцев из Старого. Но и других оснований для такого восприятия было более чем достаточно. Практически все художники из "русских американцев" (по крайней мере, представленных в Борках) прошли отличную европейскую школу. Александр Архипенко работал и выставлялся в Париже и Будапеште, жил в Ницце, Берлине. Давид Бурлюк учился в Мюнхене и Париже. Николай Рерих был учеником не только Куинджи, но и Пюви де Шаванна. Николай Фешин участвовал в международных выставках в Мюнхене и Венеции. Об утонченных джентльменах Мстиславе Добужинском и Павле Челищеве и говорить нечего. Более того, сами художники в Америке ощущали себя представителями европейской традиции. Не зря Архипенко, основывая школу промышленного искусства в Чикаго в 1937-м, дает ей название "Новый Баухауз".

В этом контексте совершенно по-новому воспринимаются многие работы русских художников. Скажем, если для нас замечательные гуаши на картоне Мстислава Добужинского с интерьерами и видом сада перед домом напоминают Серебряный век и традиции "Мира искусства", то, очевидно, для его заказчиков важно было совершенно другое. Камин и старинная мебель, анфилада комнат и веранда, выходящая в сад, - все должно было создать образ старого аристократического дома где-нибудь во Франции. Точно так же вид церкви в Бостоне выбран такой, чтобы и купол храма, и отель на первом плане напомнили улицу в Париже. Неудивительно, что "Интерьер на Род-Айленде" (1945), написанный Добужинским, не несет, собственно, никаких примет американской жизни. Если не считать желания его заказчиков почувствовать себя французскими аристократами.

Художники реагировали на это по-разному. Судейкин продолжит любимую тему театра, но доведет ее до фарса. В России на его полотнах оживали куклы и марионетки. В Новом Свете зрители похожи на механических кукол, как на акварели "В опере". Абсолютным вызовом смотрится работа Давида Бурлюка "Воспоминания о детстве" (1945). Рядом с написанными в стилистике примитива хатами и речкой, яркими и сочными, словно гоголевский Миргород, вдруг появляется эротическое видение из мальчишеских снов - крепкая крестьянка, пышущая здоровьем и нерастраченной женской энергией. В пуританской стране она явно создавалась как очередная пощечина общественному вкусу.

Наконец, парижский "неоромантик" и визионер Павел Челищев погрузился в мистические прозрения и геометрические расчеты. Но его темпера "Птица Феникс" (1942) не будет ни умозрительной, ни холодной. В пламени проступают черты возрождающегося лика. Кто знает, чей он... Но чей бы ни был, обещает не гибель, но будущее.

Будущее "русские американцы" искали в европейском прошлом. Они заблудились в просвете между Старым и Новым Светом. Теперь их вытянут оттуда "новые русские", для которых, в сущности, и предназначена эта выставка кунштюков и раритетов.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;