Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 37 (7700) 24-30 сентября 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

Суп из ремня

"Читаем "Блокадную книгу" и "Объект № 1". Наши премьеры в Венеции

Светлана ХОХРЯКОВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


А.Сокуров

На завершившемся недавно 66-м Венецианском кинофестивале в программе "Горизонты. События" прошла премьера фильма Александра Сокурова "Читаем "Блокадную книгу", поставленного по "Блокадной книге" Алеся Адамовича и Даниила Гранина. Александра Сокурова встречали, без всякого преувеличения, бешеными аплодисментами, стоило ему только появиться в зале перед показом своего фильма. На родине его так не встречают. Два года назад, когда Сокурову вручали в Венеции премию Брессона, мы уже были свидетелями необыкновенной любви фестивальной публики к нашему режиссеру. На этот раз его картину соединили в один сеанс с итальянской лентой Элизабетт Сгарби с впечатляющим названием "Deserto Rosa" - по сути, фотофильмом, весьма причудливым и сделанным под явным влиянием Александра Сокурова, с использованием фотографий 1980 - 1990-х годов. Только во время просмотра и последующего чтения титров стало ясно, по какой причине совместили показ двух столь разных картин. Автор выражал благодарность Александру Сокурову за использование его текста в своем фильме.

Наш же Александр Николаевич буквально вырвался в Венецию со съемок своего нового игрового фильма "Фауст", который он снимает в предместьях Праги. Далее будут киноэкспедиции в Исландию и Ватикан, где редко кому позволяют снимать. В роли Фауста мы увидим немецкого актера Йоханеса Цайлера. А роли Ростовщика и его жены достались руководителю Театра "Дерево" Антону Адасинскому и выдающейся актрисе Ханне Шигулле. Маргариту нашли в Германии, правда, родилась Изольда Дюшаук в Сургуте. Завершится съемочный период в начале ноября.

В Венеции Александру Сокурову пришлось настроиться совсем на другую волну. "Блокадную книгу" снимали на небольшой студии в Петербурге, она и стала местом действия. Собственно нам только и показывают людей, стоящих перед микрофоном и читающих избранные страницы из воспоминаний людей, переживших блокаду, которые вошли в книгу Адамовича и Гранина. Начинает этот 96-минутный "марафон" самый юный из участников проекта - первоклассник. Ему предстоит и завершить чтение с листа, которое было для каждого из задействованных в картине людей - чистой импровизацией. Никаких репетиций и разъяснений, только чтение вслух. И неважно от чьего лица ведется повествование. Женские воспоминания, к примеру, достались Олегу Басилашвили. Он прочитал жуткую историю о том, как муж еле-еле шел с книгами, бросить Достоевского нельзя, а сил у голодного человека нет.

Вообще каждая из этих историй чудовищна по сути. А человеку, который понятия не имеет, о чем, собственно, речь и что это за блокада (таких в зале среди иностранцев было немало), увиденное показалось страшной сказкой: люди почему-то съедают всех кошек и собак, иногда друг друга. Возможно, требовалось для международной аудитории дать какое-то разъяснение, вводное слово. К тому же бегущая строка перевода на английский и итальянский не могла передать многие нюансы, крайне существенные в данном контексте. Интонация ушла, вернее, не считывалась. Вот люди потихоньку и стали покидать зрительный зал, который к концу показа существенно опустел. Очень жаль, поскольку то, что сделал Александр Сокуров, русскоязычную аудиторию не оставило равнодушной. Он намеренно пригласил для чтения людей самых разных профессий, не только актеров, и эти простые люди ничего не наигрывали, были зачастую более органичными и естественными в кадре, нежели профессиональные кинематографисты. Самое сильное впечатление прочитанное произвело на молодую женщину, продавца по профессии, и соответственно сила ее переживаний передалась и нам. Она со слезами на глазах произносила слова о найденном в глине и извести новорожденном, за которым тянулась пуповина. Кто это был - девочка или мальчик - блокадница, оставившая воспоминания, не знала, а потом жалела, что осталась в неведении. Два юных суворовца прочитали воспоминания о том, как съели Галю. Эпизоды следуют один за другим, меняются люди в кадре - инженер, журналист, поэт, музейный работник, курсант, школьницы, парень-менеджер с ребенком, яхтенный капитан, солист Мариинского театра, военные (людей в форме было много)... Все они такие, какие есть. Школьницы делают массу ошибок, читая незнакомый текст, неправильно ставят ударения. Пожалуй, только они. Актеров, несмотря на изначальную установку режиссера, задействовано все-таки много. К счастью, большинству удается сохранять сдержанность, не актерствовать, а кто-то просто портит все, что с таким трудом собрано и выстроено режиссером. Театральщина так и бьет в глаза, правда, в считанных случаях. Иногда на экране возникают фотографии того времени: люди из проруби набирают воду, девочка идет с мамой, у нее - ножки-спички, а колени раздуты от скопившейся воды. Какой она еще могла быть, когда выдавали 125 грамм хлеба? 42 килограмма - это вес костей, вот большинство столько и весило. "Кушать" - стало магическим словом. Все разговоры - о еде, потому что ее нет. Кому-то приходилось варить ремень, хорошо, если он был из настоящей кожи, из столярного клея варили студень. Ни воды, ни света, ни тепла - первобытная жизнь, как напишет кто-то из блокадников. А кто-то найдет силы, чтобы поразмышлять о грубом вмешательстве желудка в интеллектуальную жизнь, в которой ведь есть что-то еще, помимо еды. Во всяком случае, было до блокады. Если хлеб выдавали на три дня, его съедали сразу же в магазине, а как прожить последующие два дня - об этом не думали. "Больные голодом" - поставит диагноз одна из женщин, переживших те страшные дни. Все мысли направлены только на еду, это, как помешательство, - говорится в другом воспоминании. Люди все осознавали, но поделать с этим ничего не могли.

Иногда голоса говорящих людей накладываются, смешиваются, звучат полифонично, напоминая гул, от этого становится совсем уж не по себе. Закончится эта горестная летопись, через которую мы "прочитали" современное поколение не в меньшей степени, чем то, которое в основном уже ушло, кадрами на Дворцовой площади. Ее разрежут лучи лазера, окружит зеленое светящееся кольцо - символ блокадного города. Так отмечали здесь одну из памятных дат. Когда-нибудь, спустя годы, весь этот хор голосов наших современников, собранный Александром Сокуровым, приобретет совсем иное звучание, и станет летописью совсем другого времени.

В день венецианской премьеры фильма Сокурова в программе короткого метра представили и пятиминутный фильм Мурада Ибрагимбекова "Объект № 1". Несколько лет назад он уже приезжал на фестиваль со своей пятиминуткой "Нефть" и получил за нее "Серебряного Льва". На этот раз награды достались другим, например, картине из Израиля, которая рассказывала историю об правоверном еврее-педофиле, преследующем маленького мальчика, а тот от страха забивается в кабинке общественного туалета и дрожит там, как осиновый лист.

"Объект № 1" - кино, лишенное социальности, не обнажающее пороков и язв общества, это - чистой воды арт, стильно сделанная зарисовка на тему Москвы и человека, рожденного в СССР. Новеллка Ибрагимбекова должна войти в альманах "Москва, я тебя люблю", который продюсирует Егор Кончаловский. Кстати, вскоре должен быть представлен публике другой аналогичный проект "Нью-Йорк, я тебя люблю", сделанный западными продюсерами, в котором принимал участие и наш Андрей Звягинцев. Но его новеллы мы там не увидим, ее отвергли продюсеры. Вернее, что-то их в коротеньком фильме Звягинцева не устроило, потребовали переделать, а он, судя по всему, отказался. В компанию отвергнутых попала и Скарлетт Йоханссон, попробовавшая силы в режиссуре.

Наверняка новелла Мурада Ибрагимбекова своим надбытовым звучанием, самой своей стилистикой, резко отличается от блока остальных новелл альманаха Кончаловского. Хорошо, что нашли этой пятиминутке и отдельное применение, показав на таком престижном кинофестивале, как Венецианский. Это черно-белое кино, графичность которого нарушают только гордо реящий над телебашней красный флаг да рубиновая звезда на Спасской башне Кремля. Это, собственно, и есть объект № 1, право доступа к которому надо заслужить. Герой фильма этот допуск получил.

Также в рубрике:

КИНО

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;