Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 37 (7700) 24-30 сентября 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Одна неделяЦирк в большом городеНа Поклонной горе прошел фестиваль, на Вернадского - премьерный показ программы НА АРЕНЕГеоргий ОСИПОВ Сын льва и тигрицы - на манеже "Как вы судно назовете, так оно и поплывет", - утверждал любимый многими поколениями отечественной детворы капитан Врунгель. Если посмотреть на цирковой спектакль, поставленный Дарьей Костюк, Татьяной Кохановой и Мурадом Абдуллаевым, только с этой точки зрения, то зрителя должно ждать разочарование: название - "Мир удивительных друзей - Friendland" - прямо скажем, оригинальностью не блещет. Равно как сюжетная основа новой программы: мальчик приходит в большой магазин игрушек, глаза у него - понятное дело - разбегаются, а стоящие на полках плюшевые звери, куклы и прочие оказываются самыми что ни на есть живыми и настоящими... Тут впору как бы между прочим задаться пустяковым вроде бы вопросом: а для чего люди - и нежного, и вполне солидного возраста - ходят в цирк, кого они больше всего хотят увидеть на арене? Опросы, проводимые социологическими службами цирков, отвечают недвусмысленно: зрители приходят в цирк главным образом "на клоунов и на животных, желательно экзотических". Такая установка сплошь и рядом входит в противоречие с сегодняшней цирковой реальностью, о которой недавно писала наша газета: клоунада является в ней самым проблемным жанром, а "братья наши меньшие", особенно те, что солидных размеров, стоят дорого и очень дорого. Что и сказывается на большинстве программ, которые можно увидеть в российских цирках: от силы 2-3 номера с экзотическими животными, остальное - собаки разных пород, кошки, свиньи, даже медведи - давно привычны. Но если в сказке герой попадает в трудное положение, то на помощь непременно приходит добрый волшебник. В Большом Московском цирке в его роли выступает артист Росгосцирка, заслуженный деятель циркового искусства России Гия Эрадзе, устраивающий на арене подлинную "фауно-феерию" (все животные, как и великолепнейшие костюмы, используемые в программе, - его собственность) и предстающий в массе самых разнообразных образов - от восточного шейха до вождя индейцев-апачей. В программе занято более трехсот животных, эта цифра говорит сама за себя. Это - количественный показатель. А качественный? Впечатляет перечисление и само по себе: тигры, львы, пантеры, леопарды, верблюды, куланы, опоссумы, дикобразы, кенгуру, зебры, лемуры, морские львы (точнее, львицы). Обратим внимание, что некоторые четвероногие "корифеи" из этого списка практически не поддаются дрессировке. Ну и цыгане с медведями (аттракцион Екатерины и Алексея Плотниковых), конечно, - куда же в России без медведя? А в финале первого отделения появляется истинный "король программы", лигр - самый крупный представитель из семейства кошачьих (лигр - помесь льва и тигра, где "папа" - лев; если тигр, то гибрид называется тигрольвом). Жаль только, что в том варианте программы, который показали прессе, она так и не смогла как следует разглядеть "короля": на него так ни разу и не дали подобающего его сану освещения... Возможно, ценители искусно сбалансированных цирковых программ не без основания попрекнут "Friendland" тем, что необыкновенное изобилие представителей животного мира несколько затмевает другие, сами по себе заслуживающие внимания номера: "Мумий" (акробаты-вольтижеры на качающейся площадке Владимира Вавилова), графа Дракулу (воздушный гимнаст на ремнях Сергей Волков), "строптивую хищницу" Викторию Бойко - великолепную воздушную гимнастку на цепях и даже необыкновенной красоты лазерное шоу на новом интерактивном манеже... Возможно. Но такого количества и такого подбора животных на арене Москва не видела уже несколько десятилетий и, вероятно, не скоро увидит. Дело тут не только в экономических трудностях, а в том, что в Европе, где многие цирковые школы (в частности, швейцарская) славились именно номерами с животными, сегодня подвергаются жесточайшим преследованиям со стороны "зеленых", и былая слава как-то незаметно уходит в прошлое - вместе с аттракционами с обитателями жарких широт. Не пойдут ли и в России по этой "евродорожке"? А что же клоуны, Домино и Долли (Александр и Лада Сарнацкие)? Некоторые их репризы - как, например, с импровизируемыми прямо на арене портретами - заставляют вспомнить давно забытый "золотой век" отечественной клоунады. Первая ласточка, возвещающая новую весну? Кто знает... Клоуны на беговой дорожке На Поклонной горе прошел IV Всемирный фестиваль циркового искусства. Раз в два года на него съезжаются лучшие артисты всего мира, включая лауреатов самого престижного циркового фестиваля в Монте-Карло. Среди звезд - Рене и Алексия Кассели из Германии с аттракционом "Слоны и лошади". Уникальность их выступления заключается в природе самих животных: слоны и лошади считаются непримиримыми врагами, поэтому сделать с ними совместный номер достаточно проблематично. Тем не менее немецким дрессировщикам это удалось. За что они и были награждены второй золотой наградой фестиваля на Поклонной горе. Серебро в Москве получили и другие лауреаты фестиваля в Монте-Карло - силовая пара братья Перес из Португалии. Португальцы, в отличие от наших акробатов, демонстрировали в большей степени не безупречную технику выступления, а свои безупречные тела и белоснежные улыбки, что, к слову, не сказалось на бурных овациях в зале. Довольно необычно на арене нашего цирка выглядела невероятно красивая воздушная пара "Memento" из Австралии (они получили бронзу фестиваля). Парень и девушка, белая и черная ленты, аллегория жизни и смерти, воспоминаний горьких и радостных. Не только философский смысл номера, но и сами его исполнители существенно отличаются от типичных для российского цирка воздушных гимнастов. Нет блестящих обтягивающих костюмов: парень в обычной белой майке, девушка в легком платье. На гала-концерте номер австралийцев следовал за выступлением наших ребят - пары Михаила Иванова и Алены Сосиной. Наши не летали под куполом цирка, а жонглировали мячами, хотя драматургия номера также предполагала вечные романтические темы. Но и вид циркового искусства, и само воплощение не позволили россиянам дотянуться до уровня австралийцев, которых, без сомнения, можно считать самым красивым выступлением на Всемирном фестивале циркового искусства. Исполнительница номера "Пластический этюд" Юлия Истомина заставила в буквальном смысле замереть от восторга весь зрительный зал. Эту девочку многие знают по участию в шоу "Минута славы" на "Первом канале". Там она в составе пермского коллектива "Грация" в прошлом году стала победительницей. Далее в ее карьере была "бронза" на VII Международном молодежном фестивале циркового искусства в Цирке на Цветном бульваре и Гран-при на фестивале народных цирковых коллективов в Сочи. На Поклонной горе она стала обладательницей второй серебряной премии. Юлию Истомину не зря многие называют Майей Плисецкой цирка - с такой удивительной легкостью и грацией девушка исполняет свои пластические этюды. Но жюри фестиваля больше оценило не пластические или акробатические красоты циркового искусства, а чудеса дрессуры. Гран-при фестиваля на Поклонной получили Андрей и Наталья Широкаловы со своим аттракционом "В развалинах старого замка". Аттракцион получился масштабным: в нем заняты тигры, черные пантеры, леопард. Все это дополнено шикарными костюмами и декорациями, восточными мотивами и удивительными метаморфозами: девушка превращается в пантеру, сфинкс - в тигра... К сожалению, IV Всемирный фестиваль циркового искусства в очередной раз доказал, что самая большая проблема цирков - это клоуны. Найти просто смешные номера довольно сложно. Даже клоуны, рекомендованные самим Олегом Поповым, редко вызывали у зрителей улыбки. Разве что американская "бабушка" - Барри Любин из Нью-Йоркского "Big Apple", немного развеселившая детей своим забавным костюмом и несуразным обращением с "беговой дорожкой". Также в рубрике:
|