Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 18 (7731) 20-26 мая 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

КУЛЬТУРНЫЙ ПРОРЫВ: ОПЫТ ДЕСЯТИЛЕТИЯ

Питер в оковах империи

Город-музей между прошлым и будущим

Наталья ШКУРЕНОК
Cанкт-Петербург
Проект осуществляется при поддержке Фонда Форда


А.Рудьев. Проект "Антарктическая миссия". Музей Арктики и Антарктики. Фестиваль "Современное искусство в традиционном музее"-2005

Окно в Европу, рама из бронзы

Культурная столица, самый европейский из российских городов, город-музей - как только не называют Санкт-Петербург, бывшую столицу Российской империи, благодаря Петру I ставшую для России триста лет назад реальным окном в европейскую цивилизацию и культуру. И в последующие столетия Петербург сохранял статус европейского города, открытого новым веяниям, модным идеям и прогрессу. К тому же именно здесь, в столице империи, получали возможность учиться в вузах и продвигаться по служебной лестнице выходцы из всех национальных окраин, независимо от их вероисповедания. Это, а еще революционные события начала XX века, создали в Петербурге-Петрограде уникальную творческую обстановку, которая породила колоссальное художественное явление, оказавшее развитие на все мировое искусство, - русский авангард. "Модернизм", "новое искусство", "футуризм", "кубофутуризм", "левое искусство" - с этим Россию и весь мир познакомил Петербург. Но сегодня ему остается лишь ностальгически вздыхать об авангардном прошлом, как о потерянном рае.

Уже к концу 30-х годов XX века это самое окно в Европу, "ненужную нынче", как пел в своей песне ленинградский бард Александр Городницкий, не только покрылось пылью, но и оказалось плотно закрытым. Казалось, от былой славы столицы российского и европейского авангарда остались лишь воспоминания и картины в запасниках музеев. Но это было не совсем так: именно в начале 80-х годов, когда Городницкий написал эту песню, ленинградское-питерское подпольное искусство уже жило мощной творческой жизнью, квартирные выставки и концерты потрясали умы и души тогдашней молодой интеллигенции. Формировалось явление, которое позже назовут ленинградским андеграундом, - происходили квартирные выставки и концерты, подрастало "поколение дворников и сторожей", воспетое Борисом Гребенщиковым.

Еще в конце 70-х тогда малоизвестный художник Тимур Новиков сначала устроил квартирную выставку, которая, после того, как ее разогнала милиция, вышла на улицы и превратилась в первую общедоступную уличную акцию. В 1980 году он же открывает галерею "АССА" в своей коммунальной квартире, где проходит "Первая биеннале портретов Тимура Новикова". Под крылом этой галереи Новиков в 1982 году организовывает группу "Новые художники", в которую вошли Иван Сотников, Олег Котельников, Кирилл Хазанович, позже к ним присоединились Георгий Гурьянов, Сергей Бугаев, Евгений Юфит и другие. К художникам примкнули новые композиторы, "Дикие" художники Олег Маслов, Алексей Козин, Олег Зайка, движение "Некрореалистов", музыкант, певец и лидер группы "Кино" Виктор Цой, который занимался живописью и выставлял свои работы на квартирных выставках.

Ленинград 80-х был особенно известен своим рок-клубом, и "Новые художники" активно сотрудничали с ним - оформляли концерты, проводили там выставки. В 1984 году появился ансамбль Сергея Курехина "Популярная механика", и возникло неожиданное творческое неформальное объединение, своеобразный театр, в котором "Новые художники" существовали как музыканты, шоумены, декораторы, костюмеры, а Сергей Курехин участвовал в выставках "Новых" как художник. "Популярная механика" стала еще одним центром притяжения творческих сил, с ней выступали самые знаменитые музыкальные ленинградские группы - "Аквариум", "Кино", "Странные игры", "АукцЫон", "Джунгли" и другие.

А в квартирной галерее "АССА", просуществовавшей до 1987 года, постоянно проходили выставки, показы параллельного кино, небольшие концерты. Здесь состоялись первые показы альтернативной моды, проходили репетиции "Нового театра", принимавшего участие в концертах "Поп-механики", там снимали параллельное кино: в фильме Сергея Соловьева "АССА" играли сами художники, и были использованы мультфильмы Олега Котельникова. В середине 80-х годов Тимур Новиков создает академию Всяческих Искусств, которую вскоре переименовывает в Новую Академию изящных искусств, открывает Свободный университет, где преподают Курехин, сам Тимур Новиков, Борис Юхананов. И все это мощное движение нонконформистского искусства существовало параллельно официальному - признанному, разрешенному, осененному классическими традициями Академии художеств.

Сквозь имперскую позолоту

Т.Головизнина. Проект "Образ жизни". Музей Академии художеств. Фестиваль "Современное искусство в традиционном музее"-2004

Конец 80-х годов стал для современного искусства Ленинграда-Петербурга временем кардинальных перемен: именно тогда в городе появились два основных места постоянного притяжения творцов актуального искусства - знаменитая Пушкинская, 10, и открывшийся в Русском музее Отдел новейших течений. Арт-центр "Пушкинская-10" изначально, в 1989 году, был фактически арт-сквотом: независимые художники, музыканты и другие деятели культуры просто заняли пустующий дом на Пушкинской улице. Позже им удалось (при поддержке первого мэра Петербурга Анатолия Собчака) открыть здесь центр современного искусства и официально зарегистрировать негосударственную некоммерческую организацию, которая теперь называется Товарищество "Свободная культура". Позже товарищество учредило в стенах дома на Пушкинской первый в России Музей нонконформистского искусства, где собраны уникальная коллекция произведений "неофициального" искусства второй половины ХХ века, архив и библиотека независимого искусства. В прошлом году "Пушкинская-10" отметила свой 20-летний юбилей: сейчас арт-центр - одно из немногих в Петербурге, ставшее уже привычным, место выставок, концертов, кинопоказов.

Перформанс "Bodies in urban spaces" (Живые скульптуры в пространстве города), 10-летие "ПРО АРТЕ"

Отдел новейших течений в Русском музее стал фактически первой официальной институцией под государственной крышей, которая провозгласила своей главной задачей собирание, изучение, пропаганду современного российского искусства и представление лучших образцов мирового. Кстати, и началось формирование коллекции отечественного искусства второй половины XX столетия в Русском музее именно с коллекции работ "Новых художников" и "Некрореалистов" - Тимур Новиков и Сергей Бугаев преподнесли в дар музею свое собрание с условием, что там будет организована выставка этих работ, а впоследствии и постоянная экспозиция.

- Так совпало, что в современном питерском искусстве конца XX века не было ничего интереснее "Новых", некрореализма, ранней Академии изящных искусств Тимура Новикова, - говорит Александр Боровский, заведующий Отделом новейших течений Государственного Русского музея. - По-моему, они до сих пор остаются самым значительным явлением в художественной жизни не только Петербурга, но и России того времени.

К сожалению, Тимур Новиков так и не дожил до открытия выставки в Русском музее (она была открыта лишь в марте 2010 года). На рубеже 80 - 90-х годов, когда исчезла оппозиция так называемого официального и неофициального искусства, определявшая советскую художественную сцену во второй половине XX века, и появилась возможность собирать и показывать в музее актуальное искусство, Отдел новейших течений Русского музея развернул активную деятельность, а ведь тогда в этой сфере отставал даже Эрмитаж.

Русский музей первым стал привозить действительно самые интересные образцы западного современного искусства: здесь одна за другой в начале 90-х прошли три выставки знаменитого немецкого постмодерниста и концептуалиста Йозефа Бойса, известного своим участием в авангардном движении "флюксус" 1960-х годов и левыми взглядами. Вскоре Мраморный дворец был приспособлен под постоянно действующую экспозицию "Музей Людвига в Русском музее". К первоначальному дару семьи Людвиг, состоящему из 33 произведений современного западного и русского искусства, в течении трех лет Петер и Ирэна Людвиг добавили еще 85 работ, экспозиция обновилась. И с тех пор регулярно происходило приобретение новых экспонатов.

"Русская красота" на "Красном треугольнике". Фестиваль "Современное искусство в традиционном музее"-2009

Очень быстро Отдел новейших течений освоил и околомузейное пространство - во дворе, возле памятника Александру III работы Паоло Трубецкого, где до этого стоял ленинский броневик, немецкий художник-акционист Ха Шульт поставил свой "мраморный форд". И до сих пор многие вспоминают эту первую в Петербурге уличную инсталляцию как одно из самых ярких художественных впечатлений на рубеже 80 - 90-х годов.

К этому времени стали "подтягиваться" и официальные государственные институции. Государственный Эрмитаж в 90-е годы начал целую серию выставок самых интересных и значительных художников второй половины XX века - в залах императорского дворца, в окружении мраморных колонн и позолоты можно было увидеть работы гениального Рене Магритта, фотографии Ирвинга Пена, пейзажи Эндрю Уайета, штудии Фрэнсиса Бэкона из собрания Музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке. А в первые годы XXI века Эрмитаж устроил настоящий фейерверк из суперимен: чтобы увидеть выставки работ Джексона Полока, Энди Уорхола, Луиз Буржуа, Пьера Сулаж, в Петербург приезжали люди из всех городов России.

К этому времени Эрмитаж сформулировал и разработал масштабный проект "Эрмитаж 20/21": грандиозную кампанию по привлечению в музей произведений современного искусства. Под эту идею музей получил здание Главного Штаба, к реконструкции которого привлекались ведущие мировые архитекторы. Правда, закончилось все своими, питерскими мастерами по приспособлению исторических зданий под "чего изволите", но тем не менее музей планирует открыть в здании Главного Штаба совершенно новые выставочные пространства, организованные именно под экспозицию современного искусства уже к 2014 году, к 250-летию со дня основания Эрмитажа. Предполагается, что в этих залах будут выставляться не только живопись, скульптура и графика, но также инсталляции, видеоарт, будут проходить перформансы и кинопоказы.

Изменение климата

Но это пока только предположения, планы, а, по мнению многих специалистов, занимающихся современным искусством, реальная ситуация в Петербурге начала XXI века совсем не такая простая для жизни и развития актуального художественного процесса, как кажется на первый взгляд. Классическое наследие давит на художников, на горожан, оно довлеет над сознанием всех приезжающих в город, даже если они не отдают себе в этом отчета.

- Питерская атмосфера нехороша для современного

искусства, - считает Марина Колдобская, директор Петербургского отделения Государственного центра современного искусства. - Это касается и начальства, и простого люда, их сознание полностью оккупировано Эрмитажем, Русским музеем, Петергофом, Пушкиным, позолотой, финтифлюшками. Более того - любое современное искусство, которое пользуется тем же инструментарием, что и классическое, здесь обречено на проигрыш, хотя бы потому, что за классическим искусством стоит многовековой пиар. Большинство рассуждает так: зачем нам современная живопись, если в Эрмитаже висят картины Рембрандта? Зачем современная архитектура, если гостей можно отвезти в Петергоф или Царское Село? В результате общество готово терпеть современное искусство в какой-то резервации, если оно не слишком лезет в глаза, не претендует на то, чтобы определять художественную атмосферу в городе, играйте в своей песочнице, не бузите, не мешайте серьезным людям заниматься серьезными делами.

Государственный центр современного искусства сделал ставку на медиаарт. За последнее десятилетие реально произошла цифровая революция: сейчас каждый второй имеет в кармане вместе с телефоном видеокамеру, фотоаппарат и выход в Интернет. Медиа развиваются с бешеной скоростью, и общество стремительно переселяется в другую цивилизацию, в другое пространство, где главное - информация, ее передача, распространение, трансформация. И художники, как люди чуткие, импульсивные и быстро реагирующие, немедленно стали обживать это новое пространство, использовать новый инструментарий. Поэтому главное, что, по мнению Марины Колдобской, произошло за последние 10 лет, - свое законное место в художественном пространстве Петербурга занял медиаарт. Он существует, он полноценно развивается, и это действительно авангардный вид искусства.

- Медиаискусство не входит в конкуренцию с классическим наследием, - говорит Марина Колдобская. - При этом в Питере достаточно много продвинутых молодых людей, студентов. Так что мы ставим на то, что Питер должен стать столицей российского медиаарта. Сейчас мы участвуем в музейных проектах, проводим свой фестиваль, посылаем разработки "Cylandа" на зарубежные фестивали, они имеют успех, в мире удивляются: оказывается, в России есть достойный медиаарт.

Но главное структурное изменение в художественной жизни Петербурга произошло десять лет назад: тогда в городе открылся Институт "ПРО АРТЕ", существующий сегодня под названием "Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства "ПРО АРТЕ", работающий при поддержке Комитета по культуре Петербурга, Фонда Форда и Фонда Михаила Прохорова. Его деятельность направлена в первую очередь на изучение и продвижение достижений культуры XX - XXI веков в массовое сознание. Главное направление работы "ПРО АРТЕ" - просвещение. Лекции, семинары, конференции, выставки, концерты и фестивали - таким количеством образовательных программ может гордиться любая академия.

- Конечно, мы десять лет назад, когда открылись, были просто модными, к нам ломилась молодежь, хотя мы начинали с лекций по изобразительному искусству XX века, - говорит Елена Коловская, директор "ПРО АРТЕ". - Но этого тогда никто не делал. Как никто не оказывал поддержки молодым художникам, работающим с актуальным искусством. Мы приглашали специалистов и из России - из Петербурга, Москвы, - и из-за рубежа: у нас читали лекции искусствоведы, арт-критики, кураторы музеев из Америки, Европы.

И этого подвига "ПРО АРТЕ" с тех пор никто в России не повторил. В Академии художеств, в Мухинском училище преподают свои, местные, они практически не приглашают лекторов из-за границы, а у новой институции добрая половина преподавателей была из иностранцев, и фонд продолжает привозить в Россию западный опыт: современное искусство по сути своей во многом интернационально.

Но город-музей обязывает - и "ПРО АРТЕ" тоже начал с музеев: десятый год он проводит самый масштабный музейный фестиваль - "Современное искусство в традиционном музее", ставший настоящим новаторским прорывом в музейном пространстве Петербурга. "ПРО АРТЕ" уже приучил петербуржцев к тому, что каждую осень в дни, когда проходит фестиваль, они смогут не только свободно попасть в самые неожиданные музейные пространства, но и увидеть современное искусство, с которым они были совершенно незнакомы. За эти десять лет фестиваль многое изменил в сознании музейщиков и зрительской аудитории, потому что его изначально делали в расчете на массовую аудиторию - у современного искусства есть такая тенденция к скопизму, ограничению, замкнутости на самом себе, к цеховым играм. Многие кураторы, которые работают с современными художниками, не считают нужным идти в народ. А у "ПРО АРТЕ" изначально была ставка на народ, и в этом была железная логика: если дают деньги на поддержку художников, на проекты современного искусства, его должны видеть. Но неподготовленная публика не пойдет на современное искусство, его нужно двигать в массы. Для этого и был придуман фестиваль: в эти дни современное искусство смотрят не только молодые, больше половины аудитории - это пожилые люди, пенсионеры и семьи с детьми. Если для Западной Европы, Скандинавии такая аудитория - это нормально, там люди привыкли, то для России это пока нестандартная ситуация: у нас нет больших музеев современного искусства, куда бы люди постоянно могли ходить всей семьей. В книге отзывов "ПРО АРТЕ" почти 90 процентов откликов написаны людьми с улицы, которые пришли и увидели нечто для себя совершенно неожиданное. Многие пишут: "Первый раз увидел такое, никогда не знал, что бывает такое искусство, какая красота, спасибо".

Музейный фестиваль "ПРО АРТЕ" вызвал настоящий поток музейных акций в Петербурге: следом появились еще несколько музейных фестивалей - "Ночь музеев", "Детские музейные дни в Петербурге", во многих музеях развиваются детские и семейные программы.

Позже в программе "ПРО АРТЕ" появились музыка, танец, архитектура. Сейчас фонд проводит конкурс композиторов, исполняющих современную академическую музыку "Пифийские игры". Конкурс собирает пусть и небольшую - 200 - 300 человек, но стабильную аудиторию. И это, как считают все специалисты, отличный показатель, по сравнению даже с соседней Финляндией, где с послевоенного времени была принята практика, когда в концертную программу с классической музыкой обязательно включалось хотя бы одно произведение современного композитора. А у нас такой практики нет вообще.

В прошлом, юбилейном году "ПРО АРТЕ" устроил всем любителям и поклонникам современного искусства настоящий праздник - в Петропавловской крепости прошла серия видеоинсталляций ведущих медиахудожников из Европы и Америки. В России таких больших видеовыставок с инсталляциями практически нет, целенаправленно этим в России и в Петербурге, в частности, не занимаются.

Но один фонд "ПРО АРТЕ" и еще две-три институции, пусть даже такие солидные и авторитетные, как Отдел новейших течений Русского музея или Центр современного искусства, к сожалению, не меняют художественный климат в бывшей столице Российской империи. И даже не делают пока погоды в современном искусстве. Хотя сдвиг в массовом сознании уже происходит.

- Сейчас с гневными проповедями против современного искусства выступают разве что совсем уж несчастные старички, - считает Александр Боровский. - А уже тем более молодежь, студенты знают, что происходит в современном искусстве. Но Петербург - неповоротливый город, ему все неинтересно. Выпускники Академии художеств почему-то удивляются, что их никто не приглашает на Венецианскую биеннале. Они же были лучшие ученики! Но некоторые профессора уже начинают понимать, что один из ведущих художественных вузов страны почему-то оказался в хвосте современных мировых тенденций в искусстве.

Конечно, общая экономическая ситуация в стране тоже влияет на современный художественный процесс - очень много молодых художников из Питера учатся и работают в других странах, это очень обидно, но это реальность: раз нет развитой инфраструктуры внутри страны, они находят ее в других местах. Потому что у художника должна быть возможность получать поддержку, зарабатывать своим искусством деньги, продавать свои произведения на ярмарках, в галереях. В Петербурге это все находится пока в зачаточном состоянии, по сравнению, например, с Москвой: в Питере галерей, занимающихся современным искусством, в разы меньше - в Москве их считают десятками, здесь - хватит пальцев на одной руке. Ярмарка современного искусства проходит в Москве, в Питере биеннале такого масштаба нет. В первую очередь потому, что нет спроса. Однажды "Арт-Москва" попыталась сделать в Питере что-то вроде филиала, но ничего не получилось - Петербург в сознании большинства россиян, и тем более иностранных туристов и зарубежных коллекционеров все еще остается родиной "яиц Фаберже и Эрмитажа".

- Петербург - город с большой составляющей исторического наследия, и этим мы отличаемся от других, мы живем в суперисторическом городе, - говорит Елена Коловская. - Но с этим можно и нужно работать. Пермь, Петрозаводск, Екатеринбург, Нижний Новгород отличаются от Петербурга тем, что у них нет этого обременения - имперского наследия. Оно важно, конечно, для художников как стартовая позиция. Но как от него абстрагироваться и сделать что-то новое - это совершенно другая история.

Также в рубрике:

КУЛЬТУРНЫЙ ПРОРЫВ: ОПЫТ ДЕСЯТИЛЕТИЯ

ХРОНИКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;