Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 18 (7731) 20-26 мая 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрВсе хорошо, что хорошо кончается"PERDU...монокль". Театр сатиры Ирина АЛПАТОВА
Водевиль, как известно, прежде всего - жанр. В том смысле, что оценивать там что-то с точки зрения содержания практически бесполезно, а вот с формальной стороны - сколько угодно. Водевилю потребна легкость исполнения, умение петь нехитрые куплеты и выделывать пластические "антраша", допускаются заигрывание со зрителями и всяческие "переборы". Жанр этот некогда хоть и принадлежал к разряду "низких", но был весьма любим публикой, которая оставалась в театре после какого-либо трагического представления, дабы "на посошок" утешиться водевилем. Сегодня же подобных изящных и легкомысленных вещиц на российских подмостках практически не найти, да и секрет их постановки затерялся в исторической дали. А вот художественный руководитель Театра сатиры Александр Ширвиндт не убоялся вытащить из пыльных театральных архивов парочку старинных водевилей и попытался их реанимировать на вверенной ему сцене. Тем более что сатира как таковая здесь давно уже востребована по минимуму, в отличие от чисто развлекательных спектаклей. В эту же мишень водевиль попадает прямо "в яблочко". Итак, Александр Ширвиндт выбирает Дмитрия Ленского и Эжена Лабиша, классиков водевильного жанра. Стоит вспомнить хотя бы их знаменитейшие пьесы "Лев Гурыч Синичкин" и "Соломенная шляпка". Однако худрук вовсе не собирался снимать сливки с вещей хрестоматийного порядка, а копнул архивы поглубже, достав оттуда "Дядюшкину тайну" Ленского и "Убийство на улице Лурсин" Лабиша. Кстати, первый водевиль он некогда ставил на своем курсе в Щукинском училище, и в нынешнем спектакле задействовал ряд своих прежних учеников, игравших там и ставших ныне артистами Театра сатиры. Не стоит думать, что эти две вещицы чем-то сюжетно связаны. Но режиссер все же пытается сделать некое подобие цельного спектакля, хотя бы визуально и мизансценически. Художник Александр Боим вешает в центре сцены огромную раму, а в качестве картин выступают нарисованные "пейзажи": усадебный в "Дядюшкиной тайне" и городской в "Убийстве на улице Лурсин". Соответственно, разведены и времена: дела давно минувших дней постепенно перетекают в события не столь отдаленной эпохи. Архаика сменяется модерном, не меняя притом сути комических ситуаций. Плюс к этому Ширвиндт отчасти редактирует старые тексты, сочиняя для актеров некое подобие "импровизаций", тщательно, впрочем, заученных и явно адресованных современному зрителю. Да и композицию двух водевилей выстраивает похожим образом: в начале первого и второго актов на сцену являются слуги, Жак - Олег Кассин и Жиль - Александр Симонец, и долго знакомятся со зрителями, болтая по-французски. На "родной" язык (а действие пьески Ленского тоже происходит в прекрасной Франции), кстати, частенько переходят практически все персонажи, тщательно грассируя и прононсируя. Но вот по легкости исполнения, да и вообще по общей атмосфере и всеобщей заразительности "Дядюшкина тайна" явно уступает "Убийству на улице Лурсин". Уж слишком много в первой так называемых классических канонов, со всеми этими бесконечными куплетами и пританцовками, много монотонного комикования Жака - Кассина с его любовными заигрываниями с одной из молоденьких зрительниц. Да и актеры, среди которых как опытные Юрий Нифонтов и Зинаида Матросова, так и молодые Евгения Свиридова и Юлия Пивень, не слишком поражают темпераментом, не "порхают", а порой будто влачат некий сценический груз. Оно бы и ладно, всякое случается, но вот беда - в антракте зрительские ряды отчасти редеют. Вероятно, кое-кто из публики полагает, что и дальше будет так же, а потому уже полученных впечатлений вполне достаточно. И делает это зря, потому что "Убийство на улице Лурсин" с участием Федора Добронравова, Марины Ильиной, Валерия Гурьева и Андрея Зенина может доставить явное удовольствие всем любителям комедийного жанра. Да и сам водевиль, признаться, получился у Лабиша качеством повыше. Вот тут уж можно наблюдать желаемый каскад аттракционов, фейерверк ситуаций и темпераментную актерскую слаженность. Лангюме - Добронравов и Мистингю - Гурьев - парочка комедиантов, похожих на клоунов. Они забавно изображают похмелье (излюбленный комедийный прием), ужасаются якобы совершенному ими в невменяемом состоянии мифическому "преступлению", подкалывают друг друга, интригуют, в общем, веселятся по полной, абсолютно заражая этим весельем зрителей. Это же вполне искупает некую вялость первого действия. И потом, сказал же Шекспир: "Хорошо то, что хорошо кончается". А кому же верить, как не классику? Также в рубрике:
|