Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 18 (7731) 20-26 мая 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираПортреты заговорилиНачо Дуато поставил балет о Бахе в Баварии Екатерина БЕЛЯЕВА
У хореографов последней четверти XX века и начала XXI, включая самых лучших, есть две слабости, порожденные одной причиной: обидой на серьезных композиторов за то, что те не написали для балета хорошей музыки в достаточном количестве. Хореографы, во-первых, начали сочинять балеты о балетах и балетной истории - наверное, чтобы ярче заявить о правах этого искусства, и, во-вторых, делать балеты-байопики, то есть пересказывать в танце биографии композиторов. Некоторые преуспели и в первом, и во втором, например, Джон Ноймайер в Гамбурге. У него есть специальный балет про Моцарта с вызывающим названием "Окно в Моцарта", где зальцбургский гений от акта к акту предстает перед зрителем в разные этапы своей короткой, но богатой на свершения жизни. Некий композитор, видимо, Вагнер, проникает и в другой балет Ноймайера - "Смерть в Венеции". Если копнуть глубже, то сквозь "Звуки пустых страниц", мариинскую премьеру хореографа, выглянет Шнитке, а "Отзвучавшие празднества" мельком намекнут об одном трагическом эпизоде в жизни Рихарда Штрауса. Надо сказать, что с биографиями великих музыкантов гамбургский хореограф обходится крайне деликатно - рассуждает только об их творчестве. Наверное, поэтому Музы так благосклонны к Ноймайеру: время от времени они посылают ему хороших композиторов, пишущих партитуры для его балетов. А вот Борису Эйфману везет гораздо меньше. Памятуя о его грубой и неприлично вольной интерпретации жизни Чайковского в одноименном балете, никто не хочет писать для него музыку. И поделом. В 1999 году испанец Начо Дуато, когда он еще был в полном смысле слова заложником классики (девушки его труппы, правда, уже сбросили пачки и пуанты), поставил балет "Многогранность. Формы тишины и пустоты" на музыку Баха. В принципе, Дуато не любит рассказывать истории, особенно биографические, но заказ на балет о Бахе пришел к нему из Веймара, который в тот год был культурной столицей Европы. Это была большая честь для валенсийца, что именно ему, революционеру и бунтарю из мадридского балета, предложили высказаться о Бахе в городе, связи которого с великим немецким композитором трудно переоценить. Сложное название возникло также неслучайно - меньше всего хотелось Дуато плоско рассказывать о Бахе в контексте фактов его биографии. Поэтому он поделил балет на две части - одну как бы условно биографическую, а вторую - абстрактную, символическую, представляющую Баха первооткрывателем многих музыкальных форм. Сам Бах присутствует в балете - на веймарской премьере его танцевал Дуато (может быть, он и в Москве станцует, как обещал, когда летом представит этот спектакль на Чеховском фестивале). Это такой настоящий барочный персонаж - в напудренном парике, чулках с подвязками, церемонный и значительный, каким мы и представляем себе автора "Искусства фуги". В деликатности интерпретации биографии композитора Дуато даже обошел Ноймайера: сумел показать, что дела семейные мало влияли на творчество гения. В первом акте есть замечательный дуэт мужчины (Бах) и виолончели (танцовщица) на знаменитейшую музыку Прелюда из Первой Сюиты для виолончели - с этим дуэтом артисты Дуато объехали десятки фестивалей, - так вот в нем нет и намека на любовное приключение Баха. Хотя потом появится, откуда ни возьмись, занудная дама (жена) в длинном платье - традиционная реинкарнация той милой девушки в черном купальнике, которую Бах по наивности принял за музыкальный инструмент. Есть и другая замечательная особенность балета, связанная с творческой стороной биографии Баха. Дуато устраивает путешествие по музыкальным формам, которыми виртуозно владел Бах, и показывает, как они могут быть использованы для танца. В результате у него выходит, что одного И.С.Баха могло бы хватить для создания абсолютно всего, что нужно балету и танцу. Утопия, конечно, но в рамках полуторачасового балета, в котором занята вся труппа, выглядит убедительно. Теперь балет, помимо Мадрида, идет в Мюнхене. Баварцы все пытаются изжить комплекс неполноценности, связанный с тем, что в биографии великого Баха не нашлось места для Мюнхена: у них многие гении засветились - от Моцарта (вТеатре "Кювилье" состоялась премьера его "Идоменея") до Рихарда Штрауса (много мюнхенских премьер), а Бах не доехал. Баварский государственный балет обладает сокровищами Креза и может позволить себе заказывать так называемые Creation - мировые премьеры опер и балетов, и заказывает постоянно, но у Дуато купили старый балет о Бахе. Все очень довольны - и зрители, и артисты. Роль Баха по очереди исполняют ветеран труппы Сириль Пьер - его Бах очень похож на Баха с традиционных портретов и, вообще, весь такой академический и классический, и молодой албанец, также премьерского ранга Марлон Дино - этот танцует более просветленного Баха, более человеческого, склонного смотреть на жизнь проще и местами напоминающего Моцарта, каким многие его представляют. Оба варианта интересны. Также в рубрике:
|