Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 18 (7731) 20-26 мая 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Краски мира

Портреты заговорили

Начо Дуато поставил балет о Бахе в Баварии

Екатерина БЕЛЯЕВА
Мюнхен - Москва
Фото Уилфреда ХЕСЛЯ


Сцена из балета "Формы тишины и пустоты"

У хореографов последней четверти XX века и начала XXI, включая самых лучших, есть две слабости, порожденные одной причиной: обидой на серьезных композиторов за то, что те не написали для балета хорошей музыки в достаточном количестве. Хореографы, во-первых, начали сочинять балеты о балетах и балетной истории - наверное, чтобы ярче заявить о правах этого искусства, и, во-вторых, делать балеты-байопики, то есть пересказывать в танце биографии композиторов. Некоторые преуспели и в первом, и во втором, например, Джон Ноймайер в Гамбурге. У него есть специальный балет про Моцарта с вызывающим названием "Окно в Моцарта", где зальцбургский гений от акта к акту предстает перед зрителем в разные этапы своей короткой, но богатой на свершения жизни. Некий композитор, видимо, Вагнер, проникает и в другой балет Ноймайера - "Смерть в Венеции". Если копнуть глубже, то сквозь "Звуки пустых страниц", мариинскую премьеру хореографа, выглянет Шнитке, а "Отзвучавшие празднества" мельком намекнут об одном трагическом эпизоде в жизни Рихарда Штрауса. Надо сказать, что с биографиями великих музыкантов гамбургский хореограф обходится крайне деликатно - рассуждает только об их творчестве. Наверное, поэтому Музы так благосклонны к Ноймайеру: время от времени они посылают ему хороших композиторов, пишущих партитуры для его балетов. А вот Борису Эйфману везет гораздо меньше. Памятуя о его грубой и неприлично вольной интерпретации жизни Чайковского в одноименном балете, никто не хочет писать для него музыку. И поделом.

В 1999 году испанец Начо Дуато, когда он еще был в полном смысле слова заложником классики (девушки его труппы, правда, уже сбросили пачки и пуанты), поставил балет "Многогранность. Формы тишины и пустоты" на музыку Баха. В принципе, Дуато не любит рассказывать истории, особенно биографические, но заказ на балет о Бахе пришел к нему из Веймара, который в тот год был культурной столицей Европы. Это была большая честь для валенсийца, что именно ему, революционеру и бунтарю из мадридского балета, предложили высказаться о Бахе в городе, связи которого с великим немецким композитором трудно переоценить. Сложное название возникло также неслучайно - меньше всего хотелось Дуато плоско рассказывать о Бахе в контексте фактов его биографии. Поэтому он поделил балет на две части - одну как бы условно биографическую, а вторую - абстрактную, символическую, представляющую Баха первооткрывателем многих музыкальных форм. Сам Бах присутствует в балете - на веймарской премьере его танцевал Дуато (может быть, он и в Москве станцует, как обещал, когда летом представит этот спектакль на Чеховском фестивале). Это такой настоящий барочный персонаж - в напудренном парике, чулках с подвязками, церемонный и значительный, каким мы и представляем себе автора "Искусства фуги". В деликатности интерпретации биографии композитора Дуато даже обошел Ноймайера: сумел показать, что дела семейные мало влияли на творчество гения. В первом акте есть замечательный дуэт мужчины (Бах) и виолончели (танцовщица) на знаменитейшую музыку Прелюда из Первой Сюиты для виолончели - с этим дуэтом артисты Дуато объехали десятки фестивалей, - так вот в нем нет и намека на любовное приключение Баха. Хотя потом появится, откуда ни возьмись, занудная дама (жена) в длинном платье - традиционная реинкарнация той милой девушки в черном купальнике, которую Бах по наивности принял за музыкальный инструмент.

Есть и другая замечательная особенность балета, связанная с творческой стороной биографии Баха. Дуато устраивает путешествие по музыкальным формам, которыми виртуозно владел Бах, и показывает, как они могут быть использованы для танца. В результате у него выходит, что одного И.С.Баха могло бы хватить для создания абсолютно всего, что нужно балету и танцу. Утопия, конечно, но в рамках полуторачасового балета, в котором занята вся труппа, выглядит убедительно.

Теперь балет, помимо Мадрида, идет в Мюнхене. Баварцы все пытаются изжить комплекс неполноценности, связанный с тем, что в биографии великого Баха не нашлось места для Мюнхена: у них многие гении засветились - от Моцарта (вТеатре "Кювилье" состоялась премьера его "Идоменея") до Рихарда Штрауса (много мюнхенских премьер), а Бах не доехал. Баварский государственный балет обладает сокровищами Креза и может позволить себе заказывать так называемые Creation - мировые премьеры опер и балетов, и заказывает постоянно, но у Дуато купили старый балет о Бахе. Все очень довольны - и зрители, и артисты. Роль Баха по очереди исполняют ветеран труппы Сириль Пьер - его Бах очень похож на Баха с традиционных портретов и, вообще, весь такой академический и классический, и молодой албанец, также премьерского ранга Марлон Дино - этот танцует более просветленного Баха, более человеческого, склонного смотреть на жизнь проще и местами напоминающего Моцарта, каким многие его представляют. Оба варианта интересны.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;