Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 18 (7731) 20-26 мая 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Музыка"Озеро" по-улановскиБалет "Лебединое озеро" поставлен в Екатеринбурге Елена ФЕДОРЕНКО
Сосчитать все версии "Лебединого озера", существующие в мире, весьма непросто. Недавно прибавилась еще одна, и примечательная, трактовка Екатеринбургского государственного театра оперы и балета, в которой оказались сопряжены два столетних юбилея - самого театра и Галины Улановой, чей лебединый образ поднялся над эпохами легендой. Новое "Лебединое" - старт в формировании парадной афиши театра, юбилей которого отпразднуют в 2012 году. Какой же праздник без главного старинного балета, чья державная власть в истории культуры неоспорима! Идея постановки принадлежала директору театра Андрею Шишкину, его инициативу поддержали в Министерстве культуры России. Тайна, хранимая "Лебединым озером", его романтическим сюжетом и музыкой Чайковского, влекла многих. На сей раз к загадке балета прикоснулась замечательная балерина и педагог Большого театра Людмила Семеняка, которая не скрывала ни ответственности, ни волнения от поступившего ей предложения. У всех, кто видел Семеняку в главной партии этого балета, в памяти остались и кантилена уникальных pas de bourree скользящей по глади озера девушки-птицы, и отчаянная энергия немного капризной и гордой Одиллии. Этой партией, одной из первых на сцене Большого театра, Семеняка взяла тот особый чистый тон, что проявляется у балерин Первопрестольной, взращенных в петербургской цитадели академизма. Ранее в той же партии танцевала на сцене Большого великая Уланова, создавшая образец редкого стиля на том же пересечении художественных традиций Москвы и Петербурга. Она и готовила Семеняку к дебюту, выстраивая партитуру роли на тончайших нюансах взаимоотношений, пауз, внутренних движений, помогала проникнуть в секреты образа самостоятельно, без повторения ее, улановской, трактовки. Сегодня Людмила Семеняка выступает в новом качестве - как хореограф-постановщик екатеринбургского спектакля. Связи нового балета с эпохой Улановой оказались глубже, чем может показаться на первый взгляд. Не царственная стать и не дьявольское коварство пленяли в прочтении Улановой. Ее девушка-птица переводила балет в лад лирической трагедии, где ей, в совершенстве владевшей искусством драмбалета, были важны подлинность чувств и развития действия, дабы раскрыть человеческую, а не сказочную судьбу. Сегодня Семеняка пересматривает спектакль, наполняя его улановскими интонациями живой и внятной человеческой истории. Причем истории увлекательной, близкой современному зрителю. В соответствии с этой задачей и был переделан сценарий. Место действия первого акта - средневековый замок рыцаря Ротбарта. Владетельная Принцесса вместе с сыном Зигфридом во время прогулки наведывается в замок своего вассала. Ротбарт дает бал, который становится отправной точкой, зачином повествования. С самого начала Злой гений будет направлять действие и определять поступки персонажей. Ему, единому в двух ликах - вполне благочинному хозяину бала и злодею, заколдовавшему девушек, - отведена роль своеобразного властителя человеческих судеб. Соответственно, все танцы для него сочинены заново. Однако, видоизменяя фабулу и добавляя в хореографическую партитуру многочисленные авторские фрагменты, Семеняка бережно сохраняет те жемчужины хореографии, без которых "Лебединое озеро" представить сегодня уже невозможно. Опора ее концепции - в диалоге с балетной традицией. Поэтому в спектакле сохранены "лебединые" картины Льва Иванова, дуэт Одиллии и Зигфрида, поставленный Мариусом Петипа, вариации Александра Горского. И, конечно, концепция в целом определена заложенным в музыке и некогда воплощенным хореографически Мариусом Петипа конфликте: белое и черное, жизнь и смерть, нескончаемая борьба добра и зла, вечная битва света и тьмы. Превращение зачарованных птиц в девушек в длинных белых платьях - тоже осмысление традиции, начатой уже Владимиром Бурмейстером. С источниками хореограф не соперничает, более того - не скрывает пиетета к классическому тексту, сложившемуся на протяжении истории - от Иванова и Петипа - через Бурмейстера - к Григоровичу, который уже в XX веке нашел непревзойденные лексические построения и мизансценические композиции в прочтении партитуры. В плане освоения хореографического языка Семеняка выбирает единственно верный путь для юной труппы, собранной из выпускников разных балетных школ: здесь учитываются возможности и индивидуальности исполнителей, подчеркиваются сильные стороны каждого и пока "в скобках" оставляется то, на освоение чего требуется время. Молодая Елена Кабанова, чьи способности почувствовала Екатерина Максимова, авансом определившая ее в ряд лауреатов премии "Триумф", в роли Одетты складывает, по Асафьеву, задушевную песню без слов и, наоборот, живописует портрет своей Одиллии порывистыми и энергичными красками. Зигфрид Виктора Механошина - романтический герой, чей идеал, словно мерцающий и постоянно меняющийся образ, ведет его по лабиринтам самопознания. Вторая пара - Маргарита Рудина и Алексей Насадович - опытные артисты, сосредоточивающие внимание на эмоциональных по выразительности дуэтах: их танец отличает чистота исполнения текста, хотя "летучая" тема судьбы выходит в их интерпретации пока прерывисто. Основополагающую для спектакля роль Ротбарта молодой солист Максим Клековкин ведет на жестком контрасте: рыцарем голубых кровей он остается ровно до той поры, пока ничто не угрожает порабощенным им девушкам. В Ротбарте Дениса Зайнтдинова меньше аристократической стати, главное, что движет его персонажем, - неукротимая воля. Поэтично, с чувством стиля и музыкально танцует женский кордебалет, с которым работала опытный репетитор Татьяна Луань-Бинь. Мастерства и стабильности танцовщикам еще предстоит набирать, и это процесс закономерный, но все без исключения умеют взять стиль и передать смысл: рост труппы налицо, в чем несомненна заслуга опытных педагогов Лилии Воробьевой и Юрия Веденеева. Художник Вячеслав Окунев организовал готическое пространство дворцовых интерьеров, дал аромат средневекового замка, что раскинулся на берегу холодного озера, диким лесом на суперзанавесе провел границу между явью и мечтой, столь чувственно воплощенную в интерпретации партитуры дирижером Большого театра Павлом Клиничевым. "Лебединое озеро" - балет светлой печали, и та история, которую ведет театр, подготавливает финал трагический: за предательство, вольное или невольное, надо платить, а поиск себя не всегда приводит к счастью. Но финал тем не менее оказывается оптимистичным. Видимо, нынешней действительности, раздираемой противоречиями и утратившей стабильность, такой и нужен. В мужской танец-поединок возмужавшего Зигфрида и сбросившего личины Ротбарта хореограф вводит Одетту, которая без колебаний бросается на помощь Принцу. Финал открыт, и в этом есть определенный смысл: ведь "Лебединое озеро" - не только самый русский балет, он еще и балет пророческий. Также в рубрике:
|