Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 18 (7731) 20-26 мая 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноМы за ценой не постоимКонтекст и подоплека первого Cанкт-Петербургского международного кинофорума Кирилл ПРОНИН Завершившийся неделю назад и компактно уложившийся в четыре дня первый Санкт-Петербургский международный кинофорум стал для всех - и для так называемой кинематографической общественности, и для так называемых простых горожан - большим сюрпризом. Хотя разговоры о том, что Питеру позарез нужен свой гранд-кинофестиваль, а то ему стыдно зваться российской культурной столицей, гуляли давно. Несколько лет назад эту тему энергично развивал Марк Рудинштейн, заручившийся президентской поддержкой Андрея Кончаловского. Когда эффектный номер с шатром на Дворцовой площади не вышел, страстям дали немного остыть и вновь подняли вопрос, но теперь уже в кабинетах Смольного. Там сначала предположили, что неплохо было бы в целях оздоровительного укрепления и укрупнения свести под общую крышу трех городских фестивальных одиночек - "Послание к человеку", "Виват кино России!" и "Фестиваль Фестивалей". А потом, поразмыслив, власти, видимо, решили с этими "старичками" не возиться - дать им спокойно доживать свой лузерский век в стороне от больших амбиций и бурных финансовых потоков. Самим же чуть в стороне возвести свой ослепительный фестивальный чертог - городу на радость, миру на восхищение. Как выяснилось позже, не совсем в стороне, а на идейных костях последнего из троицы - "Фестиваля Фестивалей", влачащего нынче совсем скромное существование по причине, главным образом, катастрофической нехватки средств. И почему бы тогда было не поддержать этот смотр со стажем, не вдохнуть в "Фестиваль Фестивалей" новую жизнь? Вопрос наивный. Зачем вдыхать жизнь в какие-то непонятные чужие места и отдавать деньги в чужие руки, если место можно объявить своим, а правильные и умелые руки всегда под рукой - это руки Марины Фокиной, главы Центра фестивалей и праздников, получившей эту должность без малого два года назад. И с тех пор являющейся устроительницей тех самых фестивалей и праздников на, скорей всего, безальтернативной основе. То есть конкурс на право проведения того или иного торжества может быть даже и проведен, но чей будет лот, гадать, наверное, не надо. Опытом предшественников центр не пренебрегает - активно его учитывает. Причем учитывает таким образом, что сами предшественники, думается, легко могут посчитать подобные действия рейдерским захватом - ну и пусть себе считают, на здоровье. К делу устроители Кинофорума подошли, казалось, серьезно. Озаботившись престижной витриной, пригласили в президенты Алексея Германа, и это мудро: более крупной кинематографической фигуры окрест не сыскать. В руководители программ позвали Андрея Плахова, и это здраво: более авторитетного фестивального эксперта в стране нет. Этими кадровыми назначениями интеллектуальный серьез себя исчерпал. Ведь одними лишь громкими именами не обойдешься - нужна концепция. Позвать-то можно хоть Германа, хоть Плахова, хоть Антонио Бандераса в гости на полчаса чаю попить, и назваться можно как угодно пышно, почему бы и не Санкт-Петербургским международным кинофорумом, - но вот какое место ты хочешь занять в пространстве и чем хочешь разумно выделиться среди прочих равных? Рекламного толка броские утверждения, что не было-де в стране ни одного достойного внимания международного фестиваля, а теперь он будет, больше походили на заклинания, чем на плоды здравомыслия. Как ни относись к ММКФ вообще и к его главе Никите Михалкову в частности, обвинять этот фестиваль способны только заведомо недобросовестные люди: если не в главном конкурсе (каковой, к слову, является проблемой и для фестивалей-лидеров вроде Берлинале), то во внеконкурсных отсеках там всегда есть чем с пользой поживиться. Предположить, что Канн посторонится и позволит Петербургу снять мировые сливки, а сам через неделю со вздохом подъест остатки, можно только в горячечном бреду: фильмов-пряников не хватает даже на большую фестивальную тройку - что уж там мечтать новичкам. Правда, юный Римский фестиваль, рожденный несколько лет назад в споре амбиций с Венецией, выжил и существует, и именно его пример, скорее всего, вдохновлял инициаторов "петербургской альтернативы". Но тут, кроме серьезных денег (они стояли за Римским фестивалем и сейчас стоят за Петербургским), важны еще и интеллектуальные усилия, а на них не хватило времени: еще в конце зимы о грядущих петербургских кинематографических торжествах никто и слыхом не слыхивал. Зато этого времени хватило, чтобы сформировать бюджет, - административный ресурс позволяет справляться с такими проблемами оперативно, и кризис ему нипочем. Вот как раз эта нуворишеская уверенность, что репутацию можно купить путем безрассудных вложений в антураж, больше всего смущает в новом предприятии, как на грех, приуроченном к юбилею совсем не купленной, а кровью оплаченной Победы и подпираемом именем и славой гениального режиссера Германа - автора двух великих фильмов о войне. Собственно, юбилей стал для устроителей смысловым спасением: сильный конкурс на пустом месте не соберешь, а достойную программу военных фильмов, произведенных разными странами в разные времена, сложить можно, и задача эта не самая хитрая, а уж для киноведа-энциклопедиста Плахова и подавно. А кто посмеет усомниться в полном согласии озвученной цели с вложенными в ее достижение средствами, тот не патриот и прислужник западной либеральной диктатуры. Главное - объявить себя "уникальным культурным событием", так прямо на плакатах и начертать размашисто, совсем в духе слогана про великий фильм и великую войну, с автором которого Кинофорум вступил в схватку. "Уникальное культурное событие" спишет все, и в первую очередь - гипербюджет, который сложился из федеральных, городских и преимущественно банковских денег, составив, по разным независимым оценкам, впечатляющую сумму: от 80 до 150 миллионов рублей. Реальную цифру попытался на пресс-конференции выяснить Виктор Матизен, поблагодаривший власти за радушный прием, но предположивший, что горожане могут и возроптать: лучше бы, мол, фасады в центре обновили. Вопрос о том, какому количеству домов можно было вернуть хотя бы внешний лоск за эти деньги, оставим в стороне. (Сам вопрос, кстати, не праздный: знаменитый Михайловский замок начали красить к юбилею города в 2003 году, покрасили с трех сторон, а с четвертой, глядящей на Фонтанку, не успели - или федеральные юбилейные средства закончились, а местные городские тратить жалко: так с тех пор и стоит недокрашенный.) Любознательность журналиста Матизена, однако, встретила не просто отпор вице-губернатора Аллы Маниловой, но отповедь тоном, опасно близким к грубости. Матизену не привыкать, он из православных уст Михалкова еще не то услышал, но, мне кажется, грубость не делает чести никому, в том числе госпоже Маниловой и "уникальному культурному событию", патронируемому ею в "культурной столице". "Лакшери - это не к нам!" - первым делом гневно бросила она Матизену. Видимо, для нее отель "Европа" действительно не является приметой роскоши. А голливудский актер Бандерас не абсурден в качестве главной звезды фестиваля фильмов о войне. А главное - по сути и смыслу, а не по шуму и звону - фестивальное событие, уникальный спецпоказ десятичасового фильма Клода Ланцмана "Шоа" о холокосте, вполне можно программировать в параллель заключительной пресс-конференции со своим участием. А обустройство сразу нескольких гигантских кинозалов под открытым небом, где десяток замерзших горожан смотрели "Балладу о солдате" или "Летят журавли", является образцом разумного инвестирования, а не бездумным расточительством и дискредитацией великих фильмов. На упомянутой выше пресс-конференции была объявлена новая магистральная концепция Санкт-Петербургского международного кинофорума - это best of the best, лучшее из лучшего (базовая идея отодвинутого плечом "Фестиваля Фестивалей"). Идея хорошая, достойная, городу впору, позволяет уклониться от ненужной и заведомо безрезультатной соревновательности. Ряд мировых столиц, не объявляя себя культурными, успешно практикуют такие фесты. Но разумная идея должна получить здравое воплощение, в том числе и финансовое: купеческие замашки Санкт-Петербург не красят, это всегда было по московской части. Если на то пошло, безоглядно вкладывать деньги, особенно их не считая, можно в новый фильм Алексея Германа, не боясь упреков в неразумности трат: на эти деньги создается произведение искусства, в чем можно быть совершенно уверенным, а таковое искусство выше скучной экономии. Четырехдневный городской кинопоказ фильмов, пусть даже и посвященных Победе, - несколько другое. Все же сам праздник этот - со слезами на глазах, а не с пеной на губах. Есть разница. Также в рубрике:
|