Влюбленные и злые
КИНО НА ТВ
Геннадий БЕЛОСТОЦКИЙ
Событие недели - мелодрама " Влюбленный Шекспир " (НТВ, 17 сентября, 0.00. Великобритания - США, 1998. Режиссер Джон Мэдден), удостоенная семи премий "Оскар" (за фильм, женскую роль - Гвинет Пэлтроу, женскую роль второго плана - Джуди Денч, оригинальный сценарий - Марк Норман и Том Стоппард, лучшую работу художников, костюмы и музыку). Действие происходит в 1594 году. Молодой драматург Уильям Шекспир (Джозеф Файнс) находится в творческом кризисе: муза покинула его, денег нет, хозяин театра требует от автора новую пьесу в кратчайший срок. И когда, казалось бы, у писателя не остается никакой надежды на обретение нового вдохновения, в его жизнь вторгается сама Любовь в лице обворожительной аристократки Виолы (Гвинет Пэлтроу). Под видом молодого актера девушка нанимается в труппу театра, чтобы сыграть главную мужскую роль в спектакле по пьесе "Ромео и Джульетта". Виола не только преданная поклонница маэстро Шекспира, но и прекрасная актриса. Существует лишь одна загвоздка: она обручена с важным дворянином, который планирует отвезти жену на постоянное место жительства в далекую английскую колонию... Целую коллекцию наград ("Оскары" за сценарий, женскую роль второго плана, костюмы, операторскую работу и работу художников-декораторов) собрала и классическая лента Винсента Миннелли " Злые и красивые " (НТВ, 18 сентября, 3.35. США, 1952), где солирует Кирк Дуглас, находившийся в то время на взлете своей актерской карьеры. Он впечатляюще играет талантливого, одержимого работой, безжалостного к себе и к окружающим голливудского продюсера Джонатана Шилдса. Перед нами разворачиваются ключевые эпизоды его жизни - история взлета и падения, представленные через восприятие троих некогда близких ему людей - режиссера Фреда Эмиэла (Барри Салливан), актрисы Джорджии Моррисон (Лана Тернер) и сценариста Джеймса Ли Бартлоу (Дик Пауэлл). Они были созданы Шилдсом - стали востребованы, знамениты и богаты, и им же были в разное время преданы. Миннелли мастерски воссоздает не понаслышке известные ему атмосферу и нравы, царящие в Голливуде, но самое ценное и самое интересное в картине - характер главного героя, монстра, но монстра обаятельного, как магнит, притягивающего к себе людей, причем людей незаурядных. У Шилдса нет реального прототипа, однако современники находили в нем много общего и с экстравагантным продюсером Вэлом Льютоном, создавшим "Людей-кошек", и с Дэвидом О. Селзником ("Унесенные ветром"). Самого пристального внимания заслуживает и криминальный детективный триллер Вуди Аллена " Матч-пойнт " ("Домашний", 19 сентября, 23.30. США - Великобритания, 2005), где в очередной раз блистает Скарлетт Йоханссон ("Трудности перевода", "Черная орхидея") - молодая, очаровательная и, пожалуй, самая талантливая актриса из нового поколения голливудских звезд. Мы давно уже привыкли, что непременными атрибутами чрезвычайно плодовитого и не теряющего форму в почтенном уже возрасте Вуди Аллена должны быть Нью-Йорк, комплексующие интеллектуалы-неврастеники, искрометный юмор, чрезвычайно подвижный и говорливый главный герой в привычно мастерском исполнении самого режиссера. Ничего этого в "Матч-пойнте" нет, зато есть Лондон со своей неповторимой атмосферой, есть элегантные и симпатичные представители высших слоев лондонского общества, есть совершенная кинематографическая конструкция, построенная с неподражаемым мастерством и талантом, есть увлекательно загадочная и динамичная сюжетная интрига, отсылающая к шедевру Клемана "На ярком солнце" и к "Американской трагедии" Драйзера, есть убийственная скрытая ирония, то и дело переходящая в цинизм. Аллен взялся рассказать о пути в высшее общество, усыпанном отнюдь не розами. Все началось с того, что известный в прошлом теннисист Крис (Джонатан Рис-Майерс), переживающий не лучшие времена (тянет лямку инструктора по теннису), близко сошелся с Томом (Мэттью Гуд) - одним из представителей "золотой молодежи" - и влюбился в его невесту, сексапильную, загадочную, своенравную и непредсказуемую Нолу (Скарлетт Йоханссон). А в Криса влюбилась сестра Тома Хлоя (Эмили Мортимер), и вскоре они поженились. Чуть позже Крис стал любовником Нолы. Над светлым будущим лондонского Растиньяка навис дамоклов меч, когда Нола забеременела. О финале этой истории недвусмысленно намекнула несколько раз появившаяся в кадре книга "Преступление и наказание". Намек неслучаен. "Идея этого романа проходит через весь фильм, - отмечал режиссер. - Это в определенном смысле экзистенциальный фильм. Здесь есть и тема рока, и тема удачи. Это мой самый любимый роман, и поэтому я, конечно, не посмел бы спорить с Достоевским". Фильм Эмира Кустурицы " Завет " (СТС, 18 сентября, 0.15. Сербия, 2007), впрочем, как и все предыдущие фильмы сербского мастера, невозможно пересказать, не исказив его содержания, и невозможно оторваться, когда смотришь. Опять какая-то диковинная история с невероятными событиями и более чем странными персонажами. Главный герой 12-летний Цане живет с чокнутым дедушкой-изобретателем в горной сербской деревушке. По дедушке сохнет местная учительница - аппетитная женщина бальзаковского возраста. Обожает дедушку и Цане и потому без всяких сомнений взялся исполнять его завет: отвести в город корову, продать ее, купить икону Николая Чудотворца и найти себе невесту. В конце концов мальчик нашел девушку по душе - невероятно красивую Ясну, да вот беда: потенциальная невеста попала в сексуальное рабство за долги мамаши-проститутки. Но для Цане это не беда: юный рыцарь способен на подвиги ради возлюбленной... Все это снято изящно, темпераментно, с фирменным кустурицевским юмором и с фирменным кустурицевским музыкальным сопровождением. За последние годы в Голливуде явно набрала ход тенденция придавать развлекательным жанрам актуальную социальную, социально-политическую и нравственно-этическую окраску, и это внесло свежую струю в массовое кино, которое многие десятилетия было зажато в рамки набивших оскомину схем и шаблонов. Это оценили как профессионалы, так и зрители. Так, приключенческий триллер " Кровавый алмаз " (РЕН ТВ, 19 сентября, 22.00. США - Германия, 2006), поставленный Эдвардом Цвиком по одноименной повести Чарлза Левита и Гэби Митчелл, был отмечен пятью номинациями на "Оскара" и собрал в мировом прокате 171,5 миллиона долларов. В основу сюжета легла история, не отличающаяся оригинальностью. В 1999 году в охваченной гражданской войной и погрузившейся в хаос центральноафриканской стране Сьерра-Леоне судьба свела двух коренных африканцев: белого уроженца не существующей ныне Родезии (теперь Зимбабве), в недавнем прошлом наемника, воевавшего в Анголе, а теперь матерого контрабандиста Дэни Арчера (Леонардо Ди Каприо), и чернокожего рыбака Соломона Вэнди (Джимон Хунсу). Однажды Вэнди, мобилизованный мятежниками работать на алмазных копях, нашел очень большой алмаз редкого цвета и сумел его спрятать. Надзиратели, однако, учуяли неладное и упекли рыбака в тюрьму. Оказавшийся с ним рядом Арчер быстро раскусил Вэнди и предложил сделку: только с его помощью тот сможет добраться до алмаза и выгодно его продать. И тем самым не только разыскать и спасти от нищеты жену и двоих маленьких детей, но и сберечь сына-подростка, которому уготована судьба бандита-головореза. И затем на горизонте появляется очаровательная американская журналистка Мэдди Боуен (Дженнифер Коннелли). Она пасет Арчера, поскольку тот чувствует себя как рыба в воде на нелегальном рынке оружия и алмазов и без него ей никак не вывести на чистую воду местных олигархов и их покровителей. Он же рассчитывает на ее журналистский мандат, чтобы проскочить между воюющими сторонами. Все это мастерски снято с голливудским размахом, много экшна, много, разумеется, и африканской экзотики. Действие, однако, развивается не в безвоздушном пространстве, а в конкретной социальной среде. Впечатляюще и даже шокирующе сняты картины царящего в стране хаоса, беспросветной нищеты, зверства, чинимого как мятежниками, так и правительственными войсками. Режиссер достаточно большое внимание уделяет характерам персонажей и психологии их поведения, и, что важно, актеры не остались в стороне - неслучайно оба исполнителя главных ролей отмечены номинациями на "Оскара". Судебная драма " Несколько хороших парней " ("Первый канал", 19 сентября, 1.00. США, 1992. Режиссер Роб Райнер) изначально была запрограммирована на успех: удачливый режиссер ("Когда Гарри встретил Салли", "Мизери"), суперзвездный актерский ансамбль, любимый в Америке жанр судебной драмы, добротная драматургия (в основу сценария легла скандальная пьеса Аарона Соркина, вызвавшая громадный резонанс в Америке в начале 90-х). Ожидания оправдались: при 40-миллионном бюджете (из них 12,5 миллиона - гонорар Тому Крузу) мировые кассовые сборы составили 237,3 миллиона долларов. Самое интересное в картине - актерские работы. Действие развертывается на Кубе, на американской военно-морской базе, где произошло убийство военного моряка. Джек Николсон играет начальника базы, который, защищая честь мундира, пытается скрыть истину. Как отмечал авторитетный американский критик Питер Траверс, "Николсон появляется только в нескольких сценах, на судебном разбирательстве, где старается стереть в порошок неопытного военного адвоката лейтенанта Каффи (Круз), но его игра электризует фильм. Николсон чудесен - энергичный, непривычный для нас, весь как сжатая пружина. "Оскар" ему обеспечен". Награды на этот раз, увы, обошли ветерана Голливуда, в отличие от более молодого (на 30 лет) Тома Круза, который был удостоен "Золотого глобуса" за лучшую мужскую роль. Он очень убедительно сыграл молодого и самоуверенного потомственного адвоката, который на первый взгляд явно предпочитает бейсбол жестоким играм закона. Однако у него нашлись силы и мужество, чтобы, бросив вызов сильным мира сего, рискуя всем - карьерой, спокойным существованием и даже жизнью, - раскрыть тайну жестоких убийств и наказать тех, кто несет ответственность за смерть матроса. Как отмечал Роб Райнер, "эта роль - больше
и значительнее всего, что он делал до сих пор. Здесь нет сцен, доминантой которых может стать его шарм. В фильме вообще нет романтики". После "Беглеца" (1992), ставшего классикой жанра, от Эндрю Дэвиса ждали только хитов, и он, с некоторыми оговорками, не подкачал. И если в "Цепной реакции" (1996) он детективную интригу упаковал в оболочку фантастического боевика с массированными спецэффектами, то в " Идеальном убийстве " ("Россия 1", 18 сентября, 0.30. США, 1998) сделал упор на психологию. Майкл Дуглас играет роль преуспевающего бизнесмена, который, узнав, что его жена (Гвинет Пэлтроу), женщина очень богатая, изменяет ему с неким художником, стал наводить о нем справки. Вскоре он выяснил, что "художник" на самом деле - брачный аферист, сидевший в тюрьме. Встретившись с ним, бизнесмен предложил ему 500 тысяч долларов за... убийство собственной жены. Этот сюжет мастерски раскрутил Альфред Хичкок в своем шедевре "В случае убийства набирайте "М" (1954). Дэвис, конечно, не Хичкок, и его картина, без всяких сомнений, по классу уступает предшественнице, что дало повод некоторым критикам упрекнуть режиссера: надо было, мол, и дальше "копать" в зрелищном "экшене", а не лезть в души своих героев. Но он тем не менее снял добротное, увлекательное кино, которое держит зрителей в напряжении до последнего кадра, и украшает это кино, как и было задумано, звездный дуэт Дуглас - Пэлтроу. В боевике " Загнанный " (РЕН ТВ, 15 сентября, 17.00, 0.30. США, 2003) режиссер Уильям Фридкин поместил своих героев в дикие леса. Где-то здесь скрывается серийный убийца, не оставляющий следов. После безуспешных попыток поймать его агенты ФБР обращаются за помощью к бывшему эксперту по подготовке элитного спецназа Бонэму (Томми Ли Джонс). Тот один отправляется на охоту за неуловимым преступником. И вскоре обнаруживает, что это Хэллом (Бенисио Дель Торо) - его лучший ученик. После очередной операции в "горячей точке" у него поехала крыша. Несколько лет назад, когда Хэллом вернулся из Косова и чувствовал, что не в силах справиться с грузом пережитого, он обратился за помощью к учителю. Бонэм тогда не ответил на его письма, а теперь испытывает чувство вины... Уильям Фридкин, успешно работающий в самых разных жанрах ("Французский связной", "Изгоняющий дьявола", "Правила боя"), на этот раз снял типичный голливудский боевик со стандартной драматургией и привычным набором суперзвезд на заглавные роли, но снял на высоком профессиональном уровне. А Ли Джонс и Дель Торо вполне отработали свои внушительные гонорары.