Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 32-33 (7745) 9 - 15 сентября 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Ситуация

Археология в законе

Какие поправки необходимы ученым?

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА

Григорий ИВЛИЕВ
председатель Комитета Госдумы по культуре


Нынешний археологический сезон оказался богатым на события. Главным образом - политические. Встреча главы Российского правительства Владимира Путина с участниками археологических раскопок в Великом Новгороде заставила многих заговорить о проблемах сохранения археологического наследия в нашей стране и о современном состоянии археологии в целом. Позже председатель Правительства РФ обсудил проблемы археологии уже с вице-премьером Александром Жуковым, министрами культуры и образования, главой Российской академии наук. Поставленные на этих встречах вопросы - о ратификации Европейской конвенции, о доступе граждан к объектам археологического наследия, о распространении так называемой "черной археологии" - актуальны для всего профессионального сообщества уже многие годы. К сожалению... Пожалуй, наиболее простым для разрешения является вопрос ратификации Европейской конвенции об охране археологического наследия. Этот процесс длится уже много лет и постоянно замедляется на уровне согласования между Минкультуры и МИДом. Думаю, что его можно ускорить. Европейская конвенция является скорее документом концептуальным, нежели практическим. Она, как заметил директор Института археологии РАН Николай Макаров, закладывает научные основы сохранения археологического наследия. И на данном этапе развития отечественной археологии именно такой - научный - подход кажется наиболее соответствующим реалиям времени. Особенности научной составляющей археологии мы попытались учесть в подготовленном ко второму думскому чтению законопроекте, вносящем изменения в 73-й ФЗ "Об объектах культурного наследия" и в ряд других нормативных актов. Законопроект этот совершенствует всю систему сохранения культурного наследия, включая и памятники археологии. И таким образом, существенно сближает отечественное законодательство в этой сфере с международным. Сейчас на федеральном уровне нормативного акта, где прописаны все особенности археологической деятельности, нет. Археологи работают на основании 73-го ФЗ, но всем ясно, что особенности этой профессии должны быть закреплены на уровне федерального закона. Признаюсь честно, мы хотели написать для археологов отдельный законодательный акт, а не вписывать весь массив касающихся этой деятельности норм в нынешний законопроект. Но археологи, юристы, опытные законодатели настояли на том, чтобы основы археологической деятельности были заложены в предлагаемом нами проекте. В итоге ко второму чтению был подготовлен значимый документ, в котором достаточно полно прописаны особенности деятельности специалистов-археологов, основные этапы археологических исследований, базовые для сферы определения. Иными словами, для археологии как науки создается целостная правовая платформа. Вопросы соотношения науки и практики мы постарались наиболее подробно прописать в отдельной статье. Она дает определение археологическим полевым работам (работы по выявлению, изучению и сохранению объектов археологического наследия) и отмечает, что они могут проводиться только на основании открытого листа, а неотъемлемой частью таких работ являются "лабораторная обработка и научный анализ собранного материала". Основным документом археологических полевых работ является научный отчет. Именно поэтому ключевая роль в развитии отечественной археологии, согласно законопроекту, принадлежит Российской академии наук. По мнению экспертов, такое четкое закрепление научной составляющей позволит на законодательном уровне бороться и с так называемой "черной археологией", представители которой, естественно, не ставят перед собой никаких исследовательских целей, а действуют исключительно из жажды наживы. А нам важно не извлечь из памятников археологии какую-то выгоду, а сохранить их для будущих поколений. Проблема музеефикации археологических объектов тоже поднималась археологами на встрече с главой Правительства РФ. Профессор Института археологии Владимир Седов говорил об особых архитектурно-археологических ансамблях, которые необходимо сохранять в качестве уникальных образцов, синтезирующих историю, культуру и архитектуру определенной эпохи. Владимир Валентинович упоминал о новгородских монастырях, его коллеги приводили в пример археологическое наследие Псковской, Владимирской областей. Мы помним, что несколько лет назад идея создания настоящего "археологического пути" обсуждалась в Приангарье. Уникальны "Шишкинские писаницы", куда входит почти две тысячи изображений, самые ранние из которых относятся к четвертому тысячелетию до нашей эры, городище "Манхай". Таких примеров на территории страны можно найти немало, и все они заслуживают сохранения и представления широкой публике. Мы прекрасно понимаем, что молодым людям недостаточно просто приходить в музей и смотреть там на археологические находки. Тенденции нового века призывают нас к развитию интерактивного пространства. И в этом смысле археологические объекты, представленные в форме музеев под открытым небом, на мой взгляд, являются наиболее эффектным способом показать нынешнему поколению достижения и обычную жизнь наших предков. Но для того чтобы мы могли двигаться вперед и находить новые уникальные археологические комплексы, нам уже на данном этапе нужно задуматься в целом о сохранении археологического наследия. О хозяйственном освоении, приватизации земель Владимиру Путину говорили в Новгороде археологи и отмечали, что сложно противостоять этим процессам по причине юридической незащищенности памятников. Мы прекрасно знаем, что проблема обеспечения документацией характерна для всех объектов культурного наследия. Ничтожная их часть имеет необходимые для полноценного учета и участия в гражданском обороте нормативные документы. По большому счету, именно из-за этого и происходит уничтожение памятников. Главный смысл нашего законопроекта заключается как раз в том, чтобы зафиксировать все объекты культурного наследия в юридической базе, вовлечь их в гражданский оборот и сделать так, чтобы приватизация и использование объектов способствовали не их скорейшему разрушению и уничтожению, а наоборот - цельному, бережному сохранению. Для того чтобы объект культурного наследия был сохранен, нам необходимо связать его учет с учетом всех сделок с недвижимостью, осуществляемых в стране. Тогда любой переход права собственности, любая гражданско-правовая сделка будут всегда включать в себя обременение по сохранению объекта культурного наследия. В случае с памятниками археологии мы прописываем, что, во-первых, в результате археологических полевых работ должны определяться границы территорий объектов археологического наследия, а во-вторых, чтобы все эти данные были внесены в земельный кадастр и в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество. На наш взгляд, это позволит предотвратить многие связанные с застройкой земельных территорий конфликты, особо характерные для Центральной России. Решает законопроект и вопрос доступа к объектам культурного наследия, в том числе и к памятникам археологии. По действующему законодательству порядок доступа определяет собственник по согласованию с органом охраны объекта культурного наследия. Мы меняем акцент: порядок должен определять орган охраны объектов культурного наследия по согласованию с собственником. По нашему мнению, такая формулировка более полно соответствует конституционному праву любого человека на доступ к культурным ценностям. Текст законопроекта подготавливался нами ко второму чтению при непосредственном участии археологического сообщества еще до встречи его представителей с главой Российского правительства. Долгие многочасовые совещания выявляли множество характерных для археологической деятельности проблем, и мы постарались их максимально решить в законопроекте. Второе думское чтение намечено на октябрь этого года, и я думаю, что с учетом последних событий - обсуждения археологических проблем на правительственном уровне - документ получит поддержку большинства участников законодательного процесса. И тогда отечественная археология наконец будет иметь надежную правовую основу.

Также в рубрике:

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА

КОНФЛИКТ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;