Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 32-33 (7745) 9 - 15 сентября 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Панорама или пазл?

Выставка-публикация "Знакомое неизвестное" в ГМИИ имени А.С.Пушкина

Елена ТИТАРЕНКО
Фото ИТАР-ТАСС


На выставке

Как ни странно, арт-обозревателю, который просто обязан постоянно быть в курсе новинок выставочной жизни, редко удается в ее суматохе заглянуть в основную экспозицию музея. Тем более что наши московские сокровищницы почти все выстроили свое экспозиционное пространство так: временные, заезжие, разрекламированные выставки чаще всего кардинально отделены от тех залов, где спокойно и несуетно хранятся вещи из основного собрания, охотно являя себя лишь внимательному и неторопливому зрителю. Не раз замечала, что в Эрмитаже или Лувре кураторы выставок действуют хитрее: чтобы попасть на модный арт-проект, необходимо пройти добрую треть постоянной экспозиции. Хочешь не хочешь, а что-то заметишь и запомнишь... Кажется, этот способ переключить зрительское внимание с сиюминутного на вечное взял на вооружение Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина (впрочем, здешним сотрудникам не занимать опыта и мастерства - они и сами авторы многих ноу-хау). Сейчас в не совсем обычном формате ГМИИ демонстрирует выставку-публикацию "Знакомое неизвестное". В отличие от стандартной модели устройства временной экспозиции, она не сосредоточена целиком в одном месте, а разбросана в довольно-таки обширном пространстве. Нужно сначала осмотреть залы первого этажа, главным образом посвященные Средневековью, отыскать среди привычной развески картины, включенные в академический каталог "Собрание живописи. Германия, Австрия, Швейцария XV - XX века. Дания, Исландия, Норвегия, Швеция, Финляндия XVIII - XX века". А затем подняться на второй этаж музейного здания, попасть в Новое время и досмотреть выставку по хронологии, погрузившись в тишину "глубинных" дальних залов, будто в лесную чащу. По завершении пафосного показа шедевров из Будапешта в опустевшем (правда, ненадолго) Белом зале скромный на первый взгляд проект - составная часть долгосрочного цикла показов произведений из собрания ГМИИ, которые приурочены к выходу в свет того или иного тома полного научного каталога, -- оказался главной приманкой для посетителя, не склонного довольствоваться одной лишь постоянной экспозицией. Правда, кто из нас может, положа руку на сердце, похвастать знанием этой сложнейшей субстанции - постоянной экспозиции ГМИИ? Даже если это и было лет так 5 - 10 тому назад, теперь, после переезда импрессионистов, да и всех мастеров XIX - начала ХХ веков в бывшее здание Музея личных коллекций, а ныне Галерею..., система развески и показа собрания сильно изменилась. Хотя директор ГМИИ Ирина Антонова постоянно подчеркивает, как важно для музейщика суметь себя ограничить и выставить только самое важное и интересное, не превращая залы в склад, все-таки в Пушкинском - в его пространстве, доступном для обзора, - прибавилось очень многое из того, что раньше лежало под спудом. Прежде целому ряду экспонатов не находилось места в тесноте переполненных залов, а порой вещи нельзя было показать из-за плохой сохранности. Теперь, как раз к выходу каталога, который по традиции обязательно сопровождается демонстрацией лучшего из фондов ГМИИ, отреставрировано немало образцов живописи Германии, Австрии, Швейцарии, а также скандинавских стран, созданных с XV по начало XIX веков. И оказалось, что мы не знаем, попросту никогда не видели очень значительной доли в данном разделе музейного собрания. Впервые за последние почти полвека, начиная с 1963 года, когда здесь был реализован проект "Живопись и рисунок Германии и Австрии XV - XIX веков. Выставка из фондов ГМИИ, других советских музеев и частных собраний", Пушкинский -музей показывает произведения мастеров североевропейских школ с подобной полнотой. Как утверждают кураторы выставки, они же - авторы каталога Любовь Савинская, Вадим Садков и Анна Познанская, коллекция картин немецкой, австрийской и швейцарской живописи в ГМИИ является одной из крупнейших в России и по количеству уступает только Государственному Эрмитажу. Не будем судить о качестве коллекции так же строго, как если бы речь шла о довольно цельном собрании, сформированном по воле императрицы Екатерины II - властительницы одной из крупнейших держав мира в пору ее подъема. Разумеется, все мы должны помнить печально-странную участь российских музеев, в большинстве своем старательно складывавших более или менее внятные коллекции из осколков дворянских и купеческих собраний, богатых и не очень, которые подверглись национализации, а также из вещей, по воле комиссаров и чиновников в волюнтаристском духе передававшихся в первой трети ХХ века из одного музея (города, республики - подставляйте нужное) в другой через Музейный фонд. Определенной долей своей нынешней коллекции ГМИИ обязан Эрмитажу, князьям Юсуповым и Голицыным (вспомните проект "Голицынский музей", рассказавший о существовавшей рядом, на Волхонке, фамильной сокровищницы, или нашумевшую выставку "Ученая прихоть"). Однако имен можно назвать много, и прогулка по выставке должна бы сопровождаться комментарием, который ввел бы посетителя в курс истории сложения того или иного фрагмента собрания ГМИИ. Нельзя ли высказать скромное пожелание, чтобы тем, кто не сможет купить академический каталог, помогали хотя бы кратчайшие справки о провенансе и бытовании картин? Скажем, почему в ГМИИ попал портрет последнего канцлера Великого княжества Литовского - Иоахима Игнатия Хрептовича - кисти австрийца Йозефа Грасси? Откуда взялись и где висели раньше пышные фамильные портреты русских вельмож от Анжелики Кауфман? Какой дворец в России украшал портрет екатерининского вельможи Григория Орлова, созданный Вигилиусом Эриксеном? Подобные вопросы множатся по ходу осмотра, и на них хотя бы вкратце могли ответить подписи на этикетках, каковые уже давно есть в разных музеях: о происхождении вещи из той или иной внемузейной коллекции. Впрочем, эти замечания не омрачат радости знакомства с выставкой, которая начинается с 26 отличных произведений немецкой, австрийской и швейцарской живописи XV - XVI веков. С 2007 года в постоянной экспозиции - "Мадонна" Лукаса Кранаха Старшего, "Аллегория любви" Матиаса Герунга. Замечательны и редки работы круга Мартина Шонгауэра, тоже из XV века. Весомое дополнение к этой маленькой и изысканной части выставки вы найдете в верхних залах, где собрано свыше ста картин XVII - начала XIX веков из фондов ГМИИ, в основном ранее не представленных в постоянной экспозиции или в каких-либо проектах ГМИИ. А увидеть одно из значительных живописных собраний музея в свете последнего научного исследования - любопытно и поучительно. Столь же интересно судить о вкусах, мастерстве и веяниях моды "на все голландское, итальянское или французское", которым в разное время подвергались художники в германских княжествах, теснее других связанных с русской культурой; о предпочтениях коллекционеров России, начиная с XVIII столетия любивших картины немецких и австрийских живописцев. Исследовать, какие произведения из коллекции императорского Эрмитажа и знаменитейших частных собраний явились нам заново. Наблюдать за тенденциями в развитии портретного жанра и в собирательстве, которым в XVIII - XIX веках следовали главные "донаторы" тогда еще не возникшего ГМИИ: князья Дмитрий Голицын и Николай Юсупов, княгиня Екатерина Барятинская, Генрих Брокар, Илья Остроухов, Дмитрий Щукин... Неравнодушный и внимательный зритель рассматривает открытое нам выставкой искусство Северной Европы в коллекции ГМИИ как калейдоскоп, отразивший динамичную картину стилевых направлений и общественных тенденций, как мозаику жизни этих, столь несхожих стран, а то и как пазл, где из разрозненных кусочков нужно сложить более или менее единую панораму российского частного собирательства. И увидеть в деталях важные в ней лица - от "Старика-воина в черном берете" Кристофа Паудиса, ученика Рембрандта, до портрета графа Никиты Панина кисти Александра Рослина (пресловутая, прелюбопытная "россика"). Или запечатленной Генрихом Фюгером - главой австрийской школы живописи - прелестной, рано умершей Елизаветы Тут-Гогенштейн, в замужестве Разумовской, супруги русского посла в Вене, хозяйки модного там в конце века Просвещения литературно-художественного салона, покровительницы молодых Бетховена и Кановы... В конце концов, небезынтересно просто посмотреть, чем украшались стены особняков, дворцов, усадеб: тут и пейзажи (от Рооса, Хаккерта, Фишера, Рейнхарта и др.), и аллегорические композиции (один из шедевров музейного собрания - "Наказание Марсия" Иоганна Лиса), и восхитительные подчас натюрморты, как композиция с капустой и морской свинкой от Якоба Самюэля Бека или "Бабочки и ящерица" Иоганна Фальха. И с этой выставки - прямая дорога куда-нибудь в музей русского искусства, с петровского по николаевское время равнявшегося на старших коллег из Северной Европы.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;