Панорама или пазл?
Выставка-публикация "Знакомое неизвестное" в ГМИИ имени А.С.Пушкина
Елена ТИТАРЕНКО
Фото ИТАР-ТАСС
 |
На выставке |
Как ни странно, арт-обозревателю, который просто обязан постоянно быть в курсе новинок выставочной жизни, редко удается в ее суматохе заглянуть в основную экспозицию музея. Тем более что наши московские сокровищницы почти все выстроили свое экспозиционное пространство так: временные, заезжие, разрекламированные выставки чаще всего кардинально отделены от тех залов, где спокойно и несуетно хранятся вещи из основного собрания, охотно являя себя лишь внимательному и неторопливому зрителю. Не раз замечала, что в Эрмитаже или Лувре кураторы выставок действуют хитрее: чтобы попасть на модный арт-проект, необходимо пройти добрую треть постоянной экспозиции. Хочешь не хочешь, а что-то заметишь и запомнишь... Кажется, этот способ переключить зрительское внимание с сиюминутного на вечное взял на вооружение Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина (впрочем, здешним сотрудникам не занимать опыта и мастерства - они и сами авторы многих ноу-хау). Сейчас в не совсем обычном формате ГМИИ демонстрирует выставку-публикацию "Знакомое неизвестное". В отличие от стандартной модели устройства временной экспозиции, она не сосредоточена целиком в одном месте, а разбросана в довольно-таки обширном пространстве. Нужно сначала осмотреть залы первого этажа, главным образом посвященные Средневековью, отыскать среди привычной развески картины, включенные в академический каталог "Собрание живописи. Германия, Австрия, Швейцария XV - XX века. Дания, Исландия, Норвегия, Швеция, Финляндия XVIII - XX века". А затем подняться на второй этаж музейного здания, попасть в Новое время и досмотреть выставку по хронологии, погрузившись в тишину "глубинных" дальних залов, будто в лесную чащу. По завершении пафосного показа шедевров из Будапешта в опустевшем (правда, ненадолго) Белом зале скромный на первый взгляд проект - составная часть долгосрочного цикла показов произведений из собрания ГМИИ, которые приурочены к выходу в свет того или иного тома полного научного каталога, -- оказался главной приманкой для посетителя, не склонного довольствоваться одной лишь постоянной экспозицией. Правда, кто из нас может, положа руку на сердце, похвастать знанием этой сложнейшей субстанции - постоянной экспозиции ГМИИ? Даже если это и было лет так 5 - 10 тому назад, теперь, после переезда импрессионистов, да и всех мастеров XIX - начала ХХ веков в бывшее здание Музея личных коллекций, а ныне Галерею..., система развески и показа собрания сильно изменилась. Хотя директор ГМИИ Ирина Антонова постоянно подчеркивает, как важно для музейщика суметь себя ограничить и выставить только самое важное и интересное, не превращая залы в склад, все-таки в Пушкинском - в его пространстве, доступном для обзора, - прибавилось очень многое из того, что раньше лежало под спудом. Прежде целому ряду экспонатов не находилось места в тесноте переполненных залов, а порой вещи нельзя было показать из-за плохой сохранности. Теперь, как раз к выходу каталога, который по традиции обязательно сопровождается демонстрацией лучшего из фондов ГМИИ, отреставрировано немало образцов живописи Германии, Австрии, Швейцарии, а также скандинавских стран, созданных с XV по начало XIX веков. И оказалось, что мы не знаем, попросту никогда не видели очень значительной доли в данном разделе музейного собрания. Впервые за последние почти полвека, начиная с 1963 года, когда здесь был реализован проект "Живопись и рисунок Германии и Австрии XV - XIX веков. Выставка из фондов ГМИИ, других советских музеев и частных собраний", Пушкинский -музей показывает произведения мастеров североевропейских школ с подобной полнотой. Как утверждают кураторы выставки, они же - авторы каталога Любовь Савинская, Вадим Садков и Анна Познанская, коллекция картин немецкой, австрийской и швейцарской живописи в ГМИИ является одной из крупнейших в России и по количеству уступает только Государственному Эрмитажу. Не будем судить о качестве коллекции так же строго, как если бы речь шла о довольно цельном собрании, сформированном по воле императрицы Екатерины II - властительницы одной из крупнейших держав мира в пору ее подъема. Разумеется, все мы должны помнить печально-странную участь российских музеев, в большинстве своем старательно складывавших более или менее внятные коллекции из осколков дворянских и купеческих собраний, богатых и не очень, которые подверглись национализации, а также из вещей, по воле комиссаров и чиновников в волюнтаристском духе передававшихся в первой трети ХХ века из одного музея (города, республики - подставляйте нужное) в другой через Музейный фонд. Определенной долей своей нынешней коллекции ГМИИ обязан Эрмитажу, князьям Юсуповым и Голицыным (вспомните проект "Голицынский музей", рассказавший о существовавшей рядом, на Волхонке, фамильной сокровищницы, или нашумевшую выставку "Ученая прихоть"). Однако имен можно назвать много, и прогулка по выставке должна бы сопровождаться комментарием, который ввел бы посетителя в курс истории сложения того или иного фрагмента собрания ГМИИ. Нельзя ли высказать скромное пожелание, чтобы тем, кто не сможет купить академический каталог, помогали хотя бы кратчайшие справки о провенансе и бытовании картин? Скажем, почему в ГМИИ попал портрет последнего канцлера Великого княжества Литовского - Иоахима Игнатия Хрептовича - кисти австрийца Йозефа Грасси? Откуда взялись и где висели раньше пышные фамильные портреты русских вельмож от Анжелики Кауфман? Какой дворец в России украшал портрет екатерининского вельможи Григория Орлова, созданный Вигилиусом Эриксеном? Подобные вопросы множатся по ходу осмотра, и на них хотя бы вкратце могли ответить подписи на этикетках, каковые уже давно есть в разных музеях: о происхождении вещи из той или иной внемузейной коллекции. Впрочем, эти замечания не омрачат радости знакомства с выставкой, которая начинается с 26 отличных произведений немецкой, австрийской и швейцарской живописи XV - XVI веков. С 2007 года в постоянной экспозиции - "Мадонна" Лукаса Кранаха Старшего, "Аллегория любви" Матиаса Герунга. Замечательны и редки работы круга Мартина Шонгауэра, тоже из XV века. Весомое дополнение к этой маленькой и изысканной части выставки вы найдете в верхних залах, где собрано свыше ста картин XVII - начала XIX веков из фондов ГМИИ, в основном ранее не представленных в постоянной экспозиции или в каких-либо проектах ГМИИ. А увидеть одно из значительных живописных собраний музея в свете последнего научного исследования - любопытно и поучительно. Столь же интересно судить о вкусах, мастерстве и веяниях моды "на все голландское, итальянское или французское", которым в разное время подвергались художники в германских княжествах, теснее других связанных с русской культурой; о предпочтениях коллекционеров России, начиная с XVIII столетия любивших картины немецких и австрийских живописцев. Исследовать, какие произведения из коллекции императорского Эрмитажа и знаменитейших частных собраний явились нам заново. Наблюдать за тенденциями в развитии портретного жанра и в собирательстве, которым в XVIII - XIX веках следовали главные "донаторы" тогда еще не возникшего ГМИИ: князья Дмитрий Голицын и Николай Юсупов, княгиня Екатерина Барятинская, Генрих Брокар, Илья Остроухов, Дмитрий Щукин... Неравнодушный и внимательный зритель рассматривает открытое нам выставкой искусство Северной Европы в коллекции ГМИИ как калейдоскоп, отразивший динамичную картину стилевых направлений и общественных тенденций, как мозаику жизни этих, столь несхожих стран, а то и как пазл, где из разрозненных кусочков нужно сложить более или менее единую панораму российского частного собирательства. И увидеть в деталях важные в ней лица - от "Старика-воина в черном берете" Кристофа Паудиса, ученика Рембрандта, до портрета графа Никиты Панина кисти Александра Рослина (пресловутая, прелюбопытная "россика"). Или запечатленной Генрихом Фюгером - главой австрийской школы живописи - прелестной, рано умершей Елизаветы Тут-Гогенштейн, в замужестве Разумовской, супруги русского посла в Вене, хозяйки модного там в конце века Просвещения литературно-художественного салона, покровительницы молодых Бетховена и Кановы... В конце концов, небезынтересно просто посмотреть, чем украшались стены особняков, дворцов, усадеб: тут и пейзажи (от Рооса, Хаккерта, Фишера, Рейнхарта и др.), и аллегорические композиции (один из шедевров музейного собрания - "Наказание Марсия" Иоганна Лиса), и восхитительные подчас натюрморты, как композиция с капустой и морской свинкой от Якоба Самюэля Бека или "Бабочки и ящерица" Иоганна Фальха. И с этой выставки - прямая дорога куда-нибудь в музей русского искусства, с петровского по николаевское время равнявшегося на старших коллег из Северной Европы.