Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 32-33 (7745) 9 - 15 сентября 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Одна неделя

Поп-звезды - на площадях

Москва отметила день рождения

ДЕНЬ ГОРОДА

Георгий ОСИПОВ
Александр ПАНОВ
Юля ГАПОВА
Фото Степана РАПЧЕВСКОГО
ИТАР-ТАСС


Знаменитые "Рабочий и колхозница" теперь венчают музей.

863-й день рождения столица нашей Родины город-герой Москва отметила скромно. На празднествах - в предыдущие годы довольно богатых и масштабных - решили сэкономить, чтобы направить средства на помощь пострадавшим в пожарах российским регионам. Не было торжественного открытия Дня города на Тверской площади, не состоялся прием от имени мэра в Манеже, прогремел всего лишь один праздничный салют - на Васильевском спуске. Зато открылись два значимых культурных объекта - музейно-выставочный комплекс в восстановленном монументе "Рабочий и колхозница" и воссозданный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. По традиции празднества проходили в каждом городском районе, и даже сокращенная программа насчитывала почти пять тысяч мероприятий, включая многочисленные концерты - от бардовской песни до клубных хитов.

Мастерская на Гоголевском бульваре

Одной из основных торжественных акций стал организованный Московским правительством арт-фестиваль "Бульвар искусств". Вдоль Бульварного кольца разместились тематические площадки по основным видам искусств, где каждый желающий мог поучаствовать в мастер-классах и в полной мере испытать "великую силу искусства" на себе.

Начинался маршрут с Гоголевского - здесь было представлено визуальное искусство. Около памятника Николаю Васильевичу соорудили сцену, на которой в течение всего праздника то и дело выступали различные арт-группы, независимые художники, фотографы и проходили показы мод. Но, пожалуй, одной из самых запоминающихся площадок бульвара стал стенд мультипликаторов, где было представлено два вида анимации - пластилиновая и песочная. Любой желающий мог сам попробовать себя в качестве создателя мультфильмов под чутким руководством профессионала. Никитский бульвар по замыслу организаторов должен был стать оплотом киноискусства, но, к сожалению, этого не случилось. Кино было представлено только расставленными вдоль улицы плазменными панелями, где демонстрировались творения молодых режиссеров. На Тверском бульваре царила музыка. На главной сцене всего фестиваля выступали молодежные группы разной степени известности. Собственную площадку организовал Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М.И.Глинки, который показал гостям праздника не только уникальные музыкальные инструменты из своей коллекции, но и организовал тематическую выставку "Москва в произведениях русских и советских композиторов". Страстной бульвар организаторами был отдан под литературное искусство - главным образом поэтическое. Ремесленников разместили на Петровском бульваре, превратившемся, таким образом, в ярмарку народных промыслов в широком понимании этого выражения. Любой желающий мог не только приобрести необычные предметы из самых разных материалов, но и поучаствовать во флешмобе - плетении гигантской фенечки. Как и положено, на Цветном бульваре было искусство цирковое, щедро представленное не только акробатическими трюками, но и выступлениями кошек, собак и даже лошадей. Кроме того, вдоль бульвара тянулась выставка с фотографиями цирковых артистов. Цирковое искусство плавно перетекало в театральное - на Сретенском бульваре. А уже на Чистропрудном весело плясали ведущие танцевальные коллективы. Обойти все бульварное кольцо и впитать в себя образцы всех видов искусства могли, да и хотели далеко не все участники Дня города. Больше всего народу остановилось на Гоголевском с его визуальным искусством, на Чистопрудный за танцами дошли немногие.

Ансамбль "Сиань танг парадайс". Китай, провинция Шэньси.

Звучным акцентом празднования Дня города стали концерты Пятого Международного фестиваля фольклора на открытых сценах Поклонной горы и Парка культуры и отдыха имени Горького. В этом году фестиваль, который организовали Минкультуры России, Государственный Российский дом народного творчества и Российский комитет по сохранению нематериального культурного наследия при Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, был посвящен 65-й годовщине окончания Второй мировой войны. Фольклорные коллективы из Сербии, Румынии, США, Китая, Италии, Франции, Ирана поздравляли город, в котором большинство из них оказались впервые, яркими и праздничными фольклорными композициями. Искренность и зажигательность артистов заставляли многих из зрителей пускаться в пляс и дружно отбивать ритмы в такт звучанию незнакомых народных инструментов. "Аккомпанировала" артистам даже погода - на время концерта выглянуло солнце, и показалось, что лето возвращается.

?

Всего в этом году участие в празднике приняли почти два миллиона человек. Это примерно в два раза меньше, чем в прошлом. Больше всего народу в День города по-прежнему собирают различные поп-концерты, главный из которых - на Поклонной горе - и становится завершением праздника. Так что, может быть, это и хорошо, что день рождения - только раз в году?

В День города мэр столицы Юрий Лужков открыл Музейно-выставочный центр "Рабочий и колхозница" в постаменте одноименной статуи у северного входа на ВВЦ. Открывал в сопровождении физкультурного шоу в духе 30-х годов, под песни того же времени в исполнении подросткового камерного хора "Орфей" Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных, а дальше эстафету подхватили на сцене, украшенной советской символикой, профессиональные певцы, добравшиеся в своем нескончаемом репертуаре аж до "Ландышей". В общем, весь советский "дискурс" был явлен во всей красе и полноте, осененный гербом СССР, - подлинной реликвией нашего павильона на Всемирной выставке в Париже 1937 года. Павильона, который и восстановили в его реальном масштабе (как известно, прежний постамент "Рабочего и колхозницы" автор скульптуры Вера Мухина называла "пеньком"). Вот теперь мы можем действительно понять, чем архитектор Борис Иофан (автор постамента) и скульптор Мухина покорили Париж и весь мир, получив главный приз на той выставке. Если мало суггестивности для проходящих-проезжающих по проспекту Мира, для дополнительного вчувствования в предмет и ностальгических слез нужно зайти в сам центр, созданный стараниями ГБУКа Музейно-выставочного объединения "Столица" и Музеем Москвы. В цокольном этаже (ах, какие гардеробы, туалеты с розовым мылом и стильное кафе "Париж"!) разместилась экспозиция, посвященная непосредственно истории павильона и творчеству Иофана и Мухиной вообще. Это экспозиция постоянная, причем придуманная не без причуд. Тематические отсеки разбросаны в форме красной звезды, а сама звезда выполняет роль ковра. Тут вроде не придерешься - для того, чтобы дойти до мемориальных комнат легендарных соавторов (скромных и не похожих на подлинные жилища сталинских любимцев), нужно буквально потоптать звезду. Но ковер настолько пушист и светел, что кажется - это акт приобщения, а не поругания мифа. Следующие три этажа и межэтажные залы (все пространство занимает 3200 квадратных метров) отданы выставочной программе "Время, вперед!" Куратором ее был назначен достойнейший искусствовед Георгий Никич, который давно умеет делать концептуальные проекты по сиятельным заказам. Тут опять не придерешься - ловко, остроумно, умело, "актуально". Чего стоит плазменное панно, на котором в видеофильме путем компьютерного монтажа "Рабочий и колхозница" вписаны в те сегодняшние московские места, куда свое произведение хотела поставить сама Мухина, - напротив главного корпуса МГУ на Воробьевых горах и на стрелку у Крымской набережной, там, где сейчас волей Зураба Церетели возвышается Петр I. Сквозь этажи, аки шампур, связывающий пандус, проходит фотоинсталляция, посвященная недавней реконструкции монумента. Вроде бы ода меценатской мысли, но снимки настолько невнятны, что получается подлинное торжество формализма в искусстве. И все три выставки до дерзости смешны. На одноименной всему циклу экспозиции "Время, вперед!" скульптура и кино 20 - 30-х годов показываются на фоне гигантских постеров с цитатами из советской литературы тех времен, самой разной - от Платонова до Гайдара. На секции "Страна героев, страна мечтателей, страна ученых", представляющей архитектуру, индустриальный дизайн и промышленный быт эпохи, вообще обхохочешься - гениальные макеты зданий конструктивистов сопряжены с плакатами-инструкциями для свинарок и пастухов. Только плакать хочется в разделе "Образы Москвы", в котором соцреалистическая, адекватная теме заведения живопись плавно переходит в торжество брежневского МОСХа, где даже Татьяна Назаренко кажется революционером в духе Мухиной. Наверное, это так и спроектировано куратором. Посмотришь одним глазом - удивительно как-то... Посмотришь другим - концепция, однако. Многоплановое требуется зрение. Но и открывающая новый музейно-выставочный центр звезда на полу - тоже пятиконечная. Спектральная полифония получается. Очень современно. А тут какие-то "Ландыши" поют!

Мемориал Третьяковых.

На московском Даниловском кладбище состоялось открытие мемориала семьи Третьяковых. Событие это, несомненно, значимое как в культурном, так и в историческом аспекте.

Представителей этой купеческой семьи с давних пор хоронили здесь, на старинном погосте. В позапрошлом веке на его главной аллее сформировался своеобразный семейный некрополь. Сначала на нем нашли свой последний приют родители знаменитых столичных меценатов и создателей первой национальной художественной галереи Павла и Сергея Третьяковых - Михаил Захарович и Александра Даниловна. За ними последовали умершая при родах супруга и малолетняя дочь Сергея Михайловича, московского городского головы в 1877 - 1881 годах и известного всей России благотворителя и коллекционера. Сам он, подобно старшему брату, тоже сначала начал собирать произведения русских художников, некоторые шедевры нынешней Третьяковки (как, например, перовский "Птицелов") происходят именно из коллекции младшего Третьякова, вскоре переключившегося на собирание европейской живописи, к началу 1890-х годов насчитывавшей более 80 полотен. После его смерти Павел Михайлович выделил при своей галерее специальный, посвященный памяти брата, мемориальный зал, впоследствии бестрепетно расформированный. Сам же Сергей

Михайлович не дожил даже до шестидесяти - он скоропостижно скончался в Петергофе в августе 1892 года. А через шесть лет рядом с ним упокоился - вместе с супругой Верой Николаевной - и прославленный старший брат, которому тоже не выпало счастья иметь продолжателя своего дела, наследника по мужской линии. Павел Михайлович предполагал, что таковым будет любимый старший сын Иван, но тот умер в 9-летнем возрасте. Последним в семейном некрополе оказался другой сын Павла Третьякова, Михаил - он умер в 1912-м, и тоже совсем не старым. В 1948-м останки Павла Михайловича, Сергея Михайловича и Веры Николаевны были перенесены на Новодевичье кладбище. А на Даниловском воцарилась истинная мерзость запустения - если Павел и Сергей были "реабилитированы" и "канонизированы", то их родственники оставались представителями не слишком уважаемого в советские времена сословия. Дело существенно сдвинулось к лучшему, когда восстановлением некрополя занялся Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова (президент - Виктор Бехтиев). Этот фонд уже известен рядом запоминающихся акций: открытием на том же Даниловском кладбище мемориальной доски в честь находящихся на его территории исторических захоронений, возрождением журнала "Русское искусство", организацией выставок "Русские иконы из частных собраний", "Москва купеческая в делах и лицах", "Москва и Кострома в жизни семьи Третьяковых". "Отношение к могилам предков - один из безусловных показателей нравственного здоровья и культурного уровня нации, - сказала на открытии некрополя председатель правления фонда Елена Бехтиева. - Третьяковы создавали галерею не для себя, а для нас, потомков. А до чего потомки довели могилы тех людей, которые дали им жизнь?" На открытии, на котором присутствовала и праправнучка Павла Михайловича Третьякова Екатерина Хохлова, ходили по рукам старые фотографии третьяковского некрополя. Картина сколь жуткая, столь же, увы, и привычная: исцарапанные, покрытые трещинами, с полустершимися надписями памятники, грязь и не фигуральная, а вполне реальная трава забвения. Сегодня некрополь в идеальном состоянии: восстановлены недостающие части памятников - кресты и барельефы, отреставрированы надписи и иконы, установлена мемориальная мраморная плащаница на месте первоначального захоронения братьев Третьяковых

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;