Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 44 (7756) 25 ноября - 1 декабря 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Телевизионный смотритель

А теперь – Годар

КИНО НА ТВ

Геннадий БЕЛОСТОЦКИЙ


Вторую неделю подряд радует нас канал “Культура” – вслед за ретроспективой Вуди Аллена покажут ретроспективу выдающегося французского режиссера Жан-Люка Годара, приуроченную к его 80-летию. Открывает ее экзистенциальная драма “Мужское – женское” (“Культура”, 30 ноября, 23.50. Франция – Швеция, 1966). Здесь Годар, как и в “Жить своей жизнью” (1962) и “Замужней женщине” (1964), отходит от стилистики и эстетики своих ранних фильмов в сторону политики и социологии, персонажи все дальше удаляются от реальной, “бытовой” жизни, превращаясь в социальные типы, их язык приближается к газетному, насыщен цитатами, в живую ткань картины то и дело врываются короткие нарезки кадров города и коллажи. И в сопровождении всего этого чрезвычайно важного для режиссера изобразительного, шумового, музыкального, речевого, монтажного сопровождения через некоторое время начинает вырисовываться история. Мы знакомимся с радикально настроенным журналистом Полем (Жан-Пьер Лео – приз за лучшую мужскую роль на МКФ в Берлине), вернувшимся в Париж после службы в армии. Однажды он встретил в кафе Мадлен (Шанталь Гойя), и молодые люди потянулись друг к другу. Действия как такового практически нет, зато много диалогов, переходящих в монологи, на фоне разнообразного и богатого визуального ряда. Приближение грядущей студенческой революции Годар, разумеется, мог лишь интуитивно почувствовать, но ему удалось передать в своем фильме ее дыхание.

Еще больше лишена всякой повествовательной логики социальная драма “Две или три вещи, которые я знаю о ней” (“Культура”, 1 декабря, 23.50. Франция, 1966). С самого начала режиссер дает понять, что это “другое кино”. Сразу после титров возникает надпись: “О ней, о местности, где расположен Париж”, и ее сменяет пулеметная дробь индустриальных и уличных кадров. Затем на экране появляется силуэт женщины на балконе одного из домов, и мы слышим: “О ней, то есть о Марине Влади, актрисе”. Марина Влади что-то говорит от своего имени, и через пару коротеньких кадров слышим: “О ней, то есть о Жюльетте Жансон, она здесь живет”. И в дальнейшем речь пойдет не о Париже, не об актрисе, не о женщине, которую она играет (чтобы прокормить семью, Жюльетт втайне от мужа занимается проституцией), а об анализе и познании неокапиталистического общества, механизмов поведения, того, что связывает людей, об овеществлении человеческих отношений. Используя брехтовский прием отделения актера от его роли, Годар добивается, чтобы зритель задумался о природе происходящего на экране. Неслучайно выбрана профессия главной героини. По мнению Годара, когда женщина продает себя за деньги, глубоко интимный и дающий столь прекрасные ощущения половой акт превращается, как и многие другие общественные ценности, в расхожий товар. В результате этого женщина теряет свои человеческие качества и становится обычным предметом купли-продажи.

Годом позже Жан-Люк Годар снял “Уик-энд” (“Культура”, 2 декабря, 23.50. Франция – Италия, 1967), по мнению ряда критиков, – свой самый безумный, запутанный и в то же время самый оригинальный фильм. Ни до того, ни после он ничего подобного не снимал. По форме это вроде бы фильм-путешествие. В один из обычных парижских уик-эндов Корин (Мирей Дарк) и Ролан (Жан Янн) – парочка типичных французских буржуа – отправляются за город к умирающему отцу Корин, который в любой момент может переписать свое завещание не в их пользу. Но по содержанию это скорее фантасмагория, густо населенная всевозможными колоритными, а также фантастическими персонажами. Наши герои попадают в немыслимые дорожные пробки, становятся свидетелями и участниками жутких аварий, вступают в бесконечные перепалки со случайными попутчиками, встречаются с загадочными личностями – от музыкантов, играющих Моцарта сельским жителям, до группы киноманов и каннибалов.

За последние два десятилетия постаревший классик снял лишь пять художественных фильмов (всего в его режиссерской фильмографии 73 работы). Они не столь впечатляют, как то, что он снимал в начале своей творческой карьеры и в зрелые годы, однако и в них мастер остался верен себе. Он по-прежнему социален и политизирован, склонен к философским размышлениям и обобщениям, остроумен и парадоксален, и… не очень озабочен тем, чтобы быть понятым обыкновенным и даже продвинутым зрителем. Именно по этой причине оригинальную и острую картину “Моцарт навсегда” (“Культура”, 5 декабря, 22.00. Франция – Швейцария, 1996) мало кто видел. А еще меньше тех, кто досмотрел ее до конца. В ней Годар, сталкивая поэтическое и политическое, вечное и актуальное, поднимает давно волнующую его тему ангажированности искусства. Слово “Моцарт” для него является своеобразной метафорой такого понятия, как вечность. Фильм состоит из четырех эпизодов, показывающих “человека искусства” в острых ситуациях современного мира, раздираемого социальными и политическими катаклизмами. В фокусе внимания режиссера страшные события во Вьетнаме, Израиле, Палестине и Югославии.

Помимо четырех фильмов Годара нас ждет еще один подарок от “Культуры”: к юбилею Нины Руслановой приурочен показ “Настройщика” (“Культура”, 5 декабря, 18.35) – пожалуй, наиболее “зрительской” из последних картин Киры Муратовой. Она не столь метафорична, не столь ассоциативна, в ней достаточно внятно рассказана история – причем криминального характера. В центре сюжета парочка любовников, которым примерно по тридцать. Он, Андрей (Георгий Делиев), – приятный во всех отношениях настройщик роялей. Она, Лина (Рената Литвинова), – утонченная красавица. Он без ума от нее, и она вроде бы отвечает ему взаимностью. Но вот беда: Лина привыкла жить в роскоши, а Андрей беден как церковная мышь и не в состоянии обеспечить своей возлюбленной достойное существование. А надо, надо обеспечить – Лина девушка весьма алчная, и все давит и давит на возлюбленного. И в конце концов Андрей решил, что деньги можно “позаимствовать” у двух пожилых дам – вдовы коллекционера Анны Сергеевны (Алла Демидова) и ее подруги Любы (Нина Русланова), которые полюбили его как сына... Очень хороша Рената Литвинова – лучше она и не играла, еще более впечатляюще сыграли своих колоритных персонажей Алла Демидова и Нина Русланова. Действие развивается стремительно, увлекательно, ближе к финалу в картине появляется хичкоковский саспенс – атмосфера тревожного ожидания неумолимой трагической развязки. И, вместе с тем, это Муратова с ее иронией, недосказанностью, многозначностью и громадным смысловым подтекстом.

И еще одно событие недели: в рамках программы “Закрытый показ” нам покажут нашумевший киноальманах “Короткое замыкание” (“Первый канал”, 3 декабря, 0.10 Россия, 2009. В ролях: Иван Добронравов, Алексей Филимонов, Юрий Чурсин, Александр Яценко, Каролина Грушка, Юлия Пересильд, Виталий Хаев). Пятеро режиссеров, с именами которых связывают будущее российского кинематографа, сняли по одной короткой новелле о любви. Борис Хлебников в “Позоре” рассказывает о том, как журналист получил задание взять интервью у жильцов дома, рядом с которым прокладывается теплотрасса. Поиски жителей становятся бессмысленными, как только парень обнаружил на стене соседней постройки примечательную надпись… В новелле “Ощущать” Ивана Вырыпаева речь идет о странной и неожиданной любви московского парня и девушки из Варшавы, совершенно не говорящей по-русски. Герой “Срочного ремонта” Петра Буслова глухонемой мастер по ремонту обуви придумывает красивую историю незнакомки только по ее туфельке. И он ошибается... Алексей Герман-младший в новелле “Ким” поместил своих героев в психиатрическую больницу на острове, где душевнобольной циркач Ким влюбляется в медсестру… А в “Поцелуе креветки” Кирилла Серебренникова парень в костюме креветки, работающий ресторанным зазывалой, делится с прохожими своей любовью к морской кухне, однако те совсем не в восторге от его необычных методов… Критики расценили “Короткое замыкание” как весьма удачную попытку художественного манифеста нового поколения режиссеров.

Полицейскую драму “Однажды в Марселе” (СТС, 3 декабря, 0.15. Франция, 2008) Оливье Маршаль снял на волне успеха своего второго фильма “Набережная Орфевр, 36” (2004), который был удостоен восьми номинаций на французскую национальную кинопремию “Сезар”. И на этот раз в основу сюжета легла реальная история. И вновь в главной роли Даниель Отой. Его герой полицейский детектив Луи Шнейдер переживает не лучшие дни. Он все никак не может прийти в себя после трагической гибели жены и сына, и глушит тоску и депрессию алкоголем. Ему не дают покоя безуспешные попытки выйти на след серийного убийцы, терроризирующего Марсель. И вот однажды Шнейдер потерял контроль над собой и его отстранили от оперативной работы… В состоянии раздрая и беременная молодая женщина Жюстин (Оливия Бонами). Четверть века назад бандит Шарль Сюбра (Филипп Наон) на ее глазах вырезал ее семью, и она до сих не в силах забыть тот страшный день. А тут еще она узнала, что убийца вышел на свободу. У нее есть основания беспокоиться за свою жизнь. Как, впрочем, и у Шнейдера – ведь это он арестовал тогда Сюбра…

Также в рубрике:

КИНО НА ТВ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;