Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 44 (7756) 25 ноября - 1 декабря 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Одна неделяОт Сокольников к Неруде – на метроВместо новых линий – стихи? ПРОЕКТГеоргий ОСИПОВ
На прошлой неделе на Филевской линии пустили специальный “поэтический” поезд, посвященный чилийской поэзии. Первый из четырех спаренных вагонов поезда нового поколения “Русич” “наполнен” стихами нобелевских лауреатов Габриэлы Мистраль и Пабло Неруды, остальные три посвящены Висенте Уидобро, Гонсало Рохасу и Никанору Парре. Поэтические фрагменты на русском и испанском языках подкреплены биографиями авторов. Филевская линия, по статистике, особенно после ее сокращения три года назад – самая немноголюдная в столичном метрополитене. Большая ее часть проходит по поверхности, так что есть все возможности при естественном освещении и без привычной толкучки (за исключением часов “пик”) вчитаться в поэтические шедевры, прибывшие к нам буквально с другого края света. Наблюдая за реакцией людей, беседуя с ними, отчетливо выделяешь два типа мнений. Один: “Все лучше, чем эта идиотская реклама!” Это понятно. Хотя даже перекормленным этим не слишком интеллектуальным жанром москвичам трудновато вообразить себе вагоны, скажем, киевского метро, где “рекламный ковер” покрывает практически 100 процентов стен и окон (!), да так, что и схему линий не всегда найдешь. И другой: “А почему, собственно, именно чилийская поэзия?” Незамысловатая аннотация здесь же, в вагоне, растолковывает, что в нынешнем году исполняется 200 лет обретения Чили независимости. А если задуматься, то выяснится, что любезному Отечеству есть чему поучиться у далекой этой страны. Например, отношению к отдельно взятой человеческой жизни.
Ох, нелегко что-то вообразить в сегодняшней России ту масштабную спасательную операцию, что провели чилийцы для вызволения простых шахтеров. Да и в московском “культурном” слое иной раз отыскиваются чилийские “жемчужинки”: многим меломанам памятны великолепные концерты, которые устраивал в начале “лихих 90-х” в здании посольства тогдашний чилийский посол Джеймс Холгер, тонкий знаток классической музыки, завсегдатай БЗК, Большого и Мариинского театров. Так что пусть будут чилийцы, которых в мае сменят единоязычные с ними испанцы – Год Испании в России сменяет Год Франции в России. И лира “звучит” со стен столичной подземки отнюдь не впервые. Именно Первопрестольная, а не невская столица первой воплотила в реальность давнюю и заветную мечту петербуржца Бродского: насытить стихами бытовое пространство. К одному из московских юбилеев все метро, помнится, оклеили высказываниями, в том числе поэтическими, великих мыслителей человечества. Но то, как заверило начальство, была разовая акция. Тенденция – по имени “тематические поезда” – сложилась позднее. Сначала на Кольцевой линии появилась “Читающая Россия” – весьма стильно оформленный цитатами и иллюстрациями к русской и зарубежной классике поезд. На Арбатско-Покровской линии поражает пассажиров “Акварель”: у этого технического чуда с одной стороны окна заделаны – на ней развешаны акварели Сергея Андрияки, а пассажиры могут сидеть только с другой стороны. Ретропоезд на Сокольнической линии: желтый верх, кофейный низ, светильники-бра во вкусе 50 – 60-х годов, мягчайшие диваны. Правда, коробка вагона совсем не аутентична – таковых, увы, просто не сохранилось. А еще есть “Красная стрела”, “Курская дуга”, “Народное ополчение” – урок истории на колесах.
Но сам по себе напрашивается не очень вроде бы деликатный вопрос: а что, разве просвещение значится в числе основных задач метрополитена? Иными словами: у него что, нет иных способов вложения средств, нет иных трудностей, о которых не один десяток раз писали в СМИ? Сколько лет шумихой о “разовых акциях”, “бесплатных днях проезда” и прочем прикрывали замороженное на два десятка лет строительство станций в центре города и линии в перенаселенный спальный район Митино? По самым скромным подсчетам, Москве не хватает около ста (!) километров линий метро. Сколько средств ушло на далеко, мягко говоря, неочевидные (вроде “Выставочной” и “Партизанской”) переименования? При этом имена цареубийцы Войкова и второстепенного революционера Подбельского с карты метро ну никак не стираются. И вовсе курьез: только на 76-м году существования “лучшего в мире метро” его руководство заговорило о том, что неплохо бы завести в нем не очередные фаст-фуды с весьма сомнительным качеством пищи, а самые обычные... туалеты. Также в рубрике:
|