Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 44 (7756) 25 ноября - 1 декабря 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноВЕРА СТОРОЖЕВА: Творчество нельзя разделить по принципу “м” и “ж”Беседу вела Татьяна СЕМАШКО
– Вера Михайловна, как принимали выборгцы вашу картину? Многие режиссеры отмечают, что за восемнадцать лет своего существования Выборгский кинофестиваль воспитал очень чуткого, думающего зрителя. – Да, поэтому для меня было очень важным именно здесь увидеть реакцию зала перед прокатом. Мне хотелось, чтобы “Компенсация”, была интересна и взрослым, и детям. Чтобы они поняли – у каждого человека есть своя правда. А главное послание картины состоит в том, что ничто в жизни не проходит просто так, мы за все платим и должны уметь прощать, потому что все люди делают ошибки, особенно мужчины. Судя по полному залу самого большого в городе кинотеатра “Выборг-палас”, по мыслям, которыми люди делились со мной после показа, это получилось. Я слышала, как одна женщина после просмотра спрашивала у своего спутника: почему все так закончилось? И он ей ответил: потому что дети ни в чем не виноваты, но именно они расплачиваются за грехи родителей. Это и есть главная мысль фильма. А одним из почетных гостей фестиваля был местный батюшка. После просмотра он сказал, что будет раздавать диски с нашей картиной всем мужчинам, посещающим храм. Значит, мы трудились не напрасно. – Как вы считаете, на самом ли деле существует женское и мужское кино? – Конечно, кино, которое делают женщины, более эмоционально, глубже вникает в перипетии женской души, во все то, что изначально важно для женщин. Но мне не нравится разделение на женское и мужское кино, потому что ни одну область искусства не разделяют, как туалет: на мужской и женский. Тем не менее многие зарубежные фестивали включают в себя программы типа “женский взгляд”, и я неминуемо в них участвую. В этом есть смысл, потому что фильмы, которые делают женщины-режиссеры, имеют особый вкус и колорит. Кино – искусство, с одной стороны, коллективное, с другой – индивидуальное. В группе может быть 70 человек, среди которых большинство – мужчины, но если режиссер – женщина, женская доминанта все равно пробивается. Режиссура – очень сильное индивидуальное творчество. Мой педагог Паола Волкова говорила: фильм – это ваш рентгеновский снимок, невзирая на то, что у него есть автор сценария. “Компенсацию” в “мужском” жанре криминальной драмы мы делали женской командой: я, Наталья Назарова – автор сценария, Татьяна Сергиенко – продюсер. – Но если фильм – это рентгеновский снимок режиссера, пережили ли вы нечто подобное тому, что произошло с вашими юными героинями? – Нет, к счастью, я выросла в благополучной семье, была младшим ребенком, меня баловали, любили. Ничего подобного не было и с моими детьми, которых мы растили вдвоем с мужем. Но все человеческие проблемы впитываются из ноосферы. Не обязательно все самому пережить, можно отождествиться со своими героями и почувствовать их боль. Семья, из которой ушел отец, – давно обыденное явление. Но оно всегда остается самой глубокой драмой для тех, кто его пережил. Мы и сняли этот фильм как криминальную драму с подвижным сюжетом. Неслучайно главные события происходят в самом центре Москвы. Это городская история. – Женщины в ваших фильмах обычно сильнее мужчин. Те словно воплощают в себе некое противостояние, которое женщина должна преодолеть, победить... – Женщина и мужчина – это всегда схватка. Это, с моей точки зрения, те две половины, которые вечно стремятся друг к другу и вечно взаимоотталкиваются, борются, противодействуют. Особенно сейчас, когда женщина стала более самостоятельной, завела няню, домработницу и занята решением творческих, общественных, даже государственных проблем. – Вы пробуете себя в разных кино- жанрах. И все-таки, какой из них – ваш? – Они все мои, потому что мне скучно снимать одно длинное кино, которое разделено годом и титрами. И даже когда я нахожу для себя удачную форму, делаю фильм, который отмечен фестивалями, мне хочется в следующий раз сделать нечто совсем другое. В этом, может быть, боязнь повториться, нежелание стоять на поляне, которая мной уже освоена. Потому я работаю с разными авторами и разными операторами – хочется уйти и от зависимости жанра, и зависимости от коллег. Может быть, в этом болезненная самостоятельность. Но все мое кино, невзирая на жанр, все равно авторское. – Вы любите менять не только виды и жанры кино, но и кинематографические профессии: работали и как сценарист, и как актриса, причем ни больше ни меньше, как с Кирой Муратовой… – С Кирой Георгиевной Муратовой я познакомилась благодаря своему мужу Сергею Попову, когда он снимался у нее в фильме “Познавая белый свет”. Это было примерно 30 лет тому назад. Писала для Киры Георгиевны одну из новелл к фильму “Три истории”, где главную роль сыграл Олег Табаков. Моя новелла была самой кровожадной: маленькая девочка травит интеллигентного героя крысиным ядом. А в фильме у Киры Георгиевны снималась не потому что я артистка, а по дружбе. Эта такая школа! Только когда прошло время, я стала понимать, насколько это было важно для моей биографии, для меня… Кира Муратова – режиссер в чистом виде. Она меня ничему специально не учила, но я поняла главное, что режиссер – это самостоятельная и довольно одинокая фигура. Что в работе он должен быть властным, деспотичным и добиваться того, чего хочет. – Насколько известно, учил вас Александр Митта? – Митте я понравилась на экзаменах, и он меня пригласил в свою мастерскую. Нас было трое, но поскольку это был период развала СССР, то два других студента – из Армении и Украины – уехали в свои отделившиеся республики, и я практически осталась один на один с Александром Николаевичем. А когда и он уехал преподавать в Германию, то училась у Константина Худякова и Кшиштофа Занусси. Это была элитная школа режиссуры. Занусси нам читал лекции, мы ездили к нему на практику в Европу. Были у него на монтаже картины “Прикосновение руки”, он нам очень многое показывал, рассказывал, старался внедрить нас в европейскую культуру. Это был 91-й год. Вокруг – развал всего, и в это время он нас очень поддерживал. – Вы снимаете самых популярных артистов современного российского кино: от Гоши Куценко и Любови Толкалиной в “Компенсации” до Сергея Пускепалиса и Ксении Кутеповой в “Скоро весна”, Ренаты Литвиновой и Инги Оболдиной в “Небо. Самолет. Девушка”. Трудно работать со звездами? – Нет, хотя многие так думают. Есть расстановка сил и профессий на площадке. Я никогда не работаю по принципу: я – режиссер, ты – дурак. Люблю актерские предложения, всегда их выслушиваю, потому что, когда актер входит в шкуру персонажа, он многое может подсказать, и этим нельзя не пользоваться. С талантливыми людьми работать легче, чем с бездарными. Но у меня как у режиссера нет и не может быть пиетета перед предшествовавшими заслугами актера. Актер нужен здесь и сию минуту. Безусловно, ты имеешь в виду его опыт, который может быть в данный момент полезен, но он никак не может на тебя давить своим статусом. Иначе ты как режиссер погибнешь под заслугами актерского состава. – Вы не только режиссер, но и сценарист, актриса… – По мироощущению я режиссер. Актриса – это факультатив: у Ренаты Литвиновой, у Киры Муратовой. А сценарист – постольку, поскольку это необходимо для моей профессии режиссера. – А в жизни, в семье, с коллегами – вы тоже режиссер? – Как солдат приходит с фронта и приносит домой окопные привычки, так и я приезжаю из экспедиции и начинаю “подавать голос”, всеми командовать. Потом, в пост-продакшне, эта привычка угасает … Наверное, страдает семья и муж (в первую очередь), но все уже привыкли, терпят. Они знают, что это у меня послевкусие после съемок, а не дурной характер. – Что будете делать дальше? – Мы с Натальей Назаровой работаем над сценарием фильма, проект которого придумываем с компанией “Парадиз”, которая является продюсером фильма “Компенсация”. Пока могу только сказать, что по жанру это будет романтическая комедия. Я очень люблю сидеть в зале, когда зрители смеются. Зрители благодарны любому поводу вместе посмеяться. Ведь когда люди вместе испытывают сильные эмоции, смеются или плачут, происходит катарсис, коллективное очищение. Также в рубрике:
|