Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 44 (7756) 25 ноября - 1 декабря 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраБывают странные сближенияКоллекция автомобильной компании “Renault” в Новом Манеже Ирина КУЛИК
В качестве своего рода предисловия к работам современных художников на выставке представлено обширное собрание снимков Робера Дуано: с 1934-го по 1939 год он был штатным фотографом компании, нанявшей многообещающего мастера, когда тому было всего 22 года. Дуано снимал парадные групповые портреты сотрудников фирмы, цеха, склады и так далее, но в основном он представлен прелестными рекламными фотографиями, удивительным образом контрастирующими со всеми этими индустриально-промышленными, конструктивистскими красотами. Автомобили у Дуано почти никогда не выглядят механизмами, собственно, машинами, футуристическими символами прогресса и сверхчеловеческой скорости. Дуано почти не снимает автомобили в движении. Эти элегантные, подчеркнуто шикарные образчики высокого дизайна услужливо украшают своим присутствием изысканно-праздную повседневность, в которой никому нет нужды куда-либо спешить. А ностальгия, которую испытываешь при взгляде на эти идеально передающие дух эпохи снимки, – это прежде всего зависть к эпохе, располагавшей, как кажется, куда большим количеством свободного времени. Снимки Дуано – единственная открытая реклама автомобилей на выставке “Renault Art”. Однако коллекция современного искусства, которую компания собирала в 1960-е – 1980-е годы, также строилась на хитроумном, придуманном именно “Renault” принципе своего рода product placement. Фирма не покупала уже готовые произведения искусства, но предлагала художникам сотрудничество, в рамках которого артисты могли располагать по своему усмотрению ресурсами и технологиями компании – так, что все их работы так или иначе оказывались буквально сродни основной продукции автогиганта. Большую часть Нового Манежа занимают отлично, в виде этакой тотальной инсталляции выставленные работы художника, казалось бы, весьма далекого от промышленной эстетики – Жана Дюбюффе, начинавшего в лоне сюрреалистического движения, а после войны прославившегося как основоположник “art brut”(“дикого”, или скорее, “сырого” искусства): Дюбюффе коллекционировал искусство людей, страдающих психическими расстройствами, художников-самоучек и прочих аутсайдеров и стремился и сам создавать нечто, столь же не зависимое от мейнстрима. В Новом Манеже можно увидеть его, и правда, вполне брутальные картины, скульптуры и рельефные панно, созданные для приемных компании и сделанные из промышленных материалов типа пластмассы, которые Дюбюффе освоил при помощи “Renault”. Звезда французского нового реализма Арман использовал ресурсы автомобильной промышленности эффектно, но вполне предсказуемо. На московской выставке можно увидеть несколько фирменных армановских “аккумуляций” – запечатанных в плексигласовые плиты скоплений одинаковых предметов, в данном случае разнообразных “запчастей”, а также созданных по похожему принципу станковых вещей – композиций, составленных из повторяющихся отпечатков одного и того же предмета (например, гаечного ключа) на холсте. Американский поп-артист Роберт Раушенберг представлен узнаваемым сериографическим монтажем, созданным на основе фотографий, которые художник отснял, посетив завод “American Motors – Renault” в Висконсине. Цикл картин французского поп-артиста исландского происхождения Эрро, сотрудничавшего с компанией в 1980-е годы, на которых автомобили “заказчика” соседствуют с персонажами классических полотен мировой живописи, сегодня мало чем отличаются от банальной рекламы, с изобретением фотошопа вовсю использующей подобные ходы; куда веселей смотрятся пастели Эрро, созданные хоть и в те же 1980-е, но в ностальгическом поп-артном стиле 60-х: винтажные комиксные красотки в мир крутых тачек вписались куда лучше, чем героини Гогена или Дельво. Но лучше всех ресурсы автопрома использовал швейцарец Жак Тенгли, сконструировавший из фирменных деталей и при помощи инженеров “Renault” очередную серию своих абсурдистских машин. В этих механизмах, в отличие от многих работ Тенгли, нет ничего игрушечного – напротив, они выглядят нешуточно мощными и весьма впечатляющими, только вот работают, как и все изобретения этого художника, принципиально вхолостую, что выглядит своего рода диверсией. Тенгли словно бы издевается над самой идеей торжества прогресса и красоты машин. Его работы – это своего рода деконструкция конструктивизма, что, впрочем, не мешает им быть украшением этой корпоративной коллекции. Также в рубрике:
|