Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 44 (7756) 25 ноября - 1 декабря 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Под занавес

МИХАИЛ КРИЧМАН: Буду держаться не за цифру, а за пленку

Беседу вел Геннадий БЕЛОСТОЦКИЙ
Фото автора


М.Кричман
Еще семь лет назад на Венецианском фестивале операторская работа Михаила КРИЧМАНА в фильме “Возвращение” поразила кинематографическую аудиторию. Однако жюри посчитало, что “Золотого Льва” и премии за лучший дебют фильму Андрея Звягинцева было более чем достаточно. История повторилась четыре года спустя в Канне: жюри предпочло выделить актера Константина Лавроненко, хотя и операторская работа в “Изгнании” заслуживала внимания. И лишь этой осенью награда нашла героя: Михаилу Кричману, снявшему фильм “Овсянки”, на МКФ в Венеции присужден приз за операторское искусство. А сам фильм, который лидировал в рейтинге критиков и в фестивальных кулуарах и считался одним из кандидатов на победу, был удостоен призов ФИПРЕССИ – международной кинопрессы и экуменического жюри.

– Посмотрел вашу фильмографию, Михаил, и поразился: за десять лет работы в кино всего шесть полнометражных фильмов! Я был уверен, что при нашем голоде на настоящих профессионалов после “Возвращения” вас будут рвать на части. Или вы предпочитаете работать только с режиссерами топ-уровня? Но надо еще и семью содержать…

– На хлеб пока хватает. Даже рекламу, для поддержания живота, стал снимать не так давно – третий год. Но если ушел в кинопроект, разумеется, о рекламе не может быть и речи.

– И все же почему так мало фильмов? Не поверю, что не было предложений…

– Были, конечно. Не скажу, что сотни или даже десятки, но все они из тех, на которых глаз не остановился, душа не легла, рука не прижалась к сердцу. Несколько раз было, когда режиссер, получив отказ, на следующий раз вновь ко мне обращался. Но если душа не лежит, зачем через себя переступать? Это будет во вред всем, и прежде всего фильму. Заниматься нужно только тем, что тебе близко. Да, есть какие-то вещи, которые можно делать ради денег. Для меня это реклама. Но и в ней можно быть разборчивым: соглашаться, когда режиссер внушает доверие, тема подходящая, идея интересная. Пусть малая форма, но тем не менее… Да, да. В недельный или двухнедельный срок можно сделать то, за что тебе не будет стыдно. И что-то заработать. А в кино… Если серьезно подходить, то требуется несколько месяцев подготовительного периода – со Звягинцевым меньше и не бывает. Бывает больше – год с лишним, как в случае с “Изгнанием”. И как быть, если мне звонят и предлагают через месяц начать снимать фильм? Естественно, я отказываюсь, даже не ознакомившись со сценарием. Я говорю: как вы себе это представляете? Я зайду в павильон, поставлю штатив и начну работать? Зачем вам дорогой оператор, каковым вы меня считаете? Да пригласите любого оператора – и результат будет тот же. Потому что невозможно снять качественное кино без всесторонней подготовки. Я уже не говорю о других слагаемых – добротный сценарий, добротная режиссура, команда единомышленников, профессионализм во всех звеньях. Да, многие снимают, что называется, с ходу, и мы потом смотрим “сериальное” кино. Я – не хочу.

– Что привело вас в “Овсянки”, которые только-только вышли на экраны России и Западной Европы?

– Сценарий. Я, признаться, раньше не видел ни одного фильма Алексея Федорченко, хотя, конечно, слышал о них. Нас познакомила Мэри Назари – сопродюсер “Овсянок”. Я приехал на встречу с ним и с генеральным продюсером Игорем Мишиным под большим впечатлением от сценария Дениса Осокина и его просто потрясающей повести, написанной изумительным языком. У Осокина на его замысел работало все – и нестандартная форма, и даже орфография и пунктуация. У этой прозы было то, чего я давно не встречал или не встречал вообще, – воздушность, огромный второй слой. В повести и в сценарии я не увидел поразительной, из ряда вон выходящей истории, но она была тем не менее и “держала”. И я еще когда читал повесть, а затем сценарий, понял, что это надо обязательно снимать. И в этой мысли утвердился после знакомства с Алексеем – он произвел впечатление человека легкого, свободного, творческого. Всем своим обликом он внушал доверие. Немаловажным было и то, что наше восприятие прозы Осокина было близким.

– Когда читали сценарий, вы уже “видели” кино?

– У меня так не бывает. Конечно, как у всякого читателя какие-то образы рождаются, но они смутные, расплывчатые, неосознанные. Это потом, когда ты уже работаешь над сценарием, созревают конкретные художественные и технические решения. Разумеется, я понимал, что мне не просто так дали почитать, а в расчете на дальнейшую совместную работу. Но когда читал, я просто наслаждался литературой.

– По манере работы с оператором Звягинцев и Федорченко близки?

– Они очень разные люди. Да и условия были разные. С Андреем мы готовились к съемкам не менее полугода, а здесь в нашем распоряжении был всего лишь месяц.

– Вы говорили, что на таких условиях априори не соглашаетесь работать…

– И здесь я сразу отказался – внутренне, хотя, повторяю, сценарий меня поразил с первых же страниц. Был август, летняя натура уходила, и уже в сентябре надо было начинать снимать. Мое внутреннее “я” категорически протестовало: такую сложную в изобразительном плане картину нужно выносить, до деталей продумать. Но уж очень не хотелось упускать такой сценарий. Да и люди – режиссер и продюсеры – внушали доверие. И через несколько дней мы с Федорченко, художником-постановщиком Андреем Понкратовым и вторым режиссером Сергеем Константиновым сели в машину и дней на десять отправились на поиск натуры – в Нижний Новгород, Иваново, Кинешму… Режиссерский сценарий рождался у Алексея, когда мы ездили.

– Совсем недавно в Москве проходил Международный фестиваль современного кино “2morrow”/Завтра”, где вы были членом жюри. Увидели на нем кино завтрашнего дня?

– Надеюсь, что завтра люди будут смотреть то же, что и вчера, – в хорошем смысле. Вчера мы наслаждались Брессоном – почему бы и завтра им не наслаждаться?

– Лично я не увидел на фестивале нового Брессона…

– И я не увидел. Зато увидел фильм итальянского режиссера Микеланджело Фраммартино “Четырежды”, который лично на меня произвел впечатление. Как, впрочем, и на моих коллег: мы единогласно присудили ему Гран-при. Что-то волнующее во мне происходило, когда смотрел, причем неоднократно, я в этом смысле благодарный зритель. И это при всей неоднозначности картины, может быть, избытке документальности в ней. А вот “умничанье” при отсутствии содержания, поток сознания, всевозможные экзерсисы на пустом месте, почесывания левой ногой за правым ухом оставляли равнодушным. Мне очень жаль, что в конкурсной программе, по сути, не было современного русского кино.

– Скажите, вас не раздражало то, что фильмы приходилось смотреть в видеопроекции?

– Еще как раздражало! Мне, например, было жаль “Ловушку для крабов”, которую пришлось смотреть с чудовищным качеством проекции. Она, на мой взгляд, вполне была достойна приза в номинации “Изображение”. А как расценивать тот факт, что фильм “Четырежды” показывали в искаженной проекции до тех пор, пока Сергей Лозница, председатель жюри, возмутившись, не потребовал поставить нормальный формат?

– Но мир, похоже, идет к тому, что “цифра” вытеснит пленку. Как вы относитесь к цифровой камере?

– Да нормально отношусь. Пока по качеству изображения они еще не догнали пленку, но постепенно догоняют.

– Не могу себе представить, что, допустим, то же “Возвращение” можно снять на “цифру”. Это же будет совсем другое кино…

– Согласен – если снимать современными цифровыми камерами, даже лучшими из лучших. Но лет через пять ситуация наверняка изменится. И камеры станут совершеннее, и люди привыкнут к ним, научатся на них работать. Но большое кино, по моим ощущениям, будут снимать на пленке еще долго. Я, во всяком случае, буду держаться за пленку до тех пор, пока буду видеть в этом смысл.

– Имеете ли вы возможность быть в курсе того, что происходит в мировом кинематографе?

– Стараюсь следить за именами: Ханеке, Карлос Рейгадас… Но нередко открываешь для себя и новое имя. Не так давно нам с Андреем Звягинцевым в Нью-Йорке подарили диск с фильмами венгерского режиссера, сценариста, продюсера и актера Бела Тарра, о котором раньше я, к стыду своему, и не слышал, хотя работает он уже очень давно. Потрясающий режиссер! Это, можно сказать, венгерский Бергман. Прислушиваюсь к рекомендациям друзей и знакомых, вкусу которых доверяю. Сейчас, слава богу, при желании можно посмотреть практически любой фильм.

– И как, на ваш взгляд, будет развиваться мировое кино? Заметили новые тенденции? Я имею в виду не коммерческое кино, а кино как искусство…

– Самое главное – то, что благодаря доступности цифровых камер и их довольно большим возможностям в кино пришло очень много талантливых людей, и лучшие из лучших затем прорываются в большое кино. В дальнейшем эта тенденция будет только усиливаться. С новыми людьми приходят новые идеи, новые формы, новая эстетика. Далеко не все новое нами воспринимается, но вспомните: и Ван Гога, и Поллака, и многих-многих других современники долгое время напрочь отвергали. И кто знает, не исключаю, что то, что нам сейчас кажется мелким, грубым, неряшливым, безвкусным, в будущем будет выглядеть глубоким и совершенным.

– Не раз слышал от авторитетных режиссеров, что главная беда современного российского кинематографа – крайний дефицит настоящих профессионалов во всех областях кинопроизводства. Вы с этим согласны?

– Мне везло на настоящих профессионалов. Как подарок судьбы воспринимаю встречи и со Звягинцевым, и с Федорченко. И команды, которые с ними и со мной работали, были вполне профессиональными.

– Вам действительно повезло, но зачастую то, что видишь на экране, вызывает оторопь. Примитивная драматургия, вымученные диалоги, одноклеточная режиссура, безобразная игра актеров.

– И мне знакомо это чувство…

– И все ведь это видят, а тем более специалисты…

– Люди участвуют во всем этом, потому что хотят хоть что-то делать: на жизнь-то надо зарабатывать. И при этом многие – я не говорю об откровенных халтурщиках – втайне надеются что-то изменить к лучшему: подправить сценарий, подсказать, помочь режиссеру. Но это, как правило, не удается. И возникает замкнутый круг, в котором постепенно деградируешь и как художник, и как специалист. Это большая беда, что в нашем кино много людей, которые нигде толком не учились, ничего толком не знают и не умеют. Они приходят на съемочную площадку и делают то, что умеют и как умеют, а нередко и это делают плохо.

– Напрашивается вопрос: почему?

– Многие наши беды от того, что долгие годы мы варились в собственном соку, были лишены возможности смотреть качественные зарубежные фильмы и на них учиться. Потом пришли “свобода”, шальные деньги и отмывание денег, снимать кинулись все, кому не лень, и качество того, что они снимали, опустилось ниже плинтуса. Затем грянул кризис, и из отрасли ушло немало настоящих профессионалов. Теперь мы пожинаем плоды всего этого.

Это, так сказать, глобальные вопросы. Если же говорить о частностях… Взять хотя бы такой немаловажный момент. Финансовая мотивация у нас далеко не всегда стоит во главе угла. Конечно, можно сказать: за рубежом на порядок, на два люди больше зарабатывают. И потому, как нам платят, так мы и работаем. Меня всегда коробило, когда это слышал. А вы знаете, говорил я, какие налоги они платят? А вы знаете, как трудно стать членом профсоюза, что дает возможность хорошо и очень хорошо зарабатывать? Чтобы вступить в профсоюз, надо не один пуд соли съесть. Ох, как непросто доказать, что ты достоин. А докажешь, будешь дорожить тем, что ты режиссер, сценарист, оператор, монтажер и так далее.

– После “почему” напрашивается “что делать?”. Говорят, что во ВГИКе учат “не так”…

– Не знаю достоверно, как во ВГИКе учат, – я в нем не учился. Но слышал от коллег, что у студентов слишком мало практики. В зарубежных киношколах, говорят, другие подходы: там практика стоит во главе угла. Они очень, очень много снимают. Человек, поступивший, например, на режиссерский факультет, осваивает в определенных рамках и смежные профессии: сценариста, оператора, монтажера, актера… Так, может, не надо изобретать велосипед?

– А сами-то вы где и как учились мастерству?

– Я самоучка. Азы профессии оператора я осваивал на первых своих фильмах – “Небо. Самолет. Девушка” и “Теория запоя” – с помощью настоящего профессионала Евгения Михайловича Майорова, который работал еще в 60-е годы. Он был у меня вторым оператором на всех фильмах за исключением “Елены” Андрея Звягинцева, и я у него научился, как нужно обращаться с пленкой, ставить свет, определять экспозицию и прочим премудростям. С ним я себя чувствовал, как за каменной стеной. А параллельно я смотрел хорошее кино и мотал себе на ус. Это, можно сказать, был мой ВГИК.

– Вам, непрофессионалу, доверили снимать кино. Похоже на сказку…

– Не было никакого озарения, и я вдруг открыл для себя: это мое. Да, была еще с детства тяга к хорошему изображению, наверное, от природы был вкус. По картинке я легко мог определить художественный это фильм или телевизионный, американское это кино или европейское. Так вышло, что абсолютно случайно я оказался на Российском телевидении – несколько лет проработал монтажером. Потом, в 1996 – 1998-м как телеоператор поездил по миру с документалистами в составе творческой группы “Диалог со всем миром”. У меня была маленькая цифровая камера. И тут появился Андрей Звягинцев…

– Каким образом появился?

– Ему предложили на РЕН ТВ снять несколько новелл для телесериала “Черная комната”, и он искал оператора. У нас нашлись общие знакомые, и они посоветовали Андрею обратить на меня внимание. Я ему дал посмотреть какое-то свое домашнее видео – как мы с женой путешествуем по Испании. И Андрей решил попробовать.

– Как складывался ваш тандем? Тяжело с ним работать?

– Нет, никогда не было тяжело. Хотя были и споры, и даже крик. Иногда мы позволяли себе какие-то выходки, а потом оба испытывали неловкость. Как дети… Например, в первый съемочный день “Возвращения” мы поссорились и два дня не разговаривали друг с другом.

– А что вы тогда снимали?

– Вытаскивание машины из грязи под проливным дождем.

– По-моему, постановочно это очень сложная сцена…

– Да, очень сложная. Было страшное количество кадров, и в итоге они сократились чуть ли не в два раза. Все надо было снять за один день. Но в силу того, что ничего подобного мы до тех пор не снимали, возникла масса неувязок и нестыковок. Вместо двух пожарных машин, которые делали дождь, пришла одна, вторая поехала заправляться, пришлось ждать, и мы потеряли кучу времени. Потом решили все-таки снимать, хотя имели вместо трех брандспойтов лишь один, а он обеспечивал имитацию дождя лишь на небольшой площади. И потому мы вынуждены были менять решение сцены – в ней только средние и крупные планы. Едва начали снимать, как из-за туч вышло солнце. От него спасались с помощью парашюта, который группа осветителей – надо отдать им должное – натянула на деревья очень быстро. Солнце перемещалось, и вместе с ним перемещался наш парашют… В общем, нервы у всех были на взводе.

– Насколько мне известно, по жизни Звягинцев очень требовательный и очень дотошный человек.

– Эта требовательность и дотошность не только к окружающим, а в первую очередь к самому себе, и я бы сюда еще добавил основательность – все это и обеспечивает в конечном итоге высокий художественный и профессиональный уровень картины. В подготовительный период мы детально проговариваем каждую сцену, и поэтому на съемочной площадке, как правило, проблем не возникает. То, что складывается в нашем воображении, увязываем с натурой, смотрим, что, где и как будет происходить. И именно в тот сезон, когда по сюжету происходит действие. На натуру в Молдавию, например, когда готовились снимать “Изгнание”, выезжали четырежды, причем в разные сезоны. В такой вот обстановке и рождаются неординарные художественные решения и неординарный фильм в конечном итоге.

– Часто Звягинцев вас удивлял и поражал за годы совместной работы?

– Часто, и прежде всего своей дотошностью, как вы верно заметили. И именно поэтому, наверное, никогда не проигрывает. Он вникает абсолютно во все. В реквизит, в костюмы. В защитные наколенники, которые нужны актеру, чтобы не травмироваться во время падений. В детали грима. Он обязательно проверит, натурально ли выглядит грязь под ногтями. Не представляю, как он все это в голове держит, – память просто феноменальная. Да на его месте я бы уже давно взорвался, и множество раз!

– Вам удавалось в чем-либо его переубеждать?

– И не раз удавалось. Но, конечно, не в принципиальных вещах. Когда, например, я считал, что надо оптику сменить во время съемки той или иной сцены.

– Оптика – это разве не ваша епархия?

– Не совсем так. У режиссера есть свое ощущение кадра, изображения, он же тоже смотрит кадр. Я не буду спорить, если вижу, что для него важно именно такое решение. Ведь это он автор фильма, а не я, я – второй номер. Он видит не совсем тот фильм, что вижу я, и потому у него право на окончательное решение.

– Мы уже привыкли, что каждый новый фильм Звягинцева – Кричмана – событие. И потому с нетерпением ждем выхода на экраны “Елены”. Слышал, что на этот раз Звягинцев напрямую вышел на современность…

– Ждать осталось недолго – до конца года работа над картиной должна быть завершена. Это не совсем то кино, которое Андрей снимал раньше, и оно действительно современное во всех отношениях – действие происходит в наши дни, а не неизвестно где и когда. Есть в нем и публицистика в хорошем смысле. Есть хорошие диалоги, хорошие актеры…

– Новые для нас?

– Андрея Смирнова представлять не нужно. А Надежда Маркина – известна в основном как театральная актриса, считаю, что Андрей по-настоящему открыл ее для кино.

– По вашим ощущениям, кино получилось?

– Без всяких сомений!

Также в рубрике:

ПОД ЗАНАВЕС

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;