Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 45 (7757) 2 - 8 декабря 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраЕсли выпало в империи родиться…“Круг героев” Бориса Орлова в венском Музее истории искусства Ирина КУЛИК
Выставка замечательного скульптора Бориса Орлова, чьи произведения разместились в залах античной скульптуры венского музея, – шоу, может быть, и не столь масштабное, но не менее остроумное и точное, чем выставка Кунса в Версале. Подобно тому, как американский художник позволил обнаружить ироническое сходство между нынешними, демократическими и китчевыми, и старинными, аристократическими, но отнюдь не более уточненными, представлениями о роскоши, Борис Орлов показывает извечное “коллективное бессознательное” имперского большого стиля, связывающего сталинский ампир с Древним Римом или империей Габсбургов. И хотя Орлова принято числить по ведомству соц-арта, выставка в Вене полностью лишена “этнографичности” – искусство отечественного мастера оказывается куда более универсальным, нежели экзотический советский опыт. Произведения Орлова внедрились во всю анфиладу залов венского античного собрания. Причудливые химеры большого стиля, в которых соцреалистический классицизм скрещивается с русским авангардом, занимают свое место среди мифологических существ древнего мира. Человеко-самолет с крыльями из орденских планок, этакий советский “Икар”, парит над дивной римской мозаикой с изображением лабиринта, построенного Делалом для Минотавра, и на него взирает диковинный четырехглавый Сфинкс. На идеальный бронзовый торс античного атлета со стены взирает монументальная “Спортсменка” с крошечной безликой головкой и титаническим бюстом архаической богини плодородия. Персонажи “Аллеи героев”, матрос в бескозырке с надписью “Аврора” и хоккеист в шлеме ЦСКА, с одинаковыми лицами Цезаря, заняли свои места рядом с подлинными бюстами императоров. Фарфоровые профили Сталина из цикла “Сталинский ампир”, увенчанные, как причудливыми коронами древних деспотов, пышными капителями, рогами изобилия и прочими излишествами сталинской архитектуры, соседствуют с римскими камеями, а отягощенный множеством орденов и медалей на широкой груди, но обладающий лишь рудиментарной головой и оттого похожий на амфору бронзовый “Бюст в стиле Растрелли” отлично вписался в зал с античной керамикой. Как и любая империя, мифическая цивилизация, которую создает Орлов, с историей куда более древней и протяженной, нежели история СССР, была, судя по всему, надолго забыта, а затем открыта вновь. Часть произведений отечественного скульптора выглядит не менее изувеченными, чем обезглавленные и лишившиеся конечностей древние изваяния. Геральдические бюсты покрылись деревянными бляшками-наростами, затянулись, как плесенью, веселеньким хохломским узорчиком, скрывшим супрематическую геометрию орденских планок. Но забвение, как и память, не вечны – и вот уже перед зрителем предстают “Опыты реставрации”, все те же орденоносные “Тотемы” и “Парсуны”, на чьей почерневшей поверхности вновь проступают расчищенные окошечки изначальных цветов. Забвение, порождающее миф, и вспоминание, часто разрушающее легенды, чтобы заменить их порой куда менее красивыми доподлинными фактами, и есть сквозной сюжет выставки Орлова, одновременно демистификатора и мифотворца в отношении как расхожих представлений о советской “империи зла”, так и ленивого и нелюбопытного благоговения перед музейными древностями, которые могут оказаться куда живее, чем нам кажется. Также в рубрике:
|