Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 45 (7757) 2 - 8 декабря 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Если выпало в империи родиться…

“Круг героев” Бориса Орлова в венском Музее истории искусства

Ирина КУЛИК
Вена – Москва


На выставке
Венский “Kunsthistorishes Museum” может похвастаться одним из самых роскошных собраний в мире, в котором есть Вермеер и Арчимбольдо, Дюрер и Кранах, Рубенс и целый зал Брейгеля – включая “Охотников на снегу” и “Вавилонскую башню”. Но исполненные дворцового, или даже оперного, великолепия залы старинного музея открыты и для современного искусства, в том числе и для нашего – выставка Бориса Орлова сделана в рамках совместной программы с московской “Stella Art Foundation”, в прошлом году уже показывавшей здесь экспозицию московских концептуалистов Елены Елагиной и Игоря Макаревича. Для отечественных художников такой выставочный формат особенно выигрышен. Он не только позволяет им сопоставить себя с мировой историей искусства, но и из вечно “загадочного”, как русская душа или советский опыт, объекта комментариев и толкований превратиться в комментаторов и толкователей, объясняющих через универсальный метаязык современности все более и более отдаляющееся от нас наследие прошлого. В классическом музее современный художник оказывается своего рода гидом, способным показать сегодняшней публике старинное искусство живым и очищенным от патины. Что порой раздражает тех ревнителей традиции, для которых искусство минувших эпох важно только как повод упрекнуть современность – вроде тех французских консерваторов монархического толка, что выступали против выставок Джеффа Кунса и Такеши Мураками в Версале.

Выставка замечательного скульптора Бориса Орлова, чьи произведения разместились в залах античной скульптуры венского музея, – шоу, может быть, и не столь масштабное, но не менее остроумное и точное, чем выставка Кунса в Версале. Подобно тому, как американский художник позволил обнаружить ироническое сходство между нынешними, демократическими и китчевыми, и старинными, аристократическими, но отнюдь не более уточненными, представлениями о роскоши, Борис Орлов показывает извечное “коллективное бессознательное” имперского большого стиля, связывающего сталинский ампир с Древним Римом или империей Габсбургов. И хотя Орлова принято числить по ведомству соц-арта, выставка в Вене полностью лишена “этнографичности” – искусство отечественного мастера оказывается куда более универсальным, нежели экзотический советский опыт.

Произведения Орлова внедрились во всю анфиладу залов венского античного собрания. Причудливые химеры большого стиля, в которых соцреалистический классицизм скрещивается с русским авангардом, занимают свое место среди мифологических существ древнего мира. Человеко-самолет с крыльями из орденских планок, этакий советский “Икар”, парит над дивной римской мозаикой с изображением лабиринта, построенного Делалом для Минотавра, и на него взирает диковинный четырехглавый Сфинкс. На идеальный бронзовый торс античного атлета со стены взирает монументальная “Спортсменка” с крошечной безликой головкой и титаническим бюстом архаической богини плодородия. Персонажи “Аллеи героев”, матрос в бескозырке с надписью “Аврора” и хоккеист в шлеме ЦСКА, с одинаковыми лицами Цезаря, заняли свои места рядом с подлинными бюстами императоров. Фарфоровые профили Сталина из цикла “Сталинский ампир”, увенчанные, как причудливыми коронами древних деспотов, пышными капителями, рогами изобилия и прочими излишествами сталинской архитектуры, соседствуют с римскими камеями, а отягощенный множеством орденов и медалей на широкой груди, но обладающий лишь рудиментарной головой и оттого похожий на амфору бронзовый “Бюст в стиле Растрелли” отлично вписался в зал с античной керамикой.

Как и любая империя, мифическая цивилизация, которую создает Орлов, с историей куда более древней и протяженной, нежели история СССР, была, судя по всему, надолго забыта, а затем открыта вновь. Часть произведений отечественного скульптора выглядит не менее изувеченными, чем обезглавленные и лишившиеся конечностей древние изваяния. Геральдические бюсты покрылись деревянными бляшками-наростами, затянулись, как плесенью, веселеньким хохломским узорчиком, скрывшим супрематическую геометрию орденских планок. Но забвение, как и память, не вечны – и вот уже перед зрителем предстают “Опыты реставрации”, все те же орденоносные “Тотемы” и “Парсуны”, на чьей почерневшей поверхности вновь проступают расчищенные окошечки изначальных цветов.

Забвение, порождающее миф, и вспоминание, часто разрушающее легенды, чтобы заменить их порой куда менее красивыми доподлинными фактами, и есть сквозной сюжет выставки Орлова, одновременно демистификатора и мифотворца в отношении как расхожих представлений о советской “империи зла”, так и ленивого и нелюбопытного благоговения перед музейными древностями, которые могут оказаться куда живее, чем нам кажется.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;