Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 48 (7760) 23 декабря 2010 года - 12 января 2011 года 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Краски мира

Голос парижских улиц

К 95-летию cо дня рождения Эдит Пиаф

Подготовили Екатерина БЕЛЯЕВА
Ульяна БИКБАУ-РЭШ
Фото авторов


Памятник Э.Пиаф на площади Эдит Пиаф
Юбилеи бывают разные – громкие, помпезные или тихие, семейные. Иногда это не зависит от гения юбиляра. Трудно сказать, каким образом через пять лет во Франции будут отмечать юбилей одной из ее самых любимых дочерей – Эдит Пиаф. Скорее всего, устроят выставку в мэрии – с бесплатным посещением для всех желающих, с минимальным количеством предметов, принадлежавших певице, и изобилием голоса Пиаф, записанного на пластинки. Что-то подобное уже проходило в мэрии к 40-летию со дня смерти парижского “воробушка” в 2003 году. На выставке совсем нечего было смотреть – только плохого качества черно-белые фотографии, увеличенные до циклопических размеров, но атмосферу все-таки удалось создать за счет все тех же песен, звучавших в разных залах. Посетитель как бы совершал путешествие во времени вместе с Эдит, с ее голосом, который был и остается символом Парижа. Именно голос и дух, а не сама Пиаф, ибо материальных свидетельств ее жизни в Париже практически нет. И дело не в том, что ничего не сохранилось, что потомки были невнимательны к ее памяти, и не в том, что она оставила какое-то особое завещание. Она только любила повторять, что живет исключительно в песне, как только перестанет петь – сразу умрет. В ее случае слова стали пророческими. Пиаф продолжает жить в песне, которая звучит на улицах Парижа, в ушах романтически настроенных его жителей и туристов со всего мира. Парадоксальным образом “звучит” сегодня Пиаф не там, где звучала когда-то. История все перевернула, обратила вспять. Мифология вышла из-под контроля, но XXI век запустил новую версию Пиаф, и она интересная. К 95-му дню рождения певицы, не дожидаясь 100-летнего юбилея, мы решили опубликовать небольшой авторский путеводитель по “официальным” местам Пиаф в Париже с живыми наблюдениями о том, какое значение эти места имеют в повседневной парижской жизни.

Началась Эдит Пиаф с Менильмонтана – пролетарского района на востоке столицы. Место удалено от центра так же, как и Монмартр, но менее романтичное, более убогое и совсем не поэтическое, хотя и не такая рабочая окраина, как окрестности близлежащих Порт де Лила, воспетых в фильме Рене Клера. Итак, Эдит Джованна Гасьон, будущая Эдит Пиаф, родилась на ступеньках дома номер 72 по улице Бельвиль, что в 20-м округе. Об этом рассказывает потемневшая и раскрашенная граффити табличка со словами “На ступеньках этого дома 19 декабря 1915 года в большой нужде родилась Эдит Пиаф, голосу которой суждено было впоследствии перевернуть мир”. Разглядеть табличку крайне сложно, так же как и синюю керамику портрета Пиаф с отколотым уголком. Сама улица Бельвиль, небольшая, но оживленная, изобилует арабскими, индийскими и китайскими кафе и магазинчиками. Прохожие одеты в африканском стиле. Встретить здесь человека с фотокамерой – большая редкость, поэтому толпа любопытных немедленно устремляется за фотографом, и с удивлением люди обнаруживают, что живут рядом с домом, где родилась великая Пиаф. Впрочем, информацию с мемориальной доски биографы певицы считают мифической, потому что, согласно официальным документам, Эдит Гасьон родилась в респектабельном госпитале Тенон, расположенном неподалеку от квартиры ее родителей на рю Бельвиль и от мэрии округа. Здание госпиталя уцелело, и в нем и по сей день располагается крупный медицинский центр.

Дом на улице Бельвиль

С восьми лет Эдит начала петь – она работала вместе с отцом-акробатом на площадях в разных уголках Парижа. Потом ее заметили, пригласили петь в кабаре “Жуан-ле-Пен”, и следом – в кабаре “Жернис” на Елисейских Полях. Владелец “Жернис” Луи Лепле нашел свою будущую звезду распевающей песни на углу авеню Мак-Маон и улицы Труайон.

Юная певица правильно поступила, выбрав для своего уличного пения один из самых роскошных парижских кварталов, в двух шагах от Елисейских Полей и виднеющейся справа Триумфальной арки. Это место не изменило своего облика по сей день, и его стоит считать одним из самых важных “форпостов”, сыгравших определенную роль в карьерном росте Пиаф.

В “Жернис” она начала выступать со своей программой и с аккомпаниатором. Именно здесь она приняла решение взять псевдоним Пиаф, что на жаргоне означало “маленькая птичка”. Пиаф пела и в цирке “Медрано”. От большинства этих увеселительных заведений, так популярных в 30-е годы прошлого века, не осталось даже зданий, как и от самого знаменитого парижского мюзик-холла “АБС” на Больших бульварах, где много работала Пиаф. О выступающих в “АБС” писали журналисты, и после дебюта Пиаф в этом престижном зале появилась статья о рождении во Франции великой певицы. Мюзик-холл пережил войну, но от былой популярности не осталось и следа – в 1965 году здесь открыли кинотеатр, а в 1981-м здание снесли.

Во время оккупации Эдит много выступала в лагерях для военнопленных на территории Германии. Она внесла свою лепту в дело победы – любимая равно своими и немцами, она фотографировалась с ними на память, а потом использовала фото немцев для изготовления фальшивых паспортов для французов (она же их и передавала, когда возвращалась в лагерь выступать). После войны Пиаф, уже всемирная знаменитость, отправилась с гастрольными турне сначала по Греции, а затем по США. В Нью-Йорке она познакомилась с французским боксером Марселем Серданом, и начался их трансатлантический роман. А после того как Сердан погиб в авиакатастрофе, направляясь к ней в Нью-Йорк, оборвалась нить, связывающая Эдит с жизнью. Она впала в тяжелую депрессию, из которой выходила, только когда находилась на сцене и пела. При этом популярность Пиаф не только не идет на спад, наоборот, ее приглашают выступать в самых престижных залах Парижа. В январе 1950 года ей предстоял сольный концерт в зале “Плейель”, о котором газеты после отзовутся, как о “встрече песен улицы в храме классической музыки”. И снова гастроли по Франции и по Америке. Последней сценой, где Пиаф слушали тысячи зрителей, был концертный зал “Олимпия” – она выступала там с 1958-го до самой смерти в 1963 году. Было еще одно необычное место, где довелось выступить Пиаф. 25 сентября 1962 года Эдит пела с высоты Эйфелевой башни по случаю премьеры фильма “Самый длинный день” свои главные хиты: “Нет, я ни о чем не жалею”, “Толпа”, “Милорд”, “Ты не слышишь”, “Право любить”.

В баре “Эдит Пиаф”
Последние десять лет Пиаф жила в роскошном собственном особняке на бульваре Ланн в престижном 16-м округе. На доме номер 67 присутствует мемориальная доска со словами: “Этот дом приютил великую певицу и стал ее последним пристанищем. Эдит Пиаф. 1953 – 1963 гг.”. Квартира Пиаф находилась на первом этаже. Это очень элегантное место: много зелени, а вдалеке виднеется Эйфелева башня.

Похоронили Пиаф на кладбище Пер-Лашез. “Воробушек” вернулся туда, где родился, – в район Менильмонтан, на восток Парижа. Ее могила – одна из самых посещаемых, всегда кто-то спрашивает: “Как пройти к Пиаф?” А после биографического фильма Оливье Даана “Жизнь в розовом цвете” с Марион Котийяр в роли Пиаф, еще больше людей хотят посетить захоронение.

На самом деле рядом с Пер-Лашез есть еще два “официальных” места, уже специально посвященных Пиаф, но сюда туристы не доходят. Во-первых, это маленькая уютная площадь, названная в честь Эдит Пиаф. На площади в 2003 году по инициативе мэрии округа установили памятник (скульптор Лизбет Делиль). Цоколь статуи “украшают” неизменные граффитти, а золотые буквы с именем певицы наполовину испарились. Получается “Эдит ...аф”. На углу площади Пиаф и улицы де ля Пи расположен бар “Эдит Пиаф” с изображениями певицы на витринном стекле. Бар крошечный даже по парижским мерками – 3 – 4 столика. На стенах – многочисленные фотографии Пиаф и Марселя Сердана. Музыка в баре звучит обычная – джазовая или арабская. Завсегдатаи заведения – пожилые мужчины, жители квартала, сошедшиеся за бокалом вина, чтобы обсудить мировые проблемы. Понятно, что о Пиаф они не вспоминают. Да и Пиаф никогда здесь не бывала, зато однажды заглянул сын Сердана – после церемонии открытия памятника… Но с официальными “адресами” такое случается, фанаты Пиаф предпочитают вспоминать свою любимицу на набережных Сены, возле лавок букинистов или в других центральных местечках, упомянутых в нетленных песнях Пиаф, нежели тащиться на окраину города, почти к кольцевой автодороге, чтобы посетить безлюдные, но полные очарования уголки.

И, во-вторых, это Музей Пиаф. Он был организован усилиями друзей певицы, которые выкупили квартирку в районе Менильмонтана (точный адрес музея: 5, rue Crespin du Gast) и собрали многочисленные фотографии и портреты Эдит, ее платья, письма, книги, афиши, немного мебели, пластинки, несколько раритетов вроде боксерских перчаток Сердана. Вход в музей – бесплатный, но только с экскурсией. Здесь можно послушать любую композицию Пиаф – под скрип винтажного граммофона.

Также в рубрике:

КРАСКИ МИРА

ВСЕ ОБО ВСЕМ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;