Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 48 (7760) 23 декабря 2010 года - 12 января 2011 года 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Под занавесВИКТОР КУДРЯВЦЕВ: Медведи очень похожи на меняБеседу вел Дмитрий ЕРУСАЛИМСКИЙ
Виктор КУДРЯВЦЕВ – дрессировщик медведей, народный артист России. Вместе с женой, заслуженной артисткой России Ольгой Кудрявцевой, он обучает своих питомцев уникальным трюкам. Например, Степан, один из его медведей, катается по манежу на настоящей машине. У него даже есть права, врученные ему в эфире “Первого канала” генералом милиции Лукьяновым. Сейчас Виктор Кудрявцев участвует в юбилейной программе Цирка на Цветном бульваре под названием “Уже 130!” – Цирк для зрителя – это всегда воспоминания о детстве. А профессионал манежа мальчишкой грезил цирком? – Я родился в центре Москвы, жил на Ленинградском, возле стадионов Юных пионеров и “Динамо”. Хоть цирковое училище тоже было неподалеку, я грезил спортом… Соседями по дому были три великих для пацанов той поры человека – гимнаст Михаил Воронин, легкоатлет Владимир Куц и клоун Олег Попов. Каждый из них повлиял на меня – благодаря Куцу я бегал вокруг стадиона, благодаря Воронину занялся гимнастикой и даже стал чемпионом Москвы. А Олегу Попову я завидовал – на какой красивой машине человек подъезжает, видит мир, елки-палки. Во многом из-за этого пошел в цирковое училище. А может, на мой выбор повлияла небольшая роль, которую я сыграл в фильме “Королевство кривых зеркал”. Я увидел великих актеров и тоже захотел стать заметным. После окончания училища мы попали в команду Карандаша. Поехали в Воронеж, где была моя первая премьера как артиста. Тогда я был акробатом. И все шло замечательно. Но – судьба: получил тяжелейшую травму, компрессионный перелом позвоночника, и врачи запретили мне работать в цирке. – То есть дрессура – это вынужденная смена профиля для циркового?
– В юности я прочел “Двух капитанов” Каверина, и фраза “Бороться и искать, найти и не сдаваться” осталась моим лозунгом на всю жизнь. После травмы я лечился два года, поступил в ГИТИС на кафедру экономики и организации театрального дела по специализации “цирковое искусство”. То есть из меня готовили, как это сейчас называется, менеджера. Проучился там год, но меня тянуло на манеж. Не помню, кто мне посоветовал обратить внимание на животных, но в советское время стать дрессировщиком было чрезвычайно сложно – нужно было или быть “из династии”, или окончить специальные курсы при Министерстве культуры СССР. Я попал на эти курсы и два года проходил стажировку по разряду хищников. – Почему именно медведи? – Я решил, что медведи очень похожи на меня – такие же смелые, такие же ловкие… В те годы номеров с медведями и так было много – 60 – 70 во всех цирках СССР. (Это сейчас их осталось 10 – 12.) И мне сказали: “Ты должен сделать что-то, чего не делал никто”. Каверинские “Два капитана” мне очень помогли. Я носился за медведями по таежным поселкам, искал брошенных медвежат через комсомольские организации и знакомых. Так я нашел первых трех своих медведей, с которыми прожил год в гостинице в Рязани. Ни клеток не было, ничего. Жил с ними один, учился, ходил с медвежонком в человеческую зубную поликлинику. Врачи обалдели. Поликлиника остановила свою работу – всем было интересно, как будут лечить зуб медведю и какой доктор на это решится. – И вам, конечно, совсем не было страшно жить с медведями? – До сих пор каждый медвежонок первый год живет у меня в квартире. Благодаря этому я точно знаю, когда они встают, к чему предрасположены, что любят или не любят делать. Чтобы привить животному любовь к человеку, нужно самому полюбить животное, излучать эту любовь. – Откуда у вас появляются медведи? – У каждого из них своя история. Белку я забрал у браконьеров. Даже не браконьеров, а тех людей, которые учат собак охотиться на диких зверей. Была Белая, назвал Белкой. Майку я забрал из пионерского лагеря, где мне сказали: “Не заберешь – придется усыплять”. Назвали Майкой потому, что в лагерь она попала в мае. Мишка – тут понятно, почему так назвали – просто бегал по таежному аэродрому, как человек. Сказали “Забирай, смотри, какой талант”. Действительно талантом оказался.
Каму привели на бельевой веревке со словами: “Удушим. Все побил, гадина”. Тупая была, просто тупая, хотели уже списывать, в зоопарк отдать, куда угодно. Жена уговорила потерпеть еще немного. А однажды в Израиль поехали, солнце, что ли, припекло, и мозги зашевелились – теперь крутит хула-хупы. Кобырзу в обувной коробке принесли Юрию Никулину, Дашку и Степана – мне, в спортивной сумке. Оба раза охотились на медведицу и не знали, что у нее медвежата. С тем, кто Степана и Дашу принес, мы потом стали друзьями. Когда Степан научился водить машину и стал самым знаменитым медведем в России, тот охотник сказал, что ружье на стену повесил. И для меня не было большей благодарности. Микки досталась от студентов. Они взяли в Петербурге у лесника медвежонка для фотосессии, а потом девать было некуда. За все годы работы купил только одного медвежонка – в передвижном зоопарке. – Вы сказали, вашей задачей было сделать то, чего не делал никто. Насколько это получилось? – То, что мы воплотили на манеже, до сих пор делают немногие. А некоторые трюки можно увидеть только у нас. Мы единственные исполнители в мире, у которых медведи катаются на настоящем автомобиле, ездят на ренских колесах, крутят хула-хупы… Я однажды случайно услышал, как одна артистка, которая крутит хула-хупы, просила переставить ее номер в другое отделение: “Я не могу работать за Кудрявцевым – если медведь крутит хула-хупы, то что я должна делать?” Это та мысль, которую я хотел бы пробудить у зрителя – если это делает медведь, на что же способен человек? – То есть ваша главная цель как артиста – помочь людям поверить в себя? – Не только. Еще я надеюсь, что, увидев моих медведей, кто-то подумает: “Да не возьму я больше никогда это ружье, не пойду ни на белку, ни на волка, ни на медведя. Пусть живут себе в берлоге”. А кто-то задумается, что заповедники должны оставаться заповедниками, а не местами для туристов – медведям и многим другим животным, чтобы размножаться, нужны дом и уединение. А знаменитый номер, в котором медведи ездят на машине, появился еще по одной причине. Некоторые иностранцы считают, что у нас медведи ходят по улицам. Так вот, я хотел, чтобы они знали: у нас медведи ездят на автомобиле. И, хотя мне в Японии предлагали поменять российскую “Ниву” на японский “Ниссан”, я отказался. Во-первых, это подарок, а во-вторых, я – представитель России. Когда мы выступаем перед иностранцами, они кричат не “Браво, Кудрявцев” и не “Браво, медведи”. Они кричат: “Браво, Россия!” Для меня это очень важно. Кстати, в мире очень многие, увидев медведя на “Ниве”, решили купить себе автомобили той же марки. – Гастроли в России “Цирка дю Солей” стали событием. Было желание кричать: “Браво, Канада!” – У меня “Дю Солей” вызвал двойственное чувство. С одной стороны я, конечно, восхищаюсь их искусством. А еще этот цирк показал, что даже инвалид может быть артистом. У них выступает парень с церебральным параличом, который не может ходить, но он артист и буквально живет на сцене. Но с точки зрения нашего цирка и нашей культуры, “Дю Солей” – это скорее шоу с элементами циркового искусства, а не традиционный цирк. К тому же я, бы больше приветствовал гастроли “Цирка дю Солей” в России, если бы состоялись аналогичные гастроли Цирка Никулина в Америке и Канаде. Настоящего русского цирка. Сейчас осталось всего несколько стран, в которых мы постоянно выступаем – Япония, Китай… Сейчас Максим Никулин борется за то, чтобы мы выступили во Франции, я там лет двадцать, наверное, не был… Вот недавно и американские студенты попросили Президента Д.Медведева привезти что-то, что их удивит. У них есть все. Но русский цирк их действительно удивил бы. Вообще цирк, как и кино, – пропаганда культуры страны. По цирковым выступлениям о стране могут судить. – Последнее время часто говорят, что можно дрессировать животное, не прибегая к насилию. Это правда? – Человек должен укротить животных, чтобы они служили ему, об этом даже в Библии сказано. Об этом сейчас немногие знают, но заслуга Дурова не только в исполненных им сатирических произведениях, но и в том, какой вклад он внес в изучение животных. К нему приходили и Сеченов, и Павлов, он заложил основы учения об условных и безусловных рефлексах. Раньше артистов, работающих с животными, называли укротителями, они выходили на арену с огромными палками и вилами, как гладиаторы, и действительно “укрощали” животных. Сейчас к зверям относятся по-другому. Если с ними обращаются жестоко, это сразу видно, когда они выходят на манеж. Один директор зоопарка однажды сказал мне: “Никогда не подходил ни к одному цирковому артисту, а к вам подойду. Я никогда таких ухоженных медведей не видел, даже у себя”. Это было очень приятно слышать. – А та небольшая палка, которую вы держите в руках во время номера? Понимаю, она мало напоминает вилы укротителей, но в чем ее применение? – Это пустая дюралевая палочка, которой невозможно нанести зверю травму. Просто продолжение руки, позволяющее хоть как-то защититься самому дрессировщику. Все-таки у животных когти размером с мой палец, и я не знаю ни одного дрессировщика, которого ни разу не кусали и не царапали. Я всегда говорил, что цирковое животное – самое счастливое животное в мире. У них есть круглосуточный уход, свое помещение, своя постель, свой врач. Все происходит под контролем ветслужбы и дрессировщика. А сами дрессировщики – профессионалы. Я, конечно, говорю не о так называемых “зооцирках”. Очень важно понять, что это передвижные зверинцы, комплектуемые непрофессиональными артистами, и все это отношения к цирку не имеет. Самое неприятное, что часто непрофессионалы выступают, прикрываясь различными брендами, в том числе якобы от имени Цирка Никулина. Кстати, сейчас мы поднимаем вопрос, что наше здание должно носить имя Юрия Владимировича. – А разве?.. – На данный момент существует только компания под названием “Московский цирк Никулина на Цветном бульваре”, арендующая здание цирка. И даже памятник, стоящий перед входом, установлен не на деньги из бюджета Москвы, а на средства артистов цирка. Мы уверены, что в канун 90-летия со дня рождения Никулина само здание должно получить его имя. Поэтому мы отправляем уже второе обращения на имя Дмитрия Анатольевича Медведева с такой просьбой. P.S. Через несколько дней после интервью по Интернету пронеслась новость, что во время репетиции одна из медведиц, по имени Прима, ранила Кудрявцева, поцарапав ему правую щеку и веко. Но, как рассказал сам Кудрявцев, рана не заставила его пропустить ни одного выступления: “Добежал до медпункта, вытер кровь, отряхнулся, отработал, потом “скорая помощь” меня отвезла, зашили, и со следующего дня выступаю как обычно. Это наша работа, елки-палки. Мы же не удивляемся, что у шахтера, оказывается, профессия опасная”. Также в рубрике:
|