Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 1 (7761) 13-19 января 2011 года 2011г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Венецианский карнавал

Бенефис Марии Александровой в ГКД

Александра ГЕРМАНОВА
Фото автора


Сцена из спектакля “Петрушка”
Все-таки Москва благословенный город! Столько возможностей открывается перед творческими людьми – стоит им только захотеть. Где еще можно так широко развернуться, в каком другом городе? Служить балериной в Большом театре тоже хорошо – на то он один из самых больших в мире. Но Большой театр – большие амбиции. Марии Александровой вот и Большого театра мало, чтобы реализовать свой творческий потенциал. В ее балеринском репертуаре весь список классических балетов наследия – даже Аврора из “Спящей красавицы” с этой осени там присутствует, все премьеры и возобновления в Большом театре всегда шли при участии Александровой. Не получилось у нее с Форсайтом в декабре – не беда, потом получится, если будет нужно.

А балетов Фокина, сделанных для “Русских сезонов”, ей на самом деле не хватало. Она, например, не танцует “Шехеразаду”. Снова вспоминаем о большой и емкой Москве. Здесь работает Андрис Лиепа, всегда готовый подхватить все ваши чаяния по поводу “Русских сезонов” и осуществить. Андрис – человек деловой и креативно мыслящий: услышал, что Маша расстроена из-за Форсайта, и тут же предложил ей интересный контракт – станцевать в его проекте “Русские сезоны. XXI век” Петрушку сначала в Кремле, потом в Париже. Опять же сенсация – балерина выйдет в партии, в которой блистали великие танцовщики XX века от Нижинского до Нуреева. Идея участия Александровой в “Петрушке” в заглавной партии разрослась до бенефиса балерины в ГКД с труппой Кремлевского балета. Она солировала в трех отделениях – в “Петрушке”, “Жар-птице” и “Болеро”, при этом оба балета, кроме “Жар-Птицы”, которую Мария успела станцевать в Париже, были для нее премьерами: как великая богиня она показывала свои разные ипостаси.

Понятно, что в фокусе был “Петрушка”, и не балет в целом, а Александрова в частности. Кремлевская труппа, кстати, танцевала на редкость аккуратно и старательно – грамотная репетиторская работа самого Лиепы была, как обычно, заметна. Александрова выделялась на фоне прилежной труппы полным несоответствием эстетике Фокина и традиции Нижинского – намеренно, естественно. Чудесный грим, словно из японского фильма, “куклы”, свисающие, как рукава у пациента клиники для душевнобольных, варежки – она их так и не натянет на ладони для финального монолога, когда умирающий Петрушка у иного исполнителя бойко перебирает ручками. Для Петрушки “написано” не очень много па – больше движений руками, чем прыжков и батманов. Но в Александрову словно Арлекин вселился – герой комедии дель-арте, венецианский масочный персонаж – веселый и задорный: кидает батманы во все стороны, размахивает руками. Будто буйнопомешанный, Петрушка выплескивает наружу скопившуюся в нем энергию. Балерина и Арап – герои не его романа, они его не интересуют, он ищет своих потерявшихся товарищей по театру дель-арте. Ни о какой любви к балерине или ненависти к Арапу и речи быть не может, проблема этого Петрушки – глубоко экзистенциальная. В финале на площади, когда простые люди обступают со всех сторон Петрушку, он вдруг понимает, что мир его театра рухнул, что он останется там, где он есть, и “в холодном сгорит Петербурге холодное сердце его”, а прекрасная солнечная Венеция будет ему только сниться.

После мощного Петрушки в роли Жар-птицы особых находок не нашлось, но смотрелась Александрова в красной пачке и огненных перьях выразительно. “Жар-птица” стала своего рода классической, пуантовой интермедией между первым и вторым неклассическими актами. А в “Болеро” Брониславы Нижинской Александрова расставила совсем иные акценты, чем первая исполнительница в России – Илзе Лиепа. Первая играла в неприступную одиночку, сводящую с ума мужчин одним своим царственным видом и потом снова уходящую в себя. Александровой тема недотроги оказалась не по нраву, она с удовольствием сыграла в роковую женщину, которая заводит толпу, танцуя и между делом присматривает себе симпатичного и бравого партнера, с которым можно будет провести остаток вечера в таверне. Такой интриги хоть и не предусмотрено у Нижинской, но она легко вычитывается, так как зритель больше любит, когда ему рассказывают простые и понятные истории из жизни, чем загадывают сложные загадки.

Впрочем, “Петрушке” загадочность пошла на пользу – этому балету простота не к лицу. Его гениальность очевидна только тогда, когда исполнителю есть что сказать. Пусть и очень странные вещи.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;