Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 3 (7763) 27 января - 2 февраля 2011г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Под занавесНАТАЛЬЯ ЛЕДОВСКАЯ: О том, где находится Музыкальный театр, узнала только в день просмотраБеседу вела Елена ФЕДОРЕНКО
Она предана одному театру, в труппу которого пришла сразу по окончании балетной школы. Еще будучи ученицей хореографического училища, стала лауреатом Международного конкурса артистов балета в Варне, где выступала в дуэте со своим одноклассником Владимиром Малаховым. Спустя четыре года дуэт Натальи Ледовской и Айдара Ахметова победил на Международном балетном конкурсе в Италии. В творчестве она живет с редким достоинством – без пиарподдержки и саморекламы, легка на подъем и рискованные повороты судьбы (дважды стать мамой и быстро вернуться на сцену, не растеряв ни техники, ни обаяния, – тоже редкость для балетной примы). Наталья Ледовская нужна своему театру и бесконечно любима зрителями. – Лет десять назад в Якутске слышала, как после вашего выступления зрители скандировали: “Наташа – наш алмаз”. Вы оттуда родом? – Семья переехала в Якутию, когда мне было три года. Первые воспоминания связаны с поселком Мохсоголлох, откуда в девятилетнем возрасте я уехала в училище, а родители там еще долго оставались. – Как же попали в балет из вечной мерзлоты? – В Якутск приехала комиссия из Московского хореографического училища – в советские времена по республикам набирали группы детей. Конечно, то, что приезд комиссии совпал с моим подходящим для начала занятий балетом возрастом, – удача, тем более что, на моей памяти, столичные педагоги в Якутию не приезжали. Правда, сначала меня не приняли, но потом, к счастью, обнаружили “недобор”, и второй экзамен я уже выдержала. – У кого вы учились в балетной школе? – Первые три года классику у нас вела Шида Тагировна Мубарякова, она пришла в училище из башкирского ансамбля “Бохор”, была стажером, ей Софья Николаевна Головкина и отдала якутских девочек, наверное, подумав, что если она не справится, то ничего страшного не произойдет, позже более опытные педагоги смогут доучить. Мубаряковой же надо было доказать, что она может учить, и она с нами занималась очень серьезно, каждого “выкручивала”, провела через школу мужества и дала крепкие азы и настоящую боевую закалку. В средних классах мы попали в руки Наталии Николаевны Кузьминой, которая оказалась совсем другой – мягкой, артистичной, прививала артистизм и нам. Тогда я танцевала в “Коппелии” куколку, и она хотела, чтобы я чувствовала себя на сцене не ученицей, а, пускай и маленькой, балериной. Оберегала меня, словно я – одуванчик, приносила реснички, показывала, как их приклеивать. Ну, а выпускалась я у Галины Константиновны Кузнецовой, это она сделала из меня балерину. Мне очень повезло с педагогами. – Кто был вашими одноклассниками? – Из девочек вы вряд ли кого-то знаете, они быстро перестали танцевать, зато среди мальчиков – одни знаменитости: Володя Малахов, Леша Ратманский, Гена Янин, Айдар Ахметов. Все стали руководителями. Мы все были интернатскими детьми, причем Ратманский, Янин, Малахов жили в одной комнате. Дружила я исключительно с ними, с первого класса. Леша Ратманский тогда уже ставил, ребята танцевали, а я была их зрителем, хлопала и кричала: “Бис! Давайте еще!” После уроков вместе делали домашние задания под присмотром воспитательницы, которую просили отпустить нас в музыкальный класс. Но там, конечно, занимались не музыкой, а разыгрывали спектакли, причем драматические, и чаще всего – из жизни королей. Было весело и интересно. – А Ратманский для вас что-нибудь ставил? – Когда он поступал в ГИТИС, то поставил нам с Геной Яниным дуэт. Но на экзамене мы номер провалили, потому что Гена не смог меня поднять в поддержку, а она была в самом начале, и дальше мы прохохотали все оставшееся время. Потом просили у Леши прощения. – Он обиделся? – Нет, понял, почему нам стало так смешно. Номер был очень забавный, у Леши всегда хореография с юмором, с таким веселым отношением артистов к персонажам. В институт его приняли, естественно. Он ставил всегда очень много и вообще был необычным мальчиком: его любимым мультиком был “Ежик в тумане”, а мы-то в свои десять лет еще и понять не могли, о чем там речь. – Вы сразу попали в Музыкальный театр? – Дмитрий Брянцев увидел меня на третьем курсе, я ему понравилась, но я была без московской прописки и оказалась перед выбором – либо Одесский театр, либо Театр Станиславского и Немировича-Данченко в Москве. Разгорелась борьба. Перед распределением мне советовали: “Подписывай Одессу, а если Дмитрий Александрович сделает прописку, то вернешься”. Но тут вмешалась Софья Николаевна Головкина, которой я очень благодарна: “Нет, она останется в Москве, а если Брянцев не сделает ей прописку, то она всегда сможет уехать в Одессу”. – Вы были инфантильны или все-таки знали, что Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко – особый, со своими традициями? – Скажу честно, я даже не знала, где этот театр находится, хотя училищные дети и были заняты в репертуаре Большого и Театра Станиславского. Я была лучшей ученицей и танцевала только в спектаклях Большого. Однажды нас отпустили из интерната в Театр Станиславского на премьеру балета “Оптимистическая трагедия”, но вместо того, чтобы отправиться на спектакль, мы пошли в кафе. Поэтому о том, где этот театр находится, я узнала только в день просмотра. – А какая ведущая партия оказалась в вашем репертуаре первой? – В театре еще никто не знал, кто такая Ледовская, как на доске расписаний появилась моя фамилия. В октябре начался мой первый сезон, а уже в ноябре театр уезжал на гастроли по Индии. В Москве должны были идти “Франческа да Римини” и “Вечерние танцы”, и мы с Михаилом Вольевичем Крапивиным приступили к репетициям. Через месяц я станцевала эти балеты. Так все и пошло: каждый год по две-три сольные премьеры. – То есть в кордебалете вы не стояли? – Еще как! Лет пять стояла. Это был тяжелый период: была занята в кордебалете всех спектаклей и вечером, когда массовые репетиции заканчивались, готовила ведущие партии. Сил оставалось уже мало, но так и работала. Танцевала сольные роли и кордебалет не бросала. – С какими педагогами репетировали в театре? – Сначала работала с Маргаритой Сергеевной Дроздовой, Татьяной Николаевной Легат, потом с Натальей Николаевной Крапивиной, она и сейчас мой педагог. – В вашем репертуаре роли удивительно разноплановые, что встречается нередко. Но и критики, и зрители обычно предпочитают в портрете балерины либо лирические образы, либо, напротив, темпераментные. Вас же высоко ценят и за бравурную Китри, и за романтическую Жизель – партию, которую вы получили достаточно рано. – Когда я пришла из училища, ко мне словно ярлык приклеилось амплуа – инженю. Быть может, потому что я еще ученицей танцевала “Тщетную предосторожность”. В театре мне предложили станцевать этот же балет, но я всеми силами сопротивлялась. Мне нужно было преодолеть амплуа, доказать, что я могу быть драматической актрисой. Никто в это не верил. “Жизель” я получила через четыре года, и все говорили: “Зачем ей дали классику? Это же не ее!” Всем казалось, что я такая поверхностная, с лукавой улыбочкой, без нутра, без души. – Все изменила Жизель? Вас назвали лучшей московской Жизелью сразу после премьеры, многие и сейчас так считают. Меняется ли ваша героиня? – Были еще “Дама с камелиями”, чуть позже – “Эсмеральда” и “Ромео и Джульетта”. Тогда все поняли, что я не только инженю, и репертуар сложился разноплановый. А с Жизелью мне повезло, потому что я готовила ее с Татьяной Николаевной Легат, хранительницей заветов петербургской школы. Она занималась каждым пальчиком, каждым поворотом головы, не говоря о технике. Первый выход Жизели из двери домика мы репетировали больше часа. Меняется ли моя Жизель? Наверное. Со временем мы многое понимаем и многое переживаем. Весь “жизненный багаж”, конечно, подключаешь к образам. Умышленно ничего не меняю, просто слушаю музыку и живу в образе так, как чувствую, в соответствии с тем, что есть в душе. Важно, чтобы там было что-то. Знаете, иногда смотришь: хорошая девочка, материал классный, но пустая. Ей можно многое говорить, но она не понимает. Не чувствует. Жизель я чувствую. – Можете назвать три любимые роли? – Давайте – четыре. Первая – Эсмеральда, это не обсуждается. Далее – Жизель, Джульетта, Китри. – Роль Эсмеральды – коронная в судьбах знаменитых балерин: Матильды Кшесинской, Ольги Спесивцевой, Елены Люком, Татьяны Вечесловой, Виолетты Бовт. Вы продолжили этот легендарный ряд, а недавно станцевали юбилейную “Эсмеральду” Бурмейстера – программный спектакль для вашего театра. Роль сложна актерски не меньше, чем по хореографии. Как вы входили в этот мир? – Мне повезло и в этом: познавала хореографию Бурмейстера через своих педагогов, которые с ним работали. Они как раз не говорили о своем видении, а рассказывали, чего хотел и что ставил Владимир Павлович. Было приятно, когда после спектакля и жена, и дочь Бурмейстера в один голос сказали: “Если бы Владимир Павлович был жив, то испытывал бы счастье видеть в труппе такую балерину. Получилось то, что он хотел”. – А что он хотел? – Чтобы Эсмеральда была разной – и по пластике, и по характеру. Чтобы образ развивался: от беззаботной девчонки, в которой только просыпается женское начало, до трагической героини, которая прошла через муки. Чтобы во всех состояниях героиня была естественной и органичной. – Отличается ли новая редакция “Эсмеральды” от предыдущей? – Редакция не изменилась. Были опасения, что с возобновлением первоначальных декораций может потеряться сама индивидуальность спектакля. Но, к счастью, Валерий Левенталь, потрясающий художник, нашел золотую середину – исторические декорации под его рукой словно дали новое дыхание старому спектаклю. Думаю, что наша “Эсмеральда” не устареет никогда. Она – наша классика, как “Лебединое озеро”. Я танцевала премьеры трех возобновлений этого балета, и для меня они были разные – не по танцам, а по внутреннему содержанию. Одно дело, когда я была еще девчонкой, другое – когда нынче уже столько переживаний за плечами. – Если вы идете в театр в расстроенном состоянии, это значит, что будет плохой спектакль? – Нет, я раскочегарюсь. Иногда неприятности даже помогают, появляется какая-то хорошая злость, включается странный механизм работы от обратного. Сама удивляюсь: тебе же так плохо, такие проблемы, а никто ничего не заметил. Иногда, правда, этого не получается. – Вы импровизируете на сцене? – Танцую так, как выстроено, как поставлено, импровизаций в спектакле не люблю. В классе могу менять движения, но на сцене все должно быть четко. – Дмитрий Брянцев взял вас в театр и ставил на вас спектакли. Как вам с ним работалось? – Он ставил на меня “Отелло”, “Одинокий голос человека”, задумал “Укрощение строптивой” на нас с Владимиром Кирилловым, но я ушла в декретный отпуск. Дмитрий Александрович тогда переживал. Потом были “Дама с камелиями” и пятый дуэт “Призрачного бала”. Работалось с ним легко. У меня было к нему доверие, и он позволял мне многое. Я могла сказать: “Дмитрий Александрович, давайте сделаем так – будет музыкальнее”. Он соглашался. Могла его убедить. Позволял и упрямиться: “А я так не чувствую!” Он терпел: “Покажи, как чувствуешь ты”. После показа: “Хорошо, делай, как сама решила”. То есть по отношению ко мне в нем совсем не было диктаторства: если я его убеждала – а получалось так, что я его убеждала, – то он давал мне свободу. Дуэт “Призрачного бала” вообще рождался сообща, из наших предложений: Брянцева, Кириллова и моих. Перед спектаклем Дмитрий Александрович подходил с такими словами: “Расслабься, эту хореографию я ставил на тебя, а, значит, ты такая, какой я хочу тебя видеть. Слушай музыку, и она тебе подскажет все. Будь сама собой”. Обычно хореографы говорят иное: не забудь сделать то или иное движение, соберись. Мне жаль, что нет в репертуаре “Дамы с камелиями”. Говорят, что это не лучший спектакль Брянцева. Возможно. Но для балерины это редкий подарок. В афише остались только “Призрачный бал” и “Укрощение строптивой”, которые идут очень редко. – А какие хореографы еще встречались в вашей судьбе? – Владимир Васильев. Считаю его своим крестным отцом: “Ромео и Джульеттой” он дал мне новую жизнь. Васильев репетировал с четырьмя составами, я была в четвертом. Знаете, четвертый состав – это такой запас!!! Думала: ну, может, станцую когда-нибудь, через годик! А Владимир Викторович дал каждой паре станцевать премьеру. Потом мы сразу уезжали на гастроли, и он поручил мне их открывать. Многие тогда, с легкой руки Васильева, посмотрели на меня другими глазами: значит, может станцевать и драматическую партию. Брянцев и Васильев работали со мной, других хореографов не было. – Вы танцевали в зарубежных труппах? – Станцевала “Лебединое озеро” с Денисом Матвиенко в Национальном театре Токио. Это была моя премьера – в родном театре этот спектакль не танцую. Когда зазвучала музыка Чайковского, даже не поняла – при чем тут я? За дирижерским пультом стоял Владимир Иванович Федосеев, и это было потрясающе. С Вильнюсским театром ездила в Лондон и Италию танцевать Джульетту. Потом была Одетта-Одиллия в Цюрихе. А недавно вернулась из Берлина, где по приглашению Володи Малахова участвовала в гала-концертах под названием “Малахов и друзья”. С Семеном Чудиным танцевали “Призрачный бал” и “Вечерние танцы”. Сначала боялись за “Вечерние танцы” – все-таки очень давний балет, но публике понравилось. Приятно, конечно, что нас назвали жемчужиной концерта. Сам постановщик Том Шиллинг приходил! – Со своим одноклассником Владимиром Малаховым впервые встретились после долгого перерыва? – Перерыв был действительно долгим, но закончился раньше этой встречи – в последние годы Володя часто приезжает в Москву. Сейчас мы не только профессионально, но и человечески общаемся. Несколько лет назад танцевала на концерте в его балетной школе под Веной. – Не было никогда соблазна уехать и обосноваться за границей? – Никогда. Даже когда мне это предлагали. На гастролях в Лос-Анджелесе после “Дон Кихота”, который прошел замечательно, ко мне подошла женщина и спросила, не хочу ли я работать в Американском театре балета. Я в эйфории от спектакля, приема публики, не задумываясь, ответила: “Конечно, конечно”. Потом оказалось, Анхело Кореньо искали партнершу, из нас хотели сделать пару: американцам показалось, что по росту, характеру танца, темпераменту, виртуозности мы подходим друг другу. Дома же представила, что все придется начинать сначала, расставаться с семьей или брать ее с собой, но кто знает, как сложится у них в незнакомой стране, подумала и отказалась. – В Москве “Лебединое озеро” станцевать не планируете? – Сергей Юрьевич (Филин – худрук балетной труппы театра. – Е.Ф.) недавно предложил мне станцевать “Лебединое”. Сказала, что подумаю. Сложно на это решиться, когда столько лет работаешь в театре и никогда не танцевала этого балета. Правда, все, от кого я боялась услышать – зачем-де это надо, это не твое, говорят: “Наконец-то!” – А раньше хотели? – Конечно. Каждая молодая балерина мечтает о “Лебедином озере”. Но сложился стереотип, что Одетта должна быть высокой, статной. Филин сказал: “Наташа, а почему нет? В Европе же танцуют “Лебединое озеро” балерины невысокого роста. Мне кажется, должно получиться хорошо. У тебя потрясающие руки”. Понимаете, я уже привыкла чувствовать себя на сцене королевой. Не знаю. Думаю. – А звездой себя чувствуете? – (Улыбается). Периодически. Когда после спектакля коллеги, даже спустя несколько дней, подходят и говорят, как это их потрясло, то невольно начинаешь ощущать себя звездой. Что-то подобное испытала после “Эсмеральды” в прошлом сезоне, когда впервые вышла на сцену после рождения второго ребенка. Ко мне подошел директор театра Владимир Георгиевич Урин и сказал, что счастлив видеть меня на сцене, рад, что я вернулась на свое место. Мне просто хотелось плакать от этих слов. Приятно чувствовать, что ты нужна и занимаешь свое место. На самом деле звездой себя ощущаешь, когда приезжаешь за границу в ранге приглашенной звезды. Причем доказательства начинаются с самолета: ты летишь первым классом, у тебя отличный контракт, живешь в шикарном отеле, в номере – цветы и фрукты, машина к твоим услугам. Ну как можно не почувствовать себя звездой? И отношения всегда складываются потрясающе. Правильно сказала Людмила Гурченко: когда приезжаешь в другие театры, тебя всегда любят. Потому что мы приехали, отработали и уехали. – Никогда у вас не было проблемы с формой? До сих пор стоит перед глазами забавная картинка, увиденная на одном из фестивалей, как вы перед выходом на сцену съедаете большой бутерброд… – Перед выходом – это нормально. Вы еще не знаете историю, которая произошла на гастролях в Италии. У меня была “Жизель”, долго репетировала и безумно проголодалась. Гамбургер доедала под звуки увертюры. Как все смеялись! Действительно могу есть перед спектаклем. Проблем с весом не было, если не считать килограммы, набранные во время беременностей, но я их быстро сбрасывала. Наверное, потому, что очень хотела танцевать. – Почему вы не заняты в экспериментальных постановках, которыми сейчас славится ваш театр? – Отказалась сама. Планировала танцевать в “Маленькой смерти” и “Шести танцах”, мне до сих пор неудобно перед ассистентами Килиана. Начались репетиции, и я поняла, что сейчас не могу столько времени проводить в театре, ведь у меня есть спектакли, двое детей, один из которых младенец, живу за городом. Ассистены сказали, что готовы подстраиваться под мое расписание, но и тут я поняла, что времени все равно не хватает. В итоге отказалась. Нехорошо получилось. – А с “Русалочкой” Ноймайера что случилось? – Сначала сказали, что это мой спектакль и чуть ли не для меня его привозят в наш театр. Но во время кастинга, когда приезжал Джон Ноймайер, меня в театре не было. Он меня не видел. На самом деле, я, наверное, тоже бы отказалась. Сейчас ребята, занятые в “Русалочке”, находятся в театре с утра до ночи. Пока не могу себе такого позволить. – Это связано только с детьми? – В первую очередь – да. Но если бы мне нравилось очень-очень, то, наверное… – Нашли бы няню… – Есть бабушки, мы с мужем (Михаил Пухов – солист театра. – Е.Ф.) доверяем им. Максим еще слишком маленький, ему исполнилось только восемь месяцев. Дочка учится в гимназии, и ей тоже нужна мама. Обе бабушки работают: все время надо отпускать кого-то, бежать на смену. Еще помогает Анечка Клюшкина – замечательный фотограф, наш друг. Она приезжает на выходные и на время гастролей и вообще всегда, когда просим. Мы ее называем “скорой помощью”. – Вы на сцене четверть века. Чувствуете, что сил стало меньше? – Нет, не чувствую. После вторых родов произошло какое-то обновление. Изменилось отношение к тому, что делаешь: раньше работала интуиция, и я не задумывалась, как правильно встать, как красиво вытянуть стопу. Теперь подключился разум, и постоянно себя контролирую. Наверное, поэтому мы не очень любим танцевать вместе с мужем, слишком большая ответственность волноваться за двоих. Это отвлекает. – Можно ли сказать, что сейчас главный ваш партнер Семен Чудин? – У меня были замечательные партнеры: Вадим Тедеев, Михаил Крапивин, Владимир Кириллов. С Семеном сейчас танцуем много. Он умеет слушать и понимать. Хотя ему сложно с нашими спектаклями – он привык работать на Западе. “Эсмеральду” готовили три месяца, я была и партнером, и нянькой, и педагогом. У нас же спектакль душевный, а Сеня – классик, ему важны вытянутые стопы, академическая правильность линий. Я говорила почти крамолу: “В “Эсмеральде” академизм вторичен, стопа – это шикарно, но если ты не сделаешь образ, то считай, что спектакль провален”. Он никак не мог понять. Каждый выход мы повторяли сотни раз. – Не тянет ли к педагогике? Молодые артисты спрашивают у вас совета? – Кроме Сени, никто не спрашивает. Честно говоря, мне даже хочется с кем-нибудь поработать, чувствую, что уже могу что-то дать, объяснить. – Изменилась ли атмосфера театра – сегодня эксклюзивный репертуар сделал его центром балетной жизни. Стал ли он другим в сравнении с тем, в который вы пришли? – Абсолютно другим. Сейчас появились шикарные условия, отличное и огромное здание: многих людей мы даже не видим, все расходятся по этажам, залам, гримеркам. Раньше театр был более домашним. Люди, мне кажется, были дружелюбнее. Может быть, просто поколение сменилось? – Как относитесь к современному репертуару, заметно потеснившему любимую вами классику? – Это редкая возможность танцевать Килиана, Ноймайера, Дуато. У нас в театре она есть – это же прекрасно! Но, конечно, жаль, что “Дон Кихот”, “Жизель”, “Лебединое озеро” стали появляться реже. Так что вопрос сложнй. Также в рубрике:
|