Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 3 (7763) 27 января - 2 февраля 2011г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Под занавес

НАТАЛЬЯ ЛЕДОВСКАЯ: О том, где находится Музыкальный театр, узнала только в день просмотра

Беседу вела Елена ФЕДОРЕНКО
Фото Анны КЛЮШКИНОЙ


Н.Ледовская – Эсмеральда
Народная артистка России Наталья ЛЕДОВСКАЯ служит в Московском музыкальном театре имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко с 1986 года – без малого четверть века. В ее биографии много ярких ролей, и она – из той драгоценной породы балерин, над образами которых не властно время. Балерина академического чистописания и танцующая актриса, Ледовская занимает в труппе уникальное место. В ее творческой природе много редких сочетаний: при миниатюрности фигуры – протяжные линии, чувство локтя на сцене: в дуэте она одновременно умеет быть ведомой и определять отношения. Добавьте редкую стабильность и внутреннюю свободу танца, в котором используются совсем небалеринские краски – “крупные планы” и “остановленные мгновения”. Ей покоряются самые разные характеры. Тем, кто увидит ее зажигательную Китри в “Дон Кихоте” или своенравную Катарину в “Укрощении строптивой”, даже в голову не придет, что балерина не менее убедительна в мире романтических грез: ее Сильфида и Жизель – эфирны и полетны. А как психологически точны непосредственная Джульетта, кроткая Снегурочка, изысканная Золушка! Ледовской подвластны и сильные чувства, и акварельные полутона. Ее неподражаемая в совершенной простоте Эсмеральда, думаю, войдет в историю балета, продолжая ряд знаменитых балерин, танцевавших гордую цыганку.

Она предана одному театру, в труппу которого пришла сразу по окончании балетной школы. Еще будучи ученицей хореографического училища, стала лауреатом Международного конкурса артистов балета в Варне, где выступала в дуэте со своим одноклассником Владимиром Малаховым. Спустя четыре года дуэт Натальи Ледовской и Айдара Ахметова победил на Международном балетном конкурсе в Италии.

В творчестве она живет с редким достоинством – без пиарподдержки и саморекламы, легка на подъем и рискованные повороты судьбы (дважды стать мамой и быстро вернуться на сцену, не растеряв ни техники, ни обаяния, – тоже редкость для балетной примы). Наталья Ледовская нужна своему театру и бесконечно любима зрителями.

– Лет десять назад в Якутске слышала, как после вашего выступления зрители скандировали: “Наташа – наш алмаз”. Вы оттуда родом?

– Семья переехала в Якутию, когда мне было три года. Первые воспоминания связаны с поселком Мохсоголлох, откуда в девятилетнем возрасте я уехала в училище, а родители там еще долго оставались.

– Как же попали в балет из вечной мерзлоты?

– В Якутск приехала комиссия из Московского хореографического училища – в советские времена по республикам набирали группы детей. Конечно, то, что приезд комиссии совпал с моим подходящим для начала занятий балетом возрастом, – удача, тем более что, на моей памяти, столичные педагоги в Якутию не приезжали. Правда, сначала меня не приняли, но потом, к счастью, обнаружили “недобор”, и второй экзамен я уже выдержала.

– У кого вы учились в балетной школе?

– Первые три года классику у нас вела Шида Тагировна Мубарякова, она пришла в училище из башкирского ансамбля “Бохор”, была стажером, ей Софья Николаевна Головкина и отдала якутских девочек, наверное, подумав, что если она не справится, то ничего страшного не произойдет, позже более опытные педагоги смогут доучить. Мубаряковой же надо было доказать, что она может учить, и она с нами занималась очень серьезно, каждого “выкручивала”, провела через школу мужества и дала крепкие азы и настоящую боевую закалку. В средних классах мы попали в руки Наталии Николаевны Кузьминой, которая оказалась совсем другой – мягкой, артистичной, прививала артистизм и нам. Тогда я танцевала в “Коппелии” куколку, и она хотела, чтобы я чувствовала себя на сцене не ученицей, а, пускай и маленькой, балериной. Оберегала меня, словно я – одуванчик, приносила реснички, показывала, как их приклеивать. Ну, а выпускалась я у Галины Константиновны Кузнецовой, это она сделала из меня балерину. Мне очень повезло с педагогами.

– Кто был вашими одноклассниками?

– Из девочек вы вряд ли кого-то знаете, они быстро перестали танцевать, зато среди мальчиков – одни знаменитости: Володя Малахов, Леша Ратманский, Гена Янин, Айдар Ахметов. Все стали руководителями.

Мы все были интернатскими детьми, причем Ратманский, Янин, Малахов жили в одной комнате. Дружила я исключительно с ними, с первого класса. Леша Ратманский тогда уже ставил, ребята танцевали, а я была их зрителем, хлопала и кричала: “Бис! Давайте еще!”

После уроков вместе делали домашние задания под присмотром воспитательницы, которую просили отпустить нас в музыкальный класс. Но там, конечно, занимались не музыкой, а разыгрывали спектакли, причем драматические, и чаще всего – из жизни королей. Было весело и интересно.

– А Ратманский для вас что-нибудь ставил?

– Когда он поступал в ГИТИС, то поставил нам с Геной Яниным дуэт. Но на экзамене мы номер провалили, потому что Гена не смог меня поднять в поддержку, а она была в самом начале, и дальше мы прохохотали все оставшееся время. Потом просили у Леши прощения.

– Он обиделся?

– Нет, понял, почему нам стало так смешно. Номер был очень забавный, у Леши всегда хореография с юмором, с таким веселым отношением артистов к персонажам. В институт его приняли, естественно. Он ставил всегда очень много и вообще был необычным мальчиком: его любимым мультиком был “Ежик в тумане”, а мы-то в свои десять лет еще и понять не могли, о чем там речь.

– Вы сразу попали в Музыкальный театр?

– Дмитрий Брянцев увидел меня на третьем курсе, я ему понравилась, но я была без московской прописки и оказалась перед выбором – либо Одесский театр, либо Театр Станиславского и Немировича-Данченко в Москве. Разгорелась борьба. Перед распределением мне советовали: “Подписывай Одессу, а если Дмитрий Александрович сделает прописку, то вернешься”. Но тут вмешалась Софья Николаевна Головкина, которой я очень благодарна: “Нет, она останется в Москве, а если Брянцев не сделает ей прописку, то она всегда сможет уехать в Одессу”.

– Вы были инфантильны или все-таки знали, что Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко – особый, со своими традициями?

– Скажу честно, я даже не знала, где этот театр находится, хотя училищные дети и были заняты в репертуаре Большого и Театра Станиславского. Я была лучшей ученицей и танцевала только в спектаклях Большого. Однажды нас отпустили из интерната в Театр Станиславского на премьеру балета “Оптимистическая трагедия”, но вместо того, чтобы отправиться на спектакль, мы пошли в кафе. Поэтому о том, где этот театр находится, я узнала только в день просмотра.

– А какая ведущая партия оказалась в вашем репертуаре первой?

– В театре еще никто не знал, кто такая Ледовская, как на доске расписаний появилась моя фамилия. В октябре начался мой первый сезон, а уже в ноябре театр уезжал на гастроли по Индии. В Москве должны были идти “Франческа да Римини” и “Вечерние танцы”, и мы с Михаилом Вольевичем Крапивиным приступили к репетициям. Через месяц я станцевала эти балеты. Так все и пошло: каждый год по две-три сольные премьеры.

– То есть в кордебалете вы не стояли?

– Еще как! Лет пять стояла. Это был тяжелый период: была занята в кордебалете всех спектаклей и вечером, когда массовые репетиции заканчивались, готовила ведущие партии. Сил оставалось уже мало, но так и работала. Танцевала сольные роли и кордебалет не бросала.

– С какими педагогами репетировали в театре?

– Сначала работала с Маргаритой Сергеевной Дроздовой, Татьяной Николаевной Легат, потом с Натальей Николаевной Крапивиной, она и сейчас мой педагог.

– В вашем репертуаре роли удивительно разноплановые, что встречается нередко. Но и критики, и зрители обычно предпочитают в портрете балерины либо лирические образы, либо, напротив, темпераментные. Вас же высоко ценят и за бравурную Китри, и за романтическую Жизель – партию, которую вы получили достаточно рано.

– Когда я пришла из училища, ко мне словно ярлык приклеилось амплуа – инженю. Быть может, потому что я еще ученицей танцевала “Тщетную предосторожность”. В театре мне предложили станцевать этот же балет, но я всеми силами сопротивлялась. Мне нужно было преодолеть амплуа, доказать, что я могу быть драматической актрисой. Никто в это не верил. “Жизель” я получила через четыре года, и все говорили: “Зачем ей дали классику? Это же не ее!” Всем казалось, что я такая поверхностная, с лукавой улыбочкой, без нутра, без души.

– Все изменила Жизель? Вас назвали лучшей московской Жизелью сразу после премьеры, многие и сейчас так считают. Меняется ли ваша героиня?

– Были еще “Дама с камелиями”, чуть позже – “Эсмеральда” и “Ромео и Джульетта”. Тогда все поняли, что я не только инженю, и репертуар сложился разноплановый. А с Жизелью мне повезло, потому что я готовила ее с Татьяной Николаевной Легат, хранительницей заветов петербургской школы. Она занималась каждым пальчиком, каждым поворотом головы, не говоря о технике. Первый выход Жизели из двери домика мы репетировали больше часа.

Меняется ли моя Жизель? Наверное. Со временем мы многое понимаем и многое переживаем. Весь “жизненный багаж”, конечно, подключаешь к образам. Умышленно ничего не меняю, просто слушаю музыку и живу в образе так, как чувствую, в соответствии с тем, что есть в душе. Важно, чтобы там было что-то. Знаете, иногда смотришь: хорошая девочка, материал классный, но пустая. Ей можно многое говорить, но она не понимает. Не чувствует. Жизель я чувствую.

– Можете назвать три любимые роли?

– Давайте – четыре. Первая – Эсмеральда, это не обсуждается. Далее – Жизель, Джульетта, Китри.

– Роль Эсмеральды – коронная в судьбах знаменитых балерин: Матильды Кшесинской, Ольги Спесивцевой, Елены Люком, Татьяны Вечесловой, Виолетты Бовт. Вы продолжили этот легендарный ряд, а недавно станцевали юбилейную “Эсмеральду” Бурмейстера – программный спектакль для вашего театра. Роль сложна актерски не меньше, чем по хореографии. Как вы входили в этот мир?

– Мне повезло и в этом: познавала хореографию Бурмейстера через своих педагогов, которые с ним работали. Они как раз не говорили о своем видении, а рассказывали, чего хотел и что ставил Владимир Павлович. Было приятно, когда после спектакля и жена, и дочь Бурмейстера в один голос сказали: “Если бы Владимир Павлович был жив, то испытывал бы счастье видеть в труппе такую балерину. Получилось то, что он хотел”.

– А что он хотел?

– Чтобы Эсмеральда была разной – и по пластике, и по характеру. Чтобы образ развивался: от беззаботной девчонки, в которой только просыпается женское начало, до трагической героини, которая прошла через муки. Чтобы во всех состояниях героиня была естественной и органичной.

– Отличается ли новая редакция “Эсмеральды” от предыдущей?

– Редакция не изменилась. Были опасения, что с возобновлением первоначальных декораций может потеряться сама индивидуальность спектакля. Но, к счастью, Валерий Левенталь, потрясающий художник, нашел золотую середину – исторические декорации под его рукой словно дали новое дыхание старому спектаклю. Думаю, что наша “Эсмеральда” не устареет никогда. Она – наша классика, как “Лебединое озеро”. Я танцевала премьеры трех возобновлений этого балета, и для меня они были разные – не по танцам, а по внутреннему содержанию. Одно дело, когда я была еще девчонкой, другое – когда нынче уже столько переживаний за плечами.

– Если вы идете в театр в расстроенном состоянии, это значит, что будет плохой спектакль?

– Нет, я раскочегарюсь. Иногда неприятности даже помогают, появляется какая-то хорошая злость, включается странный механизм работы от обратного. Сама удивляюсь: тебе же так плохо, такие проблемы, а никто ничего не заметил. Иногда, правда, этого не получается.

– Вы импровизируете на сцене?

– Танцую так, как выстроено, как поставлено, импровизаций в спектакле не люблю. В классе могу менять движения, но на сцене все должно быть четко.

– Дмитрий Брянцев взял вас в театр и ставил на вас спектакли. Как вам с ним работалось?

– Он ставил на меня “Отелло”, “Одинокий голос человека”, задумал “Укрощение строптивой” на нас с Владимиром Кирилловым, но я ушла в декретный отпуск. Дмитрий Александрович тогда переживал. Потом были “Дама с камелиями” и пятый дуэт “Призрачного бала”.

Работалось с ним легко. У меня было к нему доверие, и он позволял мне многое. Я могла сказать: “Дмитрий Александрович, давайте сделаем так – будет музыкальнее”. Он соглашался. Могла его убедить. Позволял и упрямиться: “А я так не чувствую!” Он терпел: “Покажи, как чувствуешь ты”. После показа: “Хорошо, делай, как сама решила”. То есть по отношению ко мне в нем совсем не было диктаторства: если я его убеждала – а получалось так, что я его убеждала, – то он давал мне свободу. Дуэт “Призрачного бала” вообще рождался сообща, из наших предложений: Брянцева, Кириллова и моих.

Перед спектаклем Дмитрий Александрович подходил с такими словами: “Расслабься, эту хореографию я ставил на тебя, а, значит, ты такая, какой я хочу тебя видеть. Слушай музыку, и она тебе подскажет все. Будь сама собой”. Обычно хореографы говорят иное: не забудь сделать то или иное движение, соберись.

Мне жаль, что нет в репертуаре “Дамы с камелиями”. Говорят, что это не лучший спектакль Брянцева. Возможно. Но для балерины это редкий подарок. В афише остались только “Призрачный бал” и “Укрощение строптивой”, которые идут очень редко.

– А какие хореографы еще встречались в вашей судьбе?

– Владимир Васильев. Считаю его своим крестным отцом: “Ромео и Джульеттой” он дал мне новую жизнь. Васильев репетировал с четырьмя составами, я была в четвертом. Знаете, четвертый состав – это такой запас!!! Думала: ну, может, станцую когда-нибудь, через годик! А Владимир Викторович дал каждой паре станцевать премьеру. Потом мы сразу уезжали на гастроли, и он поручил мне их открывать. Многие тогда, с легкой руки Васильева, посмотрели на меня другими глазами: значит, может станцевать и драматическую партию.

Брянцев и Васильев работали со мной, других хореографов не было.

– Вы танцевали в зарубежных труппах?

– Станцевала “Лебединое озеро” с Денисом Матвиенко в Национальном театре Токио. Это была моя премьера – в родном театре этот спектакль не танцую. Когда зазвучала музыка Чайковского, даже не поняла – при чем тут я? За дирижерским пультом стоял Владимир Иванович Федосеев, и это было потрясающе. С Вильнюсским театром ездила в Лондон и Италию танцевать Джульетту. Потом была Одетта-Одиллия в Цюрихе. А недавно вернулась из Берлина, где по приглашению Володи Малахова участвовала в гала-концертах под названием “Малахов и друзья”. С Семеном Чудиным танцевали “Призрачный бал” и “Вечерние танцы”. Сначала боялись за “Вечерние танцы” – все-таки очень давний балет, но публике понравилось. Приятно, конечно, что нас назвали жемчужиной концерта. Сам постановщик Том Шиллинг приходил!

– Со своим одноклассником Владимиром Малаховым впервые встретились после долгого перерыва?

– Перерыв был действительно долгим, но закончился раньше этой встречи – в последние годы Володя часто приезжает в Москву. Сейчас мы не только профессионально, но и человечески общаемся. Несколько лет назад танцевала на концерте в его балетной школе под Веной.

– Не было никогда соблазна уехать и обосноваться за границей?

– Никогда. Даже когда мне это предлагали. На гастролях в Лос-Анджелесе после “Дон Кихота”, который прошел замечательно, ко мне подошла женщина и спросила, не хочу ли я работать в Американском театре балета. Я в эйфории от спектакля, приема публики, не задумываясь, ответила: “Конечно, конечно”. Потом оказалось, Анхело Кореньо искали партнершу, из нас хотели сделать пару: американцам показалось, что по росту, характеру танца, темпераменту, виртуозности мы подходим друг другу. Дома же представила, что все придется начинать сначала, расставаться с семьей или брать ее с собой, но кто знает, как сложится у них в незнакомой стране, подумала и отказалась.

– В Москве “Лебединое озеро” станцевать не планируете?

– Сергей Юрьевич (Филин – худрук балетной труппы театра. – Е.Ф.) недавно предложил мне станцевать “Лебединое”. Сказала, что подумаю. Сложно на это решиться, когда столько лет работаешь в театре и никогда не танцевала этого балета. Правда, все, от кого я боялась услышать – зачем-де это надо, это не твое, говорят: “Наконец-то!”

– А раньше хотели?

– Конечно. Каждая молодая балерина мечтает о “Лебедином озере”. Но сложился стереотип, что Одетта должна быть высокой, статной. Филин сказал: “Наташа, а почему нет? В Европе же танцуют “Лебединое озеро” балерины невысокого роста. Мне кажется, должно получиться хорошо. У тебя потрясающие руки”.

Понимаете, я уже привыкла чувствовать себя на сцене королевой. Не знаю. Думаю.

– А звездой себя чувствуете?

(Улыбается). Периодически. Когда после спектакля коллеги, даже спустя несколько дней, подходят и говорят, как это их потрясло, то невольно начинаешь ощущать себя звездой. Что-то подобное испытала после “Эсмеральды” в прошлом сезоне, когда впервые вышла на сцену после рождения второго ребенка. Ко мне подошел директор театра Владимир Георгиевич Урин и сказал, что счастлив видеть меня на сцене, рад, что я вернулась на свое место. Мне просто хотелось плакать от этих слов. Приятно чувствовать, что ты нужна и занимаешь свое место.

На самом деле звездой себя ощущаешь, когда приезжаешь за границу в ранге приглашенной звезды. Причем доказательства начинаются с самолета: ты летишь первым классом, у тебя отличный контракт, живешь в шикарном отеле, в номере – цветы и фрукты, машина к твоим услугам. Ну как можно не почувствовать себя звездой? И отношения всегда складываются потрясающе. Правильно сказала Людмила Гурченко: когда приезжаешь в другие театры, тебя всегда любят. Потому что мы приехали, отработали и уехали.

– Никогда у вас не было проблемы с формой? До сих пор стоит перед глазами забавная картинка, увиденная на одном из фестивалей, как вы перед выходом на сцену съедаете большой бутерброд…

– Перед выходом – это нормально. Вы еще не знаете историю, которая произошла на гастролях в Италии. У меня была “Жизель”, долго репетировала и безумно проголодалась. Гамбургер доедала под звуки увертюры. Как все смеялись! Действительно могу есть перед спектаклем.

Проблем с весом не было, если не считать килограммы, набранные во время беременностей, но я их быстро сбрасывала. Наверное, потому, что очень хотела танцевать.

– Почему вы не заняты в экспериментальных постановках, которыми сейчас славится ваш театр?

– Отказалась сама. Планировала танцевать в “Маленькой смерти” и “Шести танцах”, мне до сих пор неудобно перед ассистентами Килиана. Начались репетиции, и я поняла, что сейчас не могу столько времени проводить в театре, ведь у меня есть спектакли, двое детей, один из которых младенец, живу за городом. Ассистены сказали, что готовы подстраиваться под мое расписание, но и тут я поняла, что времени все равно не хватает. В итоге отказалась. Нехорошо получилось.

– А с “Русалочкой” Ноймайера что случилось?

– Сначала сказали, что это мой спектакль и чуть ли не для меня его привозят в наш театр. Но во время кастинга, когда приезжал Джон Ноймайер, меня в театре не было. Он меня не видел. На самом деле, я, наверное, тоже бы отказалась. Сейчас ребята, занятые в “Русалочке”, находятся в театре с утра до ночи. Пока не могу себе такого позволить.

– Это связано только с детьми?

– В первую очередь – да. Но если бы мне нравилось очень-очень, то, наверное…

– Нашли бы няню…

– Есть бабушки, мы с мужем (Михаил Пухов – солист театра. – Е.Ф.) доверяем им. Максим еще слишком маленький, ему исполнилось только восемь месяцев. Дочка учится в гимназии, и ей тоже нужна мама. Обе бабушки работают: все время надо отпускать кого-то, бежать на смену. Еще помогает Анечка Клюшкина – замечательный фотограф, наш друг. Она приезжает на выходные и на время гастролей и вообще всегда, когда просим. Мы ее называем “скорой помощью”.

– Вы на сцене четверть века. Чувствуете, что сил стало меньше?

– Нет, не чувствую. После вторых родов произошло какое-то обновление. Изменилось отношение к тому, что делаешь: раньше работала интуиция, и я не задумывалась, как правильно встать, как красиво вытянуть стопу. Теперь подключился разум, и постоянно себя контролирую. Наверное, поэтому мы не очень любим танцевать вместе с мужем, слишком большая ответственность волноваться за двоих. Это отвлекает.

– Можно ли сказать, что сейчас главный ваш партнер Семен Чудин?

У меня были замечательные партнеры: Вадим Тедеев, Михаил Крапивин, Владимир Кириллов. С Семеном сейчас танцуем много. Он умеет слушать и понимать. Хотя ему сложно с нашими спектаклями – он привык работать на Западе. “Эсмеральду” готовили три месяца, я была и партнером, и нянькой, и педагогом. У нас же спектакль душевный, а Сеня – классик, ему важны вытянутые стопы, академическая правильность линий. Я говорила почти крамолу: “В “Эсмеральде” академизм вторичен, стопа – это шикарно, но если ты не сделаешь образ, то считай, что спектакль провален”. Он никак не мог понять. Каждый выход мы повторяли сотни раз.

– Не тянет ли к педагогике? Молодые артисты спрашивают у вас совета?

– Кроме Сени, никто не спрашивает. Честно говоря, мне даже хочется с кем-нибудь поработать, чувствую, что уже могу что-то дать, объяснить.

– Изменилась ли атмосфера театра – сегодня эксклюзивный репертуар сделал его центром балетной жизни. Стал ли он другим в сравнении с тем, в который вы пришли?

– Абсолютно другим. Сейчас появились шикарные условия, отличное и огромное здание: многих людей мы даже не видим, все расходятся по этажам, залам, гримеркам. Раньше театр был более домашним. Люди, мне кажется, были дружелюбнее. Может быть, просто поколение сменилось?

– Как относитесь к современному репертуару, заметно потеснившему любимую вами классику?

– Это редкая возможность танцевать Килиана, Ноймайера, Дуато. У нас в театре она есть – это же прекрасно! Но, конечно, жаль, что “Дон Кихот”, “Жизель”, “Лебединое озеро” стали появляться реже. Так что вопрос сложнй.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;