Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 3 (7763) 27 января - 2 февраля 2011г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Ситуация

Битва за статус

К детским школам искусств и балетным училищам присоединятся творческие вузы

РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ

Мария ТИМОФЕЕВА
Фото Степана РАПЧЕВСКОГО


Каким станет художественное образование после реформы?
Совместная коллегия Минкультуры и Минобрнауки, прошедшая в прошлый четверг в Гнесинке, была посвящена проблемам художественного образования. Вернее, обсуждению работы по его планомерному уничтожению, которая в конце прошлого года особенно активно велась Министерством образования и науки РФ. В преддверии реформы образования, строительства “новой школы”, о которой мечтает Президент, и принятия нового закона об образовании, проект которого сейчас еще находится на стадии общественного обсуждения, в Минобрнауки решили “навести порядок” и с образованием художественным.

Напомню, что в декабре прошлого года многие деятели культуры, включая известного музыканта Николая Петрова и артиста балета Николая Цискаридзе, “забили тревогу” о закрытии всех музыкальных школ и балетных училищ. Школам и училищам было рекомендовано принимать детей не младше 15 лет (то есть когда они получат основное среднее образование) и независимо от их творческих способностей (здесь чиновники опирались на гарантированный Конституцией РФ равный доступ к образованию).

Громкая общественная тревога была услышана в Минобрнауки, в результате балетные и цирковые училища, музыкальные и художественные школы продолжили в этом году работу без изменений в творческих учебных планах. Но никакими официальными документами их статус подтвержден не был. А без должного юридического обоснования проблемы могут возникнуть вновь. Поэтому требование Николая Цискаридзе, произнесенное им, кстати, и на коллегии, о закреплении за творческими училищами особого статуса, по-прежнему актуально.

Актуальными остаются и вопросы о поддержке детских школ искусств и о введении в законодательство понятия “ассистентура-стажировка”. Напомню, что три законопроекта, в которых как раз прописан и статус ДШИ, творческих училищ и понятие “ассистентуры-стажировки”, были внесены Комитетом по культуре Госдумы еще летом, они уже не раз обсуждались и давно получили поддержку культурного сообщества.

На коллегии, собственно, эти три законопроекта и обсуждались. Из более чем трехчасового заседания можно было даже сделать вывод, что и Министерство образования и науки РФ все эти инициативы поддерживает и готово способствовать их дальнейшему принятию. Хотя саму коллегию лучше всего характеризовал термин “дежавю”. Казалось, что все эти слова, сентенции и выражения все участники коллегии уже слышали не раз. И ни разу слова эти так и не приводили к каким-то конкретным действиям…

Вот, к примеру, министр культуры Александр Авдеев начал коллегию с тезиса о том, что специфику художественного образования нужно прописать законодательно. И по словам Авдеева, “между двумя министерствами нет не только принципиальных противоречий, но и разных подходов к этой теме”. “Культура и просвещение – единственные области, которые формируют интеллект человека”, – заключил министр.

Правда, Минобрнауки на коллегии было представлено исключительно замминистрами и директорами департаментов. Глава министерства Андрей Фурсенко не смог прийти. По официальной информации, из-за гриппа.

Но о консолидированной позиции говорили и представители “просвещения”. Так, директор Департамента общего образования Минобрнауки России Елена Низиенко рассказала о решении проблемы с детскими школами искусств. По ее словам, предложение о выделении среди дополнительных учебных программ предпрофессиональных программ в области культуры и искусства уже согласовано министерствами. “Кроме того, – говорит г-жа Низиенко, – Минкультуры сможет само по согласованию с Минобрнауки устанавливать такие программы”.

Будет учтено и предложение о возможности субсидирования субъектами детских школ искусств, которые, как правило, находятся в муниципальном ведении (а передавать деньги с одного властного уровня на другой запрещает законодательство о разграничении полномочий).

Балетные, музыкальные, художественные и цирковые училища также получат возможность закрепления интегрированных программ обучения.

Коллега Елены Низиенко, директор Департамента профессионального образования Татьяна Давыденко, говорила языком менее понятным – в основном цитировала внутренние постановления и приказы. “В настоящее время в области культуры и искусства полностью утверждены стандарты начального (19 стандартов) и среднего профессионального (23 стандарта) образования. Из 63 образовательных стандартов для высшего образования утверждено 23, треть находится на утверждении в Минобрнауки и Минюсте, остальные еще готовятся”. По словам Давыденко, разрабатывали стандарты сами образовательные учреждения, подведомственные Минкультуры.

Ответ на вопрос об “ассистентуре-стажировке” в докладе Татьяны Давыденко не прозвучал. Зато она с гордостью сообщила, что Минобрнауки освободило 18 творческих специальностей от действия Болонской системы. “Большое спасибо за то, что по 18 специальностям освободили нас от болонского процесса. Но у нас есть и другие специальности, которые надо сохранить. Нам нельзя уподобляться странам, где исчезли театральная и художественная школы”, – парировал министр Авдеев, которого так же, как и многих собравшихся в Гнесинке, не устраивало просто перечисление цифр и обильное цитирование документов.

Вот и участники коллегии предпочитали языку цифр вполне реальные жизненные примеры. Так, директор Детской музыкальной школы имени И.С.Баха Ирина Домогацкая рассказывала о том, что ДШИ пытаются получить отдельный правовой статус уже 20 лет. И с каждым годом эта борьба становится все острее. Сейчас – в связи с переходом на новые формы бюджетных учреждений – деятельность многих ДШИ оказывается под угрозой. Почти всем им было рекомендовано оптимизировать свою деятельность, а следовательно, подвергнуть существенному сокращению учебный план. “Есть регионы, где он уже сокращен до 3 – 4 предметов”, – утверждает И.Домогацкая.

Но больше всего вопросов накопилось у ректоров вузов. “Нас поразили некоторые аспекты нового закона об образовании”, – прямо заявила ректор РАТИ-ГИТИСа Карина Мелик-Пашаева.

Дело в том, что нынешний проект закона упраздняет все иные формы вузовского образования, кроме институтов и университетов. “Институты не имеют права на аспирантуру, магистратуру и послевузовское образование. Они дают только степень бакалавра, – говорит ректор ГИТИСа. – Университеты – это очень крупные учреждения по всему спектру знаний от естественно-научного до гуманитарного. На этом фоне мы – ГИТИС – несоизмеримы с МГУ. Но мы представляем единственное учреждение в мире, в котором готовят по всем театральным специальностям”. Поддержал ее и ректор Московской консерватории Александр Соколов, которому также “не вполне ясна перспектива рандирования образовательных учреждений и закрепления за ними статуса института или университета”.

Статс-секретарь, замминистра образования и науки РФ Иван Лобанов отметил, что вузы смогут сохранить за собой свои старые названия. “Если консерватория – будет консерватория, если Школа-студия МХАТа – значит, школа”, – отметил чиновник. Это, на его взгляд, поможет решить в том числе и психологические проблемы.

Но все мы понимаем, что вовсе не за название бьются ректоры вузов. От статуса учреждения зависят и финансирование, и научная составляющая, и возможность послевузовского образования. Ведь в проекте нового Закона “Об образовании” предполагается, что институты наукой заниматься почти не будут. Она останется лишь в университетах. Скорее всего, в федеральных и национальных исследовательских, что для творческих вузов вообще неприемлемо.

Получается, что пока чиновники от культуры пытались залатать дыры в действующем законодательстве, чиновники от образования подготовили всем новый юридический сюрприз, и теперь за свой статус придется биться уже и учреждениям высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства. Что же, начальному и среднему профессиональному образованию эта битва дается нелегко.

По данным Министерства культуры, в России сегодня 5402 детские школы искусств, где обучаются почти 1,5 миллиона детей, что составляет примерно 9 процентов от всех детей страны. При этом до выпуска доходит только половина учащихся.

На одного ученика ДШИ приходится чуть больше 3 метров площади. Треть музыкальных инструментов, находящихся в таких школах, устарели. Половина педагогического состава ДШИ – люди предпенсионного возраста. Только четверть педагогов – в возрасте до 35 лет. Средняя зарплата педагога – 5670 рублей.

На капитальный ремонт ДШИ выделяется 63 тысячи рублей в год, на оборудование – 39 тысяч, на обновление библиотечного фонда – 2400 рублей, на повышение квалификации педагогов – 3700 рублей.

Образовательных учреждений в сфере культуры и искусств, которые дают среднее образование, всего 29, из них 20 функционируют как самостоятельные, остальные – как структурные подразделения вузов. В таких учреждениях обучаются 5730 человек в возрасте от 7 до 17 лет.

Также в рубрике:

РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ

  • Битва за статус
    К детским школам искусств и балетным училищам присоединятся творческие вузы

МНЕНИЕ

НАУКА

СРЕДА ОБИТАНИЯ

РЕКОНСТРУКЦИЯ

  • Живые лица Аркаима
    Ученые-антропологи восстановили облик южноуральцев, живших четыре тысячи лет назад
Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;