Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 3 (7763) 27 января - 2 февраля 2011г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияБитва за статусК детским школам искусств и балетным училищам присоединятся творческие вузы РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯМария ТИМОФЕЕВА
Напомню, что в декабре прошлого года многие деятели культуры, включая известного музыканта Николая Петрова и артиста балета Николая Цискаридзе, “забили тревогу” о закрытии всех музыкальных школ и балетных училищ. Школам и училищам было рекомендовано принимать детей не младше 15 лет (то есть когда они получат основное среднее образование) и независимо от их творческих способностей (здесь чиновники опирались на гарантированный Конституцией РФ равный доступ к образованию). Громкая общественная тревога была услышана в Минобрнауки, в результате балетные и цирковые училища, музыкальные и художественные школы продолжили в этом году работу без изменений в творческих учебных планах. Но никакими официальными документами их статус подтвержден не был. А без должного юридического обоснования проблемы могут возникнуть вновь. Поэтому требование Николая Цискаридзе, произнесенное им, кстати, и на коллегии, о закреплении за творческими училищами особого статуса, по-прежнему актуально. Актуальными остаются и вопросы о поддержке детских школ искусств и о введении в законодательство понятия “ассистентура-стажировка”. Напомню, что три законопроекта, в которых как раз прописан и статус ДШИ, творческих училищ и понятие “ассистентуры-стажировки”, были внесены Комитетом по культуре Госдумы еще летом, они уже не раз обсуждались и давно получили поддержку культурного сообщества. На коллегии, собственно, эти три законопроекта и обсуждались. Из более чем трехчасового заседания можно было даже сделать вывод, что и Министерство образования и науки РФ все эти инициативы поддерживает и готово способствовать их дальнейшему принятию. Хотя саму коллегию лучше всего характеризовал термин “дежавю”. Казалось, что все эти слова, сентенции и выражения все участники коллегии уже слышали не раз. И ни разу слова эти так и не приводили к каким-то конкретным действиям… Вот, к примеру, министр культуры Александр Авдеев начал коллегию с тезиса о том, что специфику художественного образования нужно прописать законодательно. И по словам Авдеева, “между двумя министерствами нет не только принципиальных противоречий, но и разных подходов к этой теме”. “Культура и просвещение – единственные области, которые формируют интеллект человека”, – заключил министр. Правда, Минобрнауки на коллегии было представлено исключительно замминистрами и директорами департаментов. Глава министерства Андрей Фурсенко не смог прийти. По официальной информации, из-за гриппа. Но о консолидированной позиции говорили и представители “просвещения”. Так, директор Департамента общего образования Минобрнауки России Елена Низиенко рассказала о решении проблемы с детскими школами искусств. По ее словам, предложение о выделении среди дополнительных учебных программ предпрофессиональных программ в области культуры и искусства уже согласовано министерствами. “Кроме того, – говорит г-жа Низиенко, – Минкультуры сможет само по согласованию с Минобрнауки устанавливать такие программы”. Будет учтено и предложение о возможности субсидирования субъектами детских школ искусств, которые, как правило, находятся в муниципальном ведении (а передавать деньги с одного властного уровня на другой запрещает законодательство о разграничении полномочий). Балетные, музыкальные, художественные и цирковые училища также получат возможность закрепления интегрированных программ обучения. Коллега Елены Низиенко, директор Департамента профессионального образования Татьяна Давыденко, говорила языком менее понятным – в основном цитировала внутренние постановления и приказы. “В настоящее время в области культуры и искусства полностью утверждены стандарты начального (19 стандартов) и среднего профессионального (23 стандарта) образования. Из 63 образовательных стандартов для высшего образования утверждено 23, треть находится на утверждении в Минобрнауки и Минюсте, остальные еще готовятся”. По словам Давыденко, разрабатывали стандарты сами образовательные учреждения, подведомственные Минкультуры. Ответ на вопрос об “ассистентуре-стажировке” в докладе Татьяны Давыденко не прозвучал. Зато она с гордостью сообщила, что Минобрнауки освободило 18 творческих специальностей от действия Болонской системы. “Большое спасибо за то, что по 18 специальностям освободили нас от болонского процесса. Но у нас есть и другие специальности, которые надо сохранить. Нам нельзя уподобляться странам, где исчезли театральная и художественная школы”, – парировал министр Авдеев, которого так же, как и многих собравшихся в Гнесинке, не устраивало просто перечисление цифр и обильное цитирование документов. Вот и участники коллегии предпочитали языку цифр вполне реальные жизненные примеры. Так, директор Детской музыкальной школы имени И.С.Баха Ирина Домогацкая рассказывала о том, что ДШИ пытаются получить отдельный правовой статус уже 20 лет. И с каждым годом эта борьба становится все острее. Сейчас – в связи с переходом на новые формы бюджетных учреждений – деятельность многих ДШИ оказывается под угрозой. Почти всем им было рекомендовано оптимизировать свою деятельность, а следовательно, подвергнуть существенному сокращению учебный план. “Есть регионы, где он уже сокращен до 3 – 4 предметов”, – утверждает И.Домогацкая. Но больше всего вопросов накопилось у ректоров вузов. “Нас поразили некоторые аспекты нового закона об образовании”, – прямо заявила ректор РАТИ-ГИТИСа Карина Мелик-Пашаева. Дело в том, что нынешний проект закона упраздняет все иные формы вузовского образования, кроме институтов и университетов. “Институты не имеют права на аспирантуру, магистратуру и послевузовское образование. Они дают только степень бакалавра, – говорит ректор ГИТИСа. – Университеты – это очень крупные учреждения по всему спектру знаний от естественно-научного до гуманитарного. На этом фоне мы – ГИТИС – несоизмеримы с МГУ. Но мы представляем единственное учреждение в мире, в котором готовят по всем театральным специальностям”. Поддержал ее и ректор Московской консерватории Александр Соколов, которому также “не вполне ясна перспектива рандирования образовательных учреждений и закрепления за ними статуса института или университета”. Статс-секретарь, замминистра образования и науки РФ Иван Лобанов отметил, что вузы смогут сохранить за собой свои старые названия. “Если консерватория – будет консерватория, если Школа-студия МХАТа – значит, школа”, – отметил чиновник. Это, на его взгляд, поможет решить в том числе и психологические проблемы. Но все мы понимаем, что вовсе не за название бьются ректоры вузов. От статуса учреждения зависят и финансирование, и научная составляющая, и возможность послевузовского образования. Ведь в проекте нового Закона “Об образовании” предполагается, что институты наукой заниматься почти не будут. Она останется лишь в университетах. Скорее всего, в федеральных и национальных исследовательских, что для творческих вузов вообще неприемлемо. Получается, что пока чиновники от культуры пытались залатать дыры в действующем законодательстве, чиновники от образования подготовили всем новый юридический сюрприз, и теперь за свой статус придется биться уже и учреждениям высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства. Что же, начальному и среднему профессиональному образованию эта битва дается нелегко. По данным Министерства культуры, в России сегодня 5402 детские школы искусств, где обучаются почти 1,5 миллиона детей, что составляет примерно 9 процентов от всех детей страны. При этом до выпуска доходит только половина учащихся. На одного ученика ДШИ приходится чуть больше 3 метров площади. Треть музыкальных инструментов, находящихся в таких школах, устарели. Половина педагогического состава ДШИ – люди предпенсионного возраста. Только четверть педагогов – в возрасте до 35 лет. Средняя зарплата педагога – 5670 рублей. На капитальный ремонт ДШИ выделяется 63 тысячи рублей в год, на оборудование – 39 тысяч, на обновление библиотечного фонда – 2400 рублей, на повышение квалификации педагогов – 3700 рублей. Образовательных учреждений в сфере культуры и искусств, которые дают среднее образование, всего 29, из них 20 функционируют как самостоятельные, остальные – как структурные подразделения вузов. В таких учреждениях обучаются 5730 человек в возрасте от 7 до 17 лет. Также в рубрике:
|