Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 25 (7785) 21 - 27 июля 2011г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Одна неделя“Славянский базар” на игле политикиВ Витебске завершился ХХ Международный фестиваль искусств ПРАЗДНИКТамара МАРТЫНОВА
Не скрою, я впервые пребывала в сомнениях: ехать ли на “Славянский базар”? И не потому, что боялась каких-то неприятных происшествий. В том, что безопасность там будет обеспечена на высочайшем уровне, я как раз была уверена. А колебалась по иной причине: правильно ли присутствовать на празднике в республике, находящейся, по уверениям СМИ, в патовой ситуации? Но в конце концов решила: поскольку я единственная из российских журналистов ежегодно освещала этот форум с момента его создания,
Территория любви …За два прошедших десятилетия многое изменилось во внутренней жизни России, Белоруссии, да и отношения между нашими странами качались, как маятник, но славянский праздник на родине Шагала проходил всегда. Как говорится, при любой погоде.
Естественно, не обошлось без новшеств к 20-летию форума. Впервые билеты стали продавать и через Интернет (заказы поступили как из разных областей РБ, так и международные). Изменили логотип фестиваля: традиционный голубой василек засиял всеми цветами радуги (правда, на мой взгляд, прежде было лучше). Высшая награда во взрослом конкурсе “потяжелела” на 5 тысяч долларов и “весит” теперь 15 тысяч долларов. Совершенно по-новому была организована и жеребьевка в Международном детском музыкальном конкурсе. Вначале детишки поплавали на корабле по Западной Двине, затем сошли на землю и попали в Страну чудес со сказочными персонажами. В парке для юных талантов устроили разные игры и зрелища. А в завершение каждый конкурсант зашел в шатер и выбрал себе чашу с блюдом, на обороте которых значились порядковые номера его выступлений. В общем, действо получилось великолепное. Что касается участников и гостей фестиваля, то их собралось в Витебске более пяти тысяч, и представляли они 27 стран. А поскольку “Базар” был юбилейный, присутствовали в основном знакомые все лица (в частности, Патрисия Каас, приезжавшая туда 4 года назад). Самые именитые из новичков – маэстро Дидье Маруани и группа “Спейс”. По словам Маруани, он с радостью принял приглашение, ибо давно знает, что “это самый большой фестиваль в Европе с очень хорошими техническими условиями”. Французы устроили в Амфитеатре красивое лазерное шоу, исполнили произведения из только что вышедшего альбома “От Земли к Марсу”, в том числе композицию “Ура, Гагарин!” в сопровождении белорусского хора. Этим концертом и стартовал нынешний форум, главная сенсация которого заключалась в том, что он-таки состоялся! Вопреки всем бедам и неприятностям, постигшим Беларусь. “А в остальном – все хорошо…” В этот раз приезжих в Витебске было поменьше, чем обычно. Людей, похоже, испугали перманентные “страшилки” про Белоруссию по ТВ. Да, нельзя не признать: в стране наблюдаются экономический спад и ухудшение общего климата. Почти два десятилетия это была самая спокойная, безмятежная республика на всем постсоветском пространстве. А в последнее время разные напасти посыпались там одна за другой: теракт в метро, рост цен (они стали почти московскими), дефицит иностранной валюты, ограничение на вывоз за пределы РБ ряда товаров и… как следствие – акции протеста, пограничные бунты, митинги. Казалось бы, в такой непростой обстановке совсем не до песен, танцев, веселья. Ан, нет! Белорусские власти решили, что “Славянскому базару” быть! Более того выделили 120 миллиардов тамошних рублей (24 миллиона долларов) на развитие инфраструктуры и благоустройство Витебска, запустили на время фестиваля скоростной поезд из Минска и обратно, а также увеличили финансирование на сам “Базар” (в прошлом году он обошелся в 3 миллиона долларов, сейчас – в шесть).
В итоге расчет белорусских властей оправдался. “Славянский базар” стал для жителей республики своего рода лекарством от страха, стресса, депрессии. И витебчане, и приезжие поглощали искусство в огромных дозах, вовсю радовались, веселились. И, по моим наблюдениям, не отказывали себе ни в чем. В частности, рестораны, кафе (а их пооткрывали на каждом шагу) никогда не пустовали. Тревожную атмосферу, возникшую в обществе, несомненно помогли разрядить и ежедневные программы о “Базаре” в теле- и радиоэфире, трансляции концертов по национальному, российскому и другим телеканалам. Получилось, конечно, как в известной песенке: “А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо…” Тем не менее сам праздник прошел массово, масштабно. Он хоть и был поскромнее, чем в прошлом году, но все-таки состоял более чем из 70 проектов: музыкальных, театральных, “киношных”, изобразительного искусства и так далее. Таланту надо помогать Увы, но российским исполнителям, которые едут представлять нашу страну на международных конкурсах в Витебске, никто ничем абсолютно не помогает. Все: аранжировки выбранных песен, музыкальные фонограммы, афиши и так далее – конкурсанты или их родители вынуждены делать по своему разумению и за собственный счет. Результат предсказать нетрудно – участники из России, как правило, оказываются в пролете. Что сейчас и произошло в очередной раз. При таком наплевательском отношении со стороны наших “культурных” организаций, по-моему, нужно либо официально отказаться от участия в витебских конкурсах, либо честно сообщать начинающим певцам, желающим попасть туда: дорогие, это ваше личное дело, никакой поддержки и помощи от нас не ждите, рассчитывайте исключительно на себя и свой кошелек. Тогда добровольцы из великой России будут сами искать спонсоров и продюсеров. Как это сделал, например, в 2009 году Дмитрий Даниленко. Перед конкурсом он полностью отдался в руки Бориса Шпигеля (сенатора и бывшего тестя Баскова), до блеска был отшлифован командой специалистов и в результате с небывалой легкостью завоевал главный приз. Выступления Даниленко на “Базаре” этого года показали, что он заслуженно получил ту высокую награду и продолжает творчески расти. Из разговора с певцом я узнала, что он давно расстался со Шпигелем, закончил Московскую консерваторию и теперь учится там же в аспирантуре. То есть парень, которого два года назад называли не иначе, как “клон Баскова”, шагает вперед семимильными шагами. Сейчас Дмитрий – подающий большие надежды оперный певец.
Россию на “Базаре” представляла 20-летняя студентка Академии музыки имени Гнесиных Мари Карне, имеющая уже несколько наград на других международных конкурсах. В Витебске эта экзотичная девушка, обладающая немалыми достоинствами – культурой пения, поведения на сцене, умением красиво одеваться, – выступила очень достойно. Однако ей не хватило одного балла, чтобы оказаться в числе победителей. Опередили нашу Мари казах Каримов и молдаванка Кристина Скарлат (они разделили третью премию), литовка Рута и чех Давид Дейл, занявшие второе место, и украинец Владимир Квасница, завоевавший первый приз. Ну а высшая награда досталась 25-летней Алене Ланской из Белоруссии. Алена – банковский кассир, но всерьез увлекается песенным творчеством. Это была ее шестая попытка попасть на витебский конкурс. И она увенчалась триумфом. Правда, ни журналисты (а их было аккредитовано 550 человек из 15 стран), ни другой фестивальный люд не восприняли Ланскую в качестве лидера (фаворитами считались Квасница и Каримов). Поэтому на церемонии вручения призов участники конкурса устроили Ланской обструкцию: они не встали при объявлении ее имени и практически не аплодировали. Вердикт жюри детского конкурса, которое возглавлял российский композитор Сергей Шустицкий, также вызвал всеобщее недоумение. В этом соревновании участвовали 23 юных таланта из 20 стран (от России, Белоруссии и Украины – по два человека). И ярких, запоминающихся ребят оказалось немало. В частности, 11-летний азербайджанский мальчик Ясин (сценический псевдоним Джентльмен), которому публика прочила победу с первого его появления на сцене концертного зала “Витебск”. Этот талантливый, уверенный в собственных чарах паренек котировался и у арбитров. Но поскольку во второй день он несколько раз умудрился спеть “мимо нот”, ему досталась лишь вторая премия, да и то разделенная с латышкой Валерией Чувизовой. А 8-летняя Куралай Мейрамбек – девочка-самоучка из казахского аула – просто сразила всех наповал. От ее пронзительного исполнения песни “Тебе, Беларусь!” на белорусском языке прослезились даже члены судейской команды. Но суперодаренную малютку они удостоили лишь первого приза. А Гран-при отдали 10-летней румынке Ралуке. За что, никому, кроме жюри, в которое на сей раз входила практически одна молодежь, непонятно. Якобы у девочки очень красивый, чистый голос, и оба дня она пела одинаково ровно, в отличие от других участников.
Ну, а российским исполнителям снова достался шиш с маслом. Что совсем неудивительно – ведь их подготовкой к конкурсу никто не занимался. Не в пример, скажем, Казахстану, где давно налажена определенная система: после отбора кандидатур на поездку в Витебск руководитель казахской делегации информирует об этом губернаторов тех областей, откуда были “рекрутированы” талантливые ребята. И дальше областная власть оплачивает все их расходы (вплоть до пошива специальных костюмов). Затем конкурсантов вызывают в столицу и целую неделю до поездки на “Базар” их натаскивают, учат, тренируют… Потому-то казахские участники и получают призы! А нашему Грише Калайда из Соснового Бора Ленинградской области, который вместе с москвичкой Олей Козозоевой представлял Россию на нынешнем “Базаре”, даже проезд на отборочный тур в Москву (его проводил весной Международный культурный центр) оплатили лишь через 5 месяцев, да и то, что называется, со скрипом. И это была вся помощь, оказанная конкурсанту организацией, получающей деньги из бюджета Союзного государства на “Славянский базар”! Ну и чего можно ждать, если дети целиком предоставлены самим себе?.. Поэтому, если в России останется нынешнее положение вещей, то наши исполнители будут вечно оказываться за “бортом”. А зачем тогда участвовать в витебских конкурсах? Чтобы дать понять миру, что Россия бесталанна?.. Но ведь это же не так! Горьковатое послевкусие На юбилейном фестивале явно доминировала музыкальная составляющая. Правда, звучала не только “попса”, делающая кассу (лучшим, по общему мнению, оказался ночной “сольник” Баскова), но и музыка классическая, инструментальная, хоровое пение… В частности, с огромным успехом прошел концерт, посвященный 100-летию Русского народного хора имени М.Е.Пятницкого. Фестивальную палитру разнообразили театральные постановки (были представлены 8 спектаклей из России и Белоруссии); кино (показали 6 фильмов: российские, белорусские и один литовский); “Город мастеров”, где свои работы представляли около 900 ремесленников и художников; выставки изобразительного искусства, фотографий… Но культура культурой, а нынешний славянский праздник явно оказался на игле политики. Ни российский Президент, ни наше правительство не сочли нужным поздравить участников и гостей “Базара” с юбилеем. И это, пожалуй, самое главное огорчение. Вроде бы в отношениях между Москвой и Минском сейчас все в порядке. Конфликтов ни “газовых”, ни “молочных”, ни прочих не наблюдается. Вот и с Днем независимости Беларуси Кремль соседей поздравил – было это 3 июля. А 8-го, в день открытия “Славянского базара”, – полное молчание. Почему? Не понимает никто. Да, позже последовали поздравления от Бориса Грызлова, Сергея Собянина, а на День России в Витебск приехал министр культуры РФ Александр Авдеев. Дипломатический реверанс был сделан. Однако горьковатое послевкусие от всего этого осталось. Также в рубрике:
|