Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 25 (7785) 21 - 27 июля 2011г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Танцевальные записки ботаника-любителя

Мозес Пендлтон показал свое новое шоу на Чеховском фестивале

Елена ФЕДОРЕНКО


Соло на зеркале
Самые яркие впечатления от пластических опусов Мозеса (Моисея) Пендлтона сохранились после вечеров Дианы Вишневой “Красота в движении”, когда звезда представила три миниатюры этого американского затейника-иллюзиониста, объединенные общим названием “Из любви к женщине”. Пендлтон как бережливый хозяин, у которого все идет в дело, включил преподнесенные некоторое время назад дары мариинской приме в свой новый спектакль “Ботаника”. Честно говоря, ход не самого высокого тона, но в данном случае никакого снобистского неприятия не вызывает. Потому что абсолютно ясно, что у автора богатая фантазия и что он может проиллюстрировать своими причудливыми эскизами любую историю, если речь в ней идет о природе (кстати, спектакль “Опус кактус”, который видели москвичи в середине 90-х, был о том же – тогда источниками вдохновения для Пендлтона стали гигантский кактус и ландшафт пустыни с ящерицами и змеями).

Но вот что странно: Пендлтон в своих номерах легко справляется решительно с любыми ассоциациями. То, что танцевала Диана Вишнева, постановщик называл произведениями, навеянными полотнами художников и эскизами модельеров, – кубистами, Караваджо, парижской модой от Эрте (Роман Тыртов), – “рыцаря Ар Деко”. Теперь эти номера, погруженные в новый контекст, органично “перепрофилировались”, стали пластической визуализацией иных впечатлений, к которым отсылает само название – “Ботаника”. Итак, можно сказать, “Ботаника” родилась “Из любви к женщине”. Этот спектакль и пригласил Чеховский фестиваль, за что ему спасибо отдельное.

Свой американский Театр “Момикс” (“Momix Dance Company”) руководитель ведет по особому пути. Не страдая комплексами, Пендлтон назвал свою труппу, соединив два слова: “Мо” – первые буквы имени пророка, которому он тезка, и “микс” – смесь. Еще Пендлтон охотно и с ностальгией рассказывает, что момиксом называлась молочная смесь, которой он, малолетка, по поручению отца поил телят на семейной ферме. Общий знаменатель – смесь. Спектакли “Момикса”, конечно, не балетные и даже не танцевальные, а некие пластические шоу, составленные из многих и разных миниатюр. Они соединяют визуальные абстракции, цирковые аттракционы, театр теней, акробатические головоломки, световой иллюзион и кукольную эксцентрику. Американцы точно и остроумно сравнили картинки “Момикса” с завораживающими изображениями “волшебного фонаря”.

Впрочем, почему новый спектакль назван только ботанической отраслью естествознания, так и остается неясным, ибо не только растения, но и разная живность привлекает художника: насекомые – бабочки и жуки, земноводные – саламандры и лягушки, пресмыкающиеся – ящерицы, черепахи, змеи. Поначалу даже пришло в голову: не второе ли значение слова “ботаника” имеется в виду? Но – нет, конечно, нет; Пендлтон – не зануда, хоть и человек, видимо, дотошный: все трюки отработаны с ювелирной точностью. Девушки синхронно и ритмично, все как одна, качают головки подсолнухов, диаметр которых превышает человеческий рост; а огромные полотнища из панциря улитки-великана превращаются в волны океана или в ураганные смерчи – артисты управляют тканью с точностью цирковых гимнастов, работающих под куполом. Собственно, десять артистов труппы и есть гимнасты и акробаты.

Спектакль можно было бы назвать и “Зоология”, и “Мир животных”. Но, по сути, это – грезы, цветные, причудливые и прекрасные. Сны тех, кто не потерял способность удивляться, радоваться и верить в чудеса. Эти сновидения автор выстраивает при помощи хорошо координированных и тренированных тел, диковинного реквизита и богатых возможностей компьютерной техники. Сложился стиль Пендлтона давно, почти четыре десятилетия назад, когда он со студентами Дартмуртского университета (все они были спортсменами) создал труппу “Пилоболус”, где скрещивал танец с акробатикой. Постепенно световые фантасмагории и невероятной красоты костюмы взяли верх, и сегодня Пендлтон скорее режиссер шоу и художник, нежели хореограф. Пластические мистификации “Пилоболуса” пробуждали в зрителях радостный и улыбчивый взгляда на мир, это раритетное свойство было замечено, и Пендлтона пригласили для постановки церемонии закрытия Олимпийских игр в Лейк-Плэсиде. “Олимпийская” команда артистов и составила костяк “Момикса”.

Труппа пишет единое произведение, и “Ботаника” – одна из граней фантастического мира природы, которым грезит руководитель. Спектакль как игра времен года, о чем говорит сам автор: цветы распускаются, дают семя, умирают, как все растения и все животные. В каждом номере, а они идут в режиме non-stop, есть свой фокус, под который и создается сценка. Например, превращения с костюмами (их автор Феб Кацин): букет пышных алых цветов оживает, из лепестков появляются девичьи головки, и постепенно шапочка лепестков опускается по фигуре до самого пола, а тела становятся хрупкими новорожденными побегами. Или – девушка в длинном платье и широкополой шляпе, с которой “стекают” нити бус. В беспрерывном вращении танцовщица “рисует” потоком длинных нитей то огромный нимб, то путь кометы, то яркое, как на детских рисунках, солнышко. Иногда номер “держат” бутафория и чудеса техники: на руках артистов гибкие длинные трубы, диковинные и даже зловещие картины с языками колышущихся рук множит видеопроекция, а в финале танцовщики выстраиваются в единую линию, и на экране возникает один многорукий идол. Есть танец на зеркальном подиуме: гибкие движения лежащей девушки-нарцисса отражение превращает в движения сюрреалистического двухголового существа с восьмью конечностями.

Есть и экспрессивный трюк в темной комнате: черное пространство разрывают своей белизной руки и ноги (они покрыты светящейся тканью), которые легкими вензелями “выписывают” взмахи крыльев, гримасы забавной рожицы, па у балетного станка, застывшего страуса. Самый впечатляющий фрагмент спектакля основан на экстравагантных мифических куклах, придуманных Майклом Карри: полуобнаженная нимфа восседает на скелете какого-то доисторического динозавра, а прекрасный юноша нежится на шкуре, превращающейся в злобного Кинг-Конга. Довольно миролюбивые поначалу звери в какой-то момент нападают на людей – девушка оказывается в животе динозавра, а юноша отчаянно рвется из лап гориллы. Но заканчивается все хорошо: звери побеждены, а девушка и юноша закручиваются в стремительном дуэте. И, пожалуй, лишь один номер обошелся без подпорок реквизиторских, бутафорских и костюмных конструкций: обаятельные кентавры (стоящий артист – передняя часть животного, его вторая половина – склоненное под прямым углом тело второго артиста, упирающегося темечком в спину товарища). Эти душки то важно вышагивают, то переходят в наступление, почуяв приближение брачных игр.

Из таких сценок-пазлов складывается космический кубик Рубика “Ботаники”. Предприятие исключительно развлекательное и гипнотическое, как сказал американский критик, – “травяной целебный настой от зимней тоски”. Но зима сменяется летом, а любые целебные снадобья при привыкании перестают действовать. Сейчас “Момикс” находится на том уровне постижения красоты природы, который грозит наскучить, хотя, наверняка, и не утратит своих чар, только неизбежно переродится в глянцевый перфекционизм. Польстимся надеждой на то, что свой чувственный видеоряд Мозес Пендлтон развернет лицом к человеку и к хореографии. Ведь эфемерные сны бывают не только о бутонах, тычинках и улитках, а танцевать могут не только ткани и бутафория, но и замечательный народ “Момикса” – артисты Мозеса Пендлтона.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

ЗАПИСИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;