Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 25 (7785) 21 - 27 июля 2011г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

СЕРЖ АВЕДИКЯН: Я не буду играть Параджанова, могу только быть им

Беседу вела Светлана ХОХРЯКОВА


С.Аведикян
На завершившемся в Ереване 8-м Международном кинофестивале “Золотой абрикос” прошла презентация нового проекта под рабочим названием “Параджанов”. Сценарий написан киевлянкой Оленой Фетисовой, она же будет сорежиссером картины в тандеме с Сержем Аведикяном – французским режиссером, актером и продюсером армянского происхождения. Серж родился в 1955 году в семье армянских репатриантов, которые вернулись из Франции в Ереван. Его предки были беженцами из Турции, пережившими геноцид армян. Когда ему исполнилось 15, вместе с родителями вернулся во Францию. Так что в юные годы Серж жил в Армении, учился там во французской школе, знает русский язык. На прошлогоднем Каннском кинофестивале его анимационная картина “Лающий остров” получила “Золотую пальмовую ветвь” в конкурсе короткого метра. Год назад Серж представлял картину на “Золотом абрикосе”, теперь фильм показали вновь, перед представлением его нового документального фильма “История собак” про собак, обитающих на улицах Стамбула. Выглядело это сочетание не очень убедительно, поскольку “Лающий остров” все же не о собаках, а о геноциде. Во французском посольстве в рамках нынешнего “Золотого абрикоса” прошла презентация проекта “Параджанов”. Буквально на наших глазах был подписан договор о сотрудничестве авторов проекта с украинской стороны с французскими коллегами. В нем также будут задействованы Швеция, Нидерланды, Грузия, Армения. Съемки начнутся в апреле 2012 года и пройдут в основном в Киеве, а также в Армении, Грузии и Голландии.

В Голландии рассказывают, как Сергей Параджанов, оказавшись впервые за границей, на Роттердамском кинофестивале, заявил, что Роттердам – самый красивый город своей страны. Это привело в недоумение граждан Голландии. Поскольку Роттердам – индустриальный центр с современной застройкой, город, пострадавший в годы войны и фактически целиком разрушенный. Параджанову сравнивать было не с чем.

Всякий раз, попадая в Армению, выслушиваешь все новые и новые рассказы о жизни Сергея Параджанова. Часто они не похожи на быль, но именно такой и была жизнь этого гения – фантасмагоричной и неожиданной. Одна легенда-быль гласит, что Параджанов отрывал в венецианском отеле декоративную рамочку в лифте, чтобы сделать коллаж. Надо было идти в музей, куда его пригласили. Появиться с пустыми руками неудобно, а денег на покупку подарка не было совсем. Вот он и вырывал с корнем эту штуковину, и в самый ответственный момент двери лифта открылись напротив консьержа, который и стал свидетелем шокирующей сцены, когда два странных человека – Параджанов и его оператор – тянули изо всех сил нужный им предмет. После презентации во французском посольстве в Ереване мы разговаривали с Сержем АВЕДИКЯНОМ. Он исполнит в картине главную роль.

– Серж, действительно ли имя Сергея Параджанова известно в мире? Я в этом сомневаюсь. Во всяком случае, на Каннском кинофестивале, где несколько лет назад шел фильм о нем Георгия Параджанова, имя Параджанова было для всех открытием. А кадры из незаконченной “Исповеди” Параджанова и других его фильмов стали откровением даже для такой продвинутой аудитории. На недавнем ММКФ Вернеру Херцогу был задан вопрос о Параджанове; выяснилось, что он впервые слышит это имя, и это при его поразительной любознательности и осведомленности в вопросах кино.

– Да, сейчас многим не известно имя Параджанова. Я разговаривал с кинематографистами и журналистами в Париже по поводу нашего проекта, спрашивал, знают ли они его. Кто-то вспоминал фильм “Тени забытых предков”, который видели в 1968 – 1970 годах. И не могли этого забыть, потому что это был новый стиль, необычные впечатления и чувства. Кто-то видел “Саят-Нову”. Но даже люди, знакомые с этими картинами, ничего не знают о самом Параджанове, что было потом в его жизни. Они понятия не имеют о том, что в Киеве он не мог работать, не знают, почему он оказался в тюрьме. В истории кино имя Сергея Параджанова не осталось, как сохранилось, скажем, имя Андрея Тарковского. Потому что картины Сергея фактически не были в прокате, у него не было связи с Европой. Встречались только кинолюбители и критики, знавшие его творчество. Широкой публике он неизвестен. И теперь, спустя годы, существует только его имя, а не то, что он сделал. Если мы сделаем хороший фильм и он заинтересует публику, то многое изменится. Картину смогут смотреть на DVD. Возможно, телевидение купит наш фильм, и это приблизит имя Параджанова к зрителю. Публике в Европе надо разъяснить, что происходило все в СССР. Важно и то, что Параджанов – армянин, при этом родился в Тбилиси, а работал в Киеве. Границ у него не было. Он был свободный человек, работал повсюду. Это очень по-европейски.

– Если мы говорим, что имя Параджанова малоизвестно в мире, то каким образом вам удалось заинтересовать своим проектом французских коллег?

– Это было нетрудно, ведь имя Параджанова оказалось известно нашим партнерам. Как я уже говорил, если обычных людей спросить о том, знают ли они имя Сергея Параджанова, то они спросят: “Кого, кого?” Я имею в виду Париж. А вот в Армении он всем известен. И тут надо быть осторожным, потому что людям кажется, что они знают о нем все, что Параджанов целиком принадлежит им. Люди утверждают, что он был такой, но никак не иной. Попробуйте поспорить с этим мнением. Это он делал в тюрьме, а вот этого никогда не делал. В Армении он окружен легендами. В музее Параджанова организовывают выставки, и за границей они проходят в ореоле легенды. Директор музея Параджанова Завен Саркисян сказал мне: “Осторожнее, Серж!” Я ему ответил: “И для тебя хорошо, что появится наш фильм, поскольку Параджанов не только в музее будет существовать”.

– Но для вас Параджанов какой?

– Для меня это не легенда. Я хорошо его знал. Мы любили друг друга. Я его видел одиноким. Это будет в фильме. Люди мало его знали таким. В минуты, когда он плакал, был усталым. Ведь он всегда играл, создавал театр в жизни. В фильме мы покажем ту сторону его бытия, которую многие не знают. Жена Параджанова Светлана, которая до сих пор живет в Киеве, рассказывала, каким он был в тюрьме, о чем думал. И это будет главным. Каким он был в детстве – это тоже окажется в центре фильма, как и то, какими были его родители. Важно детство, ставшее камертоном дальнейшей жизни. 7 – 8-летнего Сергея сыграет юный актер. Во взрослом возрасте – я.

– Но ведь это же адский труд, когда режиссер не только снимает фильм, но и играет главную роль…

– Важно правильно организовать работу. Рядом будут Олена Фетисова, съемочная группа, которая всегда подскажет. Будем работать интерактивно. Энергия, необходимая на съемочной площадке, исходит не только от актера. К тому же я не буду играть Сергея Параджанова, я буду чувствовать, как он, главное быть им. Я не могу играть Параджанова, потому что он и сам играл в жизни. Нельзя играть человека, который играл. Могу только быть им. Если вы были близки с человеком, обнимали его, это многое определяет. Нужно только чувствовать и помнить, как это было. Хорошо, что я с вами говорю по-русски, это для меня как тренировка, Сергей же говорил по-русски. Мне и сценарий был предложен на русском языке. Его написала Олена Фетисова. Она же обратилась к Роману Балаяну, который изначально рассматривался как режиссер-постановщик, с вопросом: “Кто может сыграть Параджанова?” Балаян посоветовал меня. Сейчас уже существует пятая версия сценария, и он постоянно дорабатывается. Кстати, во французской версии фильм будет называться “Бриллиант детства”.

Фильм о Параджанове – это не пересказ его биографии. Начнется фильм с последних дней его жизни. Мы не станем имитировать и копировать эту судьбу. Главное – передать эмоции, показать, каким он был. Я хочу показать его отношения с семьей, родителями, не все близкие принимали его эстетику. Нам помогают жена Параджанова Светлана, его сын. Они дали разрешение на использование событий его в жизни в кино. Нелегко будет найти актрису на роль Светланы. Пока вообще актеры не утверждены на роли. Скорее всего, Саят-Нову сыграет актер из Армении. В фильме будут использованы коллажная анимация, фотографии. Они помогут передать без слов и диалогов полет параджановской мысли, его фантазию.

– Первоначально Роману Балаяну было предложено снимать фильм о Параджанове. Почему он отказался от этого проекта?

– Отказался участвовать как режиссер-постановщик, мотивировал это тем, что слишком хорошо знал Параджанова, а потому побоялся быть необъективным. Но обещал быть рядом, помогать как креативный продюсер.

– Вы будете работать в тандеме с Оленой Фетисовой как два полноправных режиссера?

– Да, у нас есть совместимость, мы понимаем друг друга. В какой-то момент я понял, что будет правильно, если я стану режиссером. Пришел момент, когда надо снимать фильм о Параджанове. Кроме чувства ответственности, у меня еще есть ощущение свободы. Прошел 21 год со дня смерти Параджанова, и он нужен нам. Я остро это чувствую.

Также в рубрике:

КИНО

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;