Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 25 (7785) 21 - 27 июля 2011г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноСЕРЖ АВЕДИКЯН: Я не буду играть Параджанова, могу только быть имБеседу вела Светлана ХОХРЯКОВА
В Голландии рассказывают, как Сергей Параджанов, оказавшись впервые за границей, на Роттердамском кинофестивале, заявил, что Роттердам – самый красивый город своей страны. Это привело в недоумение граждан Голландии. Поскольку Роттердам – индустриальный центр с современной застройкой, город, пострадавший в годы войны и фактически целиком разрушенный. Параджанову сравнивать было не с чем. Всякий раз, попадая в Армению, выслушиваешь все новые и новые рассказы о жизни Сергея Параджанова. Часто они не похожи на быль, но именно такой и была жизнь этого гения – фантасмагоричной и неожиданной. Одна легенда-быль гласит, что Параджанов отрывал в венецианском отеле декоративную рамочку в лифте, чтобы сделать коллаж. Надо было идти в музей, куда его пригласили. Появиться с пустыми руками неудобно, а денег на покупку подарка не было совсем. Вот он и вырывал с корнем эту штуковину, и в самый ответственный момент двери лифта открылись напротив консьержа, который и стал свидетелем шокирующей сцены, когда два странных человека – Параджанов и его оператор – тянули изо всех сил нужный им предмет. После презентации во французском посольстве в Ереване мы разговаривали с Сержем АВЕДИКЯНОМ. Он исполнит в картине главную роль. – Серж, действительно ли имя Сергея Параджанова известно в мире? Я в этом сомневаюсь. Во всяком случае, на Каннском кинофестивале, где несколько лет назад шел фильм о нем Георгия Параджанова, имя Параджанова было для всех открытием. А кадры из незаконченной “Исповеди” Параджанова и других его фильмов стали откровением даже для такой продвинутой аудитории. На недавнем ММКФ Вернеру Херцогу был задан вопрос о Параджанове; выяснилось, что он впервые слышит это имя, и это при его поразительной любознательности и осведомленности в вопросах кино. – Да, сейчас многим не известно имя Параджанова. Я разговаривал с кинематографистами и журналистами в Париже по поводу нашего проекта, спрашивал, знают ли они его. Кто-то вспоминал фильм “Тени забытых предков”, который видели в 1968 – 1970 годах. И не могли этого забыть, потому что это был новый стиль, необычные впечатления и чувства. Кто-то видел “Саят-Нову”. Но даже люди, знакомые с этими картинами, ничего не знают о самом Параджанове, что было потом в его жизни. Они понятия не имеют о том, что в Киеве он не мог работать, не знают, почему он оказался в тюрьме. В истории кино имя Сергея Параджанова не осталось, как сохранилось, скажем, имя Андрея Тарковского. Потому что картины Сергея фактически не были в прокате, у него не было связи с Европой. Встречались только кинолюбители и критики, знавшие его творчество. Широкой публике он неизвестен. И теперь, спустя годы, существует только его имя, а не то, что он сделал. Если мы сделаем хороший фильм и он заинтересует публику, то многое изменится. Картину смогут смотреть на DVD. Возможно, телевидение купит наш фильм, и это приблизит имя Параджанова к зрителю. Публике в Европе надо разъяснить, что происходило все в СССР. Важно и то, что Параджанов – армянин, при этом родился в Тбилиси, а работал в Киеве. Границ у него не было. Он был свободный человек, работал повсюду. Это очень по-европейски. – Если мы говорим, что имя Параджанова малоизвестно в мире, то каким образом вам удалось заинтересовать своим проектом французских коллег? – Это было нетрудно, ведь имя Параджанова оказалось известно нашим партнерам. Как я уже говорил, если обычных людей спросить о том, знают ли они имя Сергея Параджанова, то они спросят: “Кого, кого?” Я имею в виду Париж. А вот в Армении он всем известен. И тут надо быть осторожным, потому что людям кажется, что они знают о нем все, что Параджанов целиком принадлежит им. Люди утверждают, что он был такой, но никак не иной. Попробуйте поспорить с этим мнением. Это он делал в тюрьме, а вот этого никогда не делал. В Армении он окружен легендами. В музее Параджанова организовывают выставки, и за границей они проходят в ореоле легенды. Директор музея Параджанова Завен Саркисян сказал мне: “Осторожнее, Серж!” Я ему ответил: “И для тебя хорошо, что появится наш фильм, поскольку Параджанов не только в музее будет существовать”. – Но для вас Параджанов какой? – Для меня это не легенда. Я хорошо его знал. Мы любили друг друга. Я его видел одиноким. Это будет в фильме. Люди мало его знали таким. В минуты, когда он плакал, был усталым. Ведь он всегда играл, создавал театр в жизни. В фильме мы покажем ту сторону его бытия, которую многие не знают. Жена Параджанова Светлана, которая до сих пор живет в Киеве, рассказывала, каким он был в тюрьме, о чем думал. И это будет главным. Каким он был в детстве – это тоже окажется в центре фильма, как и то, какими были его родители. Важно детство, ставшее камертоном дальнейшей жизни. 7 – 8-летнего Сергея сыграет юный актер. Во взрослом возрасте – я. – Но ведь это же адский труд, когда режиссер не только снимает фильм, но и играет главную роль… – Важно правильно организовать работу. Рядом будут Олена Фетисова, съемочная группа, которая всегда подскажет. Будем работать интерактивно. Энергия, необходимая на съемочной площадке, исходит не только от актера. К тому же я не буду играть Сергея Параджанова, я буду чувствовать, как он, главное быть им. Я не могу играть Параджанова, потому что он и сам играл в жизни. Нельзя играть человека, который играл. Могу только быть им. Если вы были близки с человеком, обнимали его, это многое определяет. Нужно только чувствовать и помнить, как это было. Хорошо, что я с вами говорю по-русски, это для меня как тренировка, Сергей же говорил по-русски. Мне и сценарий был предложен на русском языке. Его написала Олена Фетисова. Она же обратилась к Роману Балаяну, который изначально рассматривался как режиссер-постановщик, с вопросом: “Кто может сыграть Параджанова?” Балаян посоветовал меня. Сейчас уже существует пятая версия сценария, и он постоянно дорабатывается. Кстати, во французской версии фильм будет называться “Бриллиант детства”. Фильм о Параджанове – это не пересказ его биографии. Начнется фильм с последних дней его жизни. Мы не станем имитировать и копировать эту судьбу. Главное – передать эмоции, показать, каким он был. Я хочу показать его отношения с семьей, родителями, не все близкие принимали его эстетику. Нам помогают жена Параджанова Светлана, его сын. Они дали разрешение на использование событий его в жизни в кино. Нелегко будет найти актрису на роль Светланы. Пока вообще актеры не утверждены на роли. Скорее всего, Саят-Нову сыграет актер из Армении. В фильме будут использованы коллажная анимация, фотографии. Они помогут передать без слов и диалогов полет параджановской мысли, его фантазию. – Первоначально Роману Балаяну было предложено снимать фильм о Параджанове. Почему он отказался от этого проекта? – Отказался участвовать как режиссер-постановщик, мотивировал это тем, что слишком хорошо знал Параджанова, а потому побоялся быть необъективным. Но обещал быть рядом, помогать как креативный продюсер. – Вы будете работать в тандеме с Оленой Фетисовой как два полноправных режиссера? – Да, у нас есть совместимость, мы понимаем друг друга. В какой-то момент я понял, что будет правильно, если я стану режиссером. Пришел момент, когда надо снимать фильм о Параджанове. Кроме чувства ответственности, у меня еще есть ощущение свободы. Прошел 21 год со дня смерти Параджанова, и он нужен нам. Я остро это чувствую. Также в рубрике:
|