Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 29 (7140) 6 - 12 августа 1998г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаПоследний гений железного векаАльфред Гарриевич ШНИТКЕ
3 августа 1998 года на 64-м году жизни скончался выдающийся российский композитор Альфред Гарриевич Шнитке. Печальная весть, пришедшая из Германии, не стала неожиданностью. Многие знали о тяжкой болезни Альфреда Шнитке, в последние годы обрекшей его почти на полную неподвижность. Но горечь утраты это не смягчит. С Альфредом Шнитке ушла целая эпоха нашей духовной жизни, ушел неповторимый мир, в звуках запечатлевший трагическую и прекрасную хронику современности. Альфреду Шнитке выпала нелегкая судьба. Даже заслуженная мировая слава, как кажется, пришла к нему с опозданием. Родившийся в городе Энгельсе близ Саратова в Республике Немцев Поволжья, он с семьей лишь по счастливой случайности избежал ссылки в годы войны. Многие крупнейшие музыканты современности, давно по достоинству оценившие творчество Шнитке, могут вспомнить, как им "не рекомендовали" исполнять его произведения. Но не забыть и другое - наэлектризованную тишину в зале, когда звучала музыка Шнитке, и незнакомых людей, чувствовавших себя братьями по духу. Музыка Шнитке была нашей речью - она рассказывала нам о нас самих и о том главном, что не уходит с течением времени. Как оказалось, она говорила и всему миру - ибо постепенно она завоевала мир, и теперь ее можно услышать на всех континентах. Ей открывались глубины мирового зла и фаустовские соблазны века, но она несла заряд подлинной человечности, унаследованной от великого русского искусства, от Шостаковича и Достоевского. Но не только лишь проповедническим пафосом жило искусство Шнитке. Его творчество - настоящая энциклопедия культуры, сокровищница голосов, долетающих из других эпох, уловленных чуткой душой художника, вместившей целый мир. Сталкивая старину и современность, высокое и низкое, банальное и учено- изощренное, Шнитке создавал неповторимую вселенную, личностный космос, глубоко индивидуальные законы, которые понятны многим сердцам. Может быть, поэтому в лучших своих проявлениях творчество Шнитке не знает беспросветности и тяжкого греха уныния. Казалось, рушится мир в апокалипсисе Первой симфонии, но и здесь жизнь берет свое неистощимое в артистической изобретательности, возрождаясь как феникс из пепла. Сила гения торжествует победу в самых безысходных коллизиях, как в истории мятежного странника Пер Гюнта, которому в финале балета Шнитке по Ибсену дано неземное блаженство бесконечного адажио с верной Сольвейг. Или - в заключении Четвертой симфонии - воцаряется свет акафиста Пресвятой Богородице, рассеивающий ночные муки крестного пути, преодоленные высоким подвигом веры... Жизненное странствие Альфреда Шнитке завершилось. Его музыка вновь отправляется в путь, которому нет конца. Многим она еще откроет свои сокровища.
С.В.Кириенко, В.Б.Юмашев, О.Н.Сысуев В.Ю.Абдрашитов, О.Б.Галахов, Н.Н.Гутман, Э.Г.Климов, С.Я.Кулиш, М.А.Овчинников, В.К.Полянский, С.И.Савенко, Т.Н.Хренников, Р.К.Щедрин, Е.С.Строев, Ю.М.Лужков, Н.Л.Дементьева, А.А.Адабашьян, В.А.Гергиев, В.И.Казенин, В.М.Коконин, Ю.П.Любимов, В.В.Панченко, Г.Н.Рождественский, С.М.Слонимский, А.В.Чайковский, А.Я.Эшпай, Г.Н.Селезнев, Б.Е.Немцов, А.Н.Медведев, Ю.А.Башмет, С.А.Губайдулина, Г.А.Канчели, В.В.Крайнев, Н.С.Михалков, Б.А.Покровский, М.Л.Ростропович, А.Ю.Хржановский, К.Г.Шахназаров Также в рубрике: |