Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 7 (7314) 14 - 20 февраля 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ОбществоЕще Ван Гог...Музею творчества аутсайдеров исполнилось пять лет. Но об этом никто не знает ДРУГОЕ ИСКУССТВОАнна ПОЗНАНСКАЯ
Тяжелая черная дверь с небольшим окошком-глазком (наблюдать за буйнопомешанными больными или неадекватными посетителями?!), картины, висящие на темных стендах-решетках, этикетки из оборванных кусков оргалита и ненавязчивая психоделическая музыка сразу погружают в атмосферу параллельной реальности. Дизайну экспозиции этого музея могут позавидовать многие галереи столицы. Одно из самых сильных впечатлений - аляповатая кошка с бубенчиком на шее (помните знаменитые кошки-копилки!), скромно сидящая у стола в зале наивного искусства, неожиданно оборачивается живым зверем и убегает, истошно мяукая... В марте 1996 года в Москве, на Измайловском бульваре, 30, открылась постоянная экспозиция первого в России Музея творчества аутсайдеров. Главную задачу основатели музея видели в том, чтобы "физически обозначить в пространстве художественной жизни место, куда могли бы стекаться произведения художников-аутсайдеров". Коллекция музея, состоящая из более чем тысячи произведений, собиралась в течение 12 лет. Первоначально ее основу составляли работы душевнобольных художников, однако в настоящее время коллекция представлена несколькими разделами, такими, как искусство аутсайдеров, работы категории "Новый вымысел", наивное искусство, психопатологическая экспрессия. Произведения так называемых аутсайдеров давно входят в состав экспозиций крупнейших музеев мира. В нашем государстве эта тема долго оставалась закрытой в первую очередь в связи со спецификой советских лечебных заведений. Человек, оказавшийся в стенах "психушки", не мог рассчитывать не только на полноценное существование, но и на элементарное сочувствие окружающих. Естественно, что в подобных условиях картины больных не вызывали интереса, и, как правило, после смерти художника его творения оказывались на помойке. Так, замечательные рисунки, исполненные оставшимся безымянным Васильевым в 60-е годы, практически случайно были спасены одним из врачей. Подкупает тот факт, что произведения, созданные аутсайдерами в советские и постсоветские годы, по определению не могут быть конъюнктурными: трудно предположить, что их авторы пытались угодить спросу того или иного "идеологического рынка". Ибо, как уверяют авторы музейного каталога, "художники-аутсайдеры - это люди, творящие для себя или своего ближайшего окружения и, как правило, не осознающие себя художниками до тех пор, пока коллекционеры и эксперты не утвердят их в мысли о том, что создаваемые ими произведения относятся к искусству". Тем не менее во многих произведениях, исполненных в 60 - 70-е годы, отразились основные лозунги эпохи. В работах душевнобольных, создававших свой параллельный мир, порой угадываются и элементы военной пропаганды, и мотивы светлого будущего, и пафос агитационного плаката. И все же, как правило, творчество аутсайдеров находится в стороне не только от политических событий, но и от основных художественных направлений и стилей, общепринятых традиций и канонов. Его основой является глубоко индивидуальное, неповторимое видение мира, присущее художнику. Часто оно обусловлено психическими особенностями автора, существующего в полной изоляции от общества (физической или духовной). Так, одна из самых ярких - фигур, представленных в экспозиции музея, - художница Роза Жарких- практически отказалась от общения с внешним миром ради чудесных видений, которые она стремится запечатлеть в своих вышивках. Экспозиция музея аутсайдеров включает в себя не только произведения душевнобольных, но и яркие, экспрессивные картины художников, сознательно идущих на разрыв с привычными художественными штампами. В коллекцию музея также вошли работы, относящиеся к так называемой психопатологической экспрессии. Авторы этих произведений часто имеют художественное образование, однако неустойчивая нервная организация заставляет их постоянно балансировать на грани реальности и безумия. Искусство аутсайдеров, возникшее за рамками официальной культуры, постепенно включается в ее контекст. Разрушается неприкосновенная оболочка, позволявшая художнику существовать в мире собственных грез. Об этом свидетельствуют появление работ аутсайдеров на художественном рынке, формирование специфических коллекций, открытие соответствующих музеев. Также в рубрике:
|