Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 7 (7314) 14 - 20 февраля 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаСамый триумфальный триумфЗвезды джаза в Москве Анна ВЕТХОВА
Отмечая 10-летие учреждения знаменитой премии, благотворительный фонд "Триумф" постарался поразить воображение публики. "Триумфальные" фестивали всегда славились своим разнообразием, но нынешний, юбилейный, явно превзошел все предыдущие. Сегодня мы рассказываем о его заключительной части. Она сплошь музыкальная, но адресована людям с самыми различными жанровыми ориентациями: тут вам и джаз, и поп, и классика - и все исключительно звездное. Масштабным пятичасовым концертом в ГЦКЗ "Россия" открылась в Москве серия вечеров под общим названием "Триумф джаза". Пожалуй, эта акция стала одним из самых ярких событий фестиваля в честь 10-летия премии "Триумф", и, безусловно, одним из самых значительных джазовых событий в нашей стране (концерты продолжились тремя эксклюзивными вечерами в "Ле Клубе"). По статусу концерт в "России" сравним разве что с проектами самых престижных джаз-фестивалей. Это, в частности, подтвердил мировой авторитет джазовой критики, господин Айра Гитлер, который специально прилетел на "Триумф джаза" и даже выступил с небольшим обращением к публике, из которого следовало, что подобную россыпь звезд можно обнаружить только на самых-самых мировых джаз-проектах, но услышать их всех "в один прием" абсолютно нереально: для этого понадобится посетить как минимум три концерта.
Итак, к нам приехали те, кого рады слышать все джазмены мира. Это Тутс Тилеманс - единственный и неповторимый 80-летний аксакал, сделавший губную гармошку джазовым инструментом. Для него не проблема, что играть - песни Леграна или композиции в стиле фьюжн, и гармошка равно прелестно звучит как в сопровождении пианиста и клавишника, его нынешнего постоянного партнера Кенни Вернера, так и под свингующий Биг бэнд. Еще один дуэт составили самый знаменитый вибрафонист мира Гэри Бертон и пианист Макото Озоне, оказавшиеся на этом празднике свинга, пожалуй, самым классичным ансамблем. Приехал к нам легендарный барабанщик Элвин Джонс, давно разменявший восьмой десяток, но не утративший своего непомерного азарта. Маэстро прибыл со своим проектом "Elvin Jones Jazz Machin", который создал в 90-м году. С тех пор в нем переиграли многие гениальные музыканты. Нынешний состав, включающий, помимо Джонса, уникального тромбониста, представителя знаменитой джазовой династии Дельфио Марсалиса (звучание его тромбона столь совершенно, что сравнимо по тембру и манере звукоизвлечения с какой-то мифической баритонально окрашенной трубой), пианиста Карлоса Маккини, уже приезжавшего к нам в составе Кенни Гаррета (равно владеющего любыми джазовыми стилями, что ярко проявилось на джем-сейшне), басиста Джерольда Кенона (таким плотным, густым и ярким на всех участках регистра звуком не обладает, по-моему, никто из басистов) и саксофониста Пата Лабарберу (по манере очень схожего с Колтрейном, но играющего чуть мягче, с меньшей агрессией), помимо выступления в джазовом гала, можно было услышать на специальном вечере в "Ле Клубе". Элвин Джонс, осуществивший в первой половине 60-х легендарный прорыв в ладовый джаз вместе с великим Джоном Колтрейном, и сегодня верен музыке своей молодости. Музыканты играют в стиле, микширующем пост-боп, мейнстрим и кул-джаз. Другой легендарный барабанщик, зачастивший к нам в последнее время Билли Кобэм, с именем которого также связана целая музыкальная эпоха - джаз-рок и фьюжн, кажется, чувствует себя в Москве, как на родине. С каждым приездом он все более и более раскрывается перед публикой, а на вечере в "Ле Клубе" великий "шаман" настолько вошел в раж, что... погас свет. Конечно, подобная неполадка есть проблема техническая, но думаю, здесь не обошлось и без мистики: зал не выдержал энергетики такого количества джазменов. Нам удалось вновь послушать изумительного трубача Рэнди Брэккера, наслаждаясь его умопомрачительно длинными фразами-легатиссимо и удивительно мягким звуком, сходным с тембром флюгель-горна. Дуэт Брэккера с саксофонистом "номер один" Джо Ловано - песнь песней: оба необычайно лиричны и проникновенны в балладах и бешено темпераментны в мейнстримовских вещах и особенно в фанки-фьюжн композициях, сочиненных Кобэмом. Удалось наконец-то за долгое время услышать истинный джазовый вокал высшей пробы в исполнении Кевина Махогэни и Ди Ди Бриджуотер, соперничавших с инструменталистами в импровизациях и выдававших такие скэты, что даже звездные "дудки" отходили на второй план. Ну и наконец, нельзя не сказать о нашем вкладе в эту феерическую джазовую россыпь - об Игоре Бутмане, который вел, вел и довел свой Биг бэнд до великолепной формы, в чем, безусловно, и заслуга аранжировщика Виталия Долгова, расписавшего целую кипу разностильных композиций для оркестра специально к "триумфовским вечерам", - отменная работа. Сам же Бутман выдавал такие соло, что, кажется, завидовали и Брэккер, и Ловано. Феерический музыкант! И гениальный организатор, благодаря которому "советский джаз" наконец-то стал "полным джазом". Также в рубрике:
|