Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 7 (7314) 14 - 20 февраля 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Событие"Бубновый валет" стал козырем сезонана Неглинной и Крымском Валу ВЫСТАВКАВиктор ЛЕОНИДОВ
Тот день, 10 декабря 1910 года, потом историки искусства как только не будут называть - и "переломным", и "эпохальным", и "решающим". Потому что, когда на Большой Дмитровке в салоне дома Левиссон открылась выставка объединения "Бубновый валет", история русского искусства раскололась надвое - до и после этого. Уже в самом названии звучал явный вызов. То ли дело - "Мир искусства". Или - "Голубая роза". Или "Товарищество передвижных художественных выставок". Солидно. Понятно. Да даже и названия новых журналов - "Весы", "Золотое руно". А тут - "Бубновый валет".
По воспоминаниям непременного участника объединения, блистательного мастера натюрморта Александра Куприна, название это придумал будущий основоположник отечественного "лучизма" Михаил Ларионов. А другой великолепный "валетовец" Илья Машков, как никто другой, кроме, пожалуй, своего соратника Петра Кончаловского, владевший сочной, яркой манерой письма, писал в воспоминаниях, что он при этом представил себе бубновый знак на спине арестанта. Впрочем, другие говорили, что символ жаргонного обозначения игральной карты здесь был предназначен для воссоздания героя авантюрных романов, мота и проходимца. Наверное, это не столь важно. А важно, что яростная, мощная, сочная и совершенно необычная манера письма выплеснулась на холсты и стала всеобщим достоянием.
Автор ныне признанного классическим "Полутораглазого стрельца" Бенедикт Лившиц писал, что очереди на выставку были совершенно фантастические. Куприн, Кончаловский, Ларионов и их товарищи, некоторые из которых незадолго до этого были отчислены из Московского училища живописи, ваяния и зодчества, одержали полную победу. С тех пор прошел еще ряд выставок, в том числе и знаменитая экспозиция на Воздвиженке в помещении Экономического общества офицеров Московского военного округа, вызвавшая яростную критику, которую в своих "Художественных письмах" возглавил Александр Николаевич Бенуа. Была экспозиция в Питере, были диспуты в Политехническом. И была, наконец, последняя выставка в Третьяковской галерее в 1927 году. И вот сегодня в ставшей уже более чем знаменитой галерее Московского центра искусств на Неглинной и в маленькой уютной галерее "Элизиум" в Центральном доме художника "Бубновый валет" возрождается вновь. Да еще как! Не просто всем известными работами, а картинами из региональных музеев России (их гостеприимно приняли на Неглинной) и картинами из частных собраний, которыми можно полюбоваться на Крымском Валу. Результат просто превзошел все ожидания. Яростные полотна Куприна и Машкова, Гончаровой и Ларионова, Осмеркина и всеми забытого Михаила Леблана, как магнит, притягивающие грустные композиции Фалька и "сезанновские пейзажи" Адольфа Мильмана, умершего в Париже в 1930 году, многие из которых даже специалисты не видели долгие годы, легко и навсегда вошли в наше художественное пространство. Потому что такого карнавала "бубновалетовцев" из Ярославского художественного музея и Государственного музея-заповедника "Ростовский кремль", Ивановского областного художественного музея и Вологодской галереи мы до сих пор видеть не могли. Объединенные на Неглинной под хлестким названием "Путь на Запад? Путь к себе" , эти работы еще раз показали, каким великим явлением в нашей истории был "Бубновый валет". Сколько нового, ставшего ныне общепризнанным и классическим, внесли эти художники. Потому что они соединили в себе традиции многовекового прошлого русского лубка и безмерную гармонию Сезанна, мудрость философского осмысления мира и праздник пейзажа и натюрморта. Те, кто в 1911 году на собрании общества "Бубновый валет" избрал председателем Петра Кончаловского, развернули русскую живопись к современным европейским вершинам и приняли от западного искусства лучшее, что было на тот момент. И сейчас, когда мы имеем счастливую возможность посмотреть работы из далеких от столиц музеев и частных собраний, когда почти все из этих картин большинством зрителей видятся либо впервые, либо первый раз за много лет, мы искренне советуем всем не пропустить эти дивные экспозиции и еще и еще раз сказать спасибо тем, кто осуществил такой сложный проект. Также в рубрике:
|