Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 7 (7314) 14 - 20 февраля 2002г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Событие

"Бубновый валет" стал козырем сезона

на Неглинной и Крымском Валу

ВЫСТАВКА

Виктор ЛЕОНИДОВ


М.Ларионов. "Рыбы". Этюд. 1904 - 1906 гг.

Тот день, 10 декабря 1910 года, потом историки искусства как только не будут называть - и "переломным", и "эпохальным", и "решающим". Потому что, когда на Большой Дмитровке в салоне дома Левиссон открылась выставка объединения "Бубновый валет", история русского искусства раскололась надвое - до и после этого.

Уже в самом названии звучал явный вызов. То ли дело - "Мир искусства". Или - "Голубая роза". Или "Товарищество передвижных художественных выставок". Солидно. Понятно. Да даже и названия новых журналов - "Весы", "Золотое руно". А тут - "Бубновый валет".

Е.Машкова-Федорова. "Раковина и кувшин". 1911 г.

По воспоминаниям непременного участника объединения, блистательного мастера натюрморта Александра Куприна, название это придумал будущий основоположник отечественного "лучизма" Михаил Ларионов. А другой великолепный "валетовец" Илья Машков, как никто другой, кроме, пожалуй, своего соратника Петра Кончаловского, владевший сочной, яркой манерой письма, писал в воспоминаниях, что он при этом представил себе бубновый знак на спине арестанта.

Впрочем, другие говорили, что символ жаргонного обозначения игральной карты здесь был предназначен для воссоздания героя авантюрных романов, мота и проходимца.

Наверное, это не столь важно. А важно, что яростная, мощная, сочная и совершенно необычная манера письма выплеснулась на холсты и стала всеобщим достоянием.

О.Розанова. "Автопортрет". Этюд. 1912 г.

Автор ныне признанного классическим "Полутораглазого стрельца" Бенедикт Лившиц писал, что очереди на выставку были совершенно фантастические. Куприн, Кончаловский, Ларионов и их товарищи, некоторые из которых незадолго до этого были отчислены из Московского училища живописи, ваяния и зодчества, одержали полную победу.

С тех пор прошел еще ряд выставок, в том числе и знаменитая экспозиция на Воздвиженке в помещении Экономического общества офицеров Московского военного округа, вызвавшая яростную критику, которую в своих "Художественных письмах" возглавил Александр Николаевич Бенуа. Была экспозиция в Питере, были диспуты в Политехническом. И была, наконец, последняя выставка в Третьяковской галерее в 1927 году.

И вот сегодня в ставшей уже более чем знаменитой галерее Московского центра искусств на Неглинной и в маленькой уютной галерее "Элизиум" в Центральном доме художника "Бубновый валет" возрождается вновь.

Да еще как! Не просто всем известными работами, а картинами из региональных музеев России (их гостеприимно приняли на Неглинной) и картинами из частных собраний, которыми можно полюбоваться на Крымском Валу.

Результат просто превзошел все ожидания. Яростные полотна Куприна и Машкова, Гончаровой и Ларионова, Осмеркина и всеми забытого Михаила Леблана, как магнит, притягивающие грустные композиции Фалька и "сезанновские пейзажи" Адольфа Мильмана, умершего в Париже в 1930 году, многие из которых даже специалисты не видели долгие годы, легко и навсегда вошли в наше художественное пространство.

Потому что такого карнавала "бубновалетовцев" из Ярославского художественного музея и Государственного музея-заповедника "Ростовский кремль", Ивановского областного художественного музея и Вологодской галереи мы до сих пор видеть не могли. Объединенные на Неглинной под хлестким названием "Путь на Запад? Путь к себе" , эти работы еще раз показали, каким великим явлением в нашей истории был "Бубновый валет". Сколько нового, ставшего ныне общепризнанным и классическим, внесли эти художники.

Потому что они соединили в себе традиции многовекового прошлого русского лубка и безмерную гармонию Сезанна, мудрость философского осмысления мира и праздник пейзажа и натюрморта. Те, кто в 1911 году на собрании общества "Бубновый валет" избрал председателем Петра Кончаловского, развернули русскую живопись к современным европейским вершинам и приняли от западного искусства лучшее, что было на тот момент. И сейчас, когда мы имеем счастливую возможность посмотреть работы из далеких от столиц музеев и частных собраний, когда почти все из этих картин большинством зрителей видятся либо впервые, либо первый раз за много лет, мы искренне советуем всем не пропустить эти дивные экспозиции и еще и еще раз сказать спасибо тем, кто осуществил такой сложный проект.

Также в рубрике:

ВЫСТАВКА

СОБЫТИЕ, КОТОРОГО НЕ БЫЛО

КИНО

ДИЗАЙН

БАЛЕТ

ЮБИЛЕЙ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;