Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 7 (7314) 14 - 20 февраля 2002г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Вокруг ТВ

Телеканал "Культура": Взгляд из провинции

По сообщениям корреспондентов Агентства Культурной Информации
Фото Александра МАЗУРИНА


    

Марина КОЛДОБСКАЯ, арт-критик:

- Рейтинг канала "Культура" в Питере совсем неплох - около трех процентов. Он не так уж сильно уступает, скажем, местному каналу "Петербург" (по привычке его зовут "Пятым"), который претендует быть главным в городе. Однако попытки опросить деятелей культуры с целью детально выяснить их мнение о профильном телевидении, неожиданно натолкнулись на препятствия. "У меня "Культура" не ловится", "я вообще не смотрю ТВ - противно", "времени нет, смотрю только новости, а чтобы расслабиться - МТВ и боевики" - вот типовые ответы менеджеров и администраторов разных культурных (в широком смысле) учреждений.

Журналисты, теле- и кинокритики были суровее. "Пенсионерский канал", "очень старомодно", "вяло, медленно, скучно", "не могу назвать ни одной динамичной передачи", "телевидение говорящих голов" - все в таком духе. Итог подводило данное одним телекритиком определение: "телевидение музейного типа". Музей не ругательство, и то, что профессионалы считают недостатком, многие дилетанты, то есть телезрители (будем считать, что телевидение делается все-таки для них), гораздо снисходительнее. "В последнее время стал смотреть "Культуру", потому что все остальное - полный отстой", "на фоне других каналов смотрится прилично". Отмечаемый всеми консерватизм канала действует успокоительно и даже терапевтически. Оказалось, что публика (особенно пожилая) ценит "Культуру" именно за то, что в ней нет насилия, суматохи, суеты, скандальности, желания травмировать зрителя или привлечь его "шоковыми" методами. "Никто не кричит "Оставайтесь с нами!", "Рекламная пауза!" и "Приз в студию!" - так выразился один телезритель. "На остальном ТВ говорят только о деньгах, сексе и террористах, как будто в жизни больше нет ничего интересного", - жаловалась телезрительница.

Как ни парадоксально, канал хвалят именно за то, что он не желает "идти в ногу со временем", а, скорее, предоставляет спокойное убежище от него. Для типового питерского интеллигента, воспитанного в сознании, что культура - это "вечные ценности", а вовсе не осмысление того, что происходит здесь и сейчас, такой подход кажется вполне адекватным. Принято считать также, что "культуру надо охранять", и в этом смысле выраженная сопротивляемость канала к разным модным новшествам (или неумение их перенять) также выглядит адекватно. Словом, "Культура" не огорчает клиента, и это уже немало. Она даже порой делает ему красиво. Правда, в основном не за счет собственного телепроизводства, а за счет готового продукта: зрители хвалили "Культуру" главным образом за кинопрограмму. "Показывают классику", "у них почти всегда хорошие фильмы", "люблю смотреть старое кино", "показывают то, чего нет на других каналах". Люди пожилого возраста расширяли ответ прилагательными типа "спокойный", "нормальный", "здоровый", "интересный". Довольно благожелательные отзывы получили и новости канала. Вообще, оказывается, наш зритель вполне готов воспринимать и ценить информацию как таковую и вовсе не требует, чтобы ее обязательно приправляли сенсациями и скандалами. Что, где, когда (выставки, премьеры, гастроли, новые книги) - эта информация кажется востребованной. Правда, зрители помоложе жалуются на то, что канал больше интересуется "классическим", "официозным" или, скажем точнее, "статусным" репертуаром. Для публики моложе 30 - 40 лет интереснее клубные новости, современная музыка (речь здесь не идет о попсе), гастроли небольших театральных и перформанс-групп, интеллектуальное кино, выставки в галереях и т.п. Этот зритель в поисках информации уходит от ТВ в Интернет, но при некоторых коррективах в политике канала может и вернуться.

Довольно благожелательно опрошенные оценили дизайн канала. Он признается достаточно современным, динамичным, но не раздражающим.

В общем, из опросов создается впечатление, что тот канал, который есть сейчас, не вполне удовлетворяет петербургского зрителя. Однако ясно, что культурная и просветительская информация нужна и будет востребована, так что возможности для развития проекта несомненно есть. Пока кажется, что телезритель дал "Культуре" очевидный (и, кажется, довольно большой) кредит доверия.

Брянск

    

Татьяна РИВКИНД, журналист:

Недолго радовались брянские мелокиноманы, театралы и прочие продвинутые телезрители появлению только что родившегося канала "Культура". Вскоре культурный телемладенец, и без того не всем доступный из-за слабого сигнала ретранслятора, был заменен руководством ГТРК "Брянск" на ТВЦ. Творческая интеллигенция практически и не пикнула. Когда замаячила угроза закрытия канала "Культура", мне вместе с редакцией газеты "Брянское время" удалось провести "круглый стол" с представителями общественности и областного управления культуры. Но руководство местной гостелекомпании не удостоило этот проблемный разговор своим присутствием и тем более - какими-либо аргументами "за" или "против" своего решения. Многое тогда зависело от обладминистрации, которая тоже повернулась спиной к "Культуре". И теперь только небольшое число счастливых обладателей тарелок НТВ-плюс (в их числе и я) могут в Брянске оценить, какого замечательного "ребенка" выплеснули тогда наши телечиновники и как этот отрок вырос и похорошел. А мы много потеряли и теряем, отказавшись от "Культуры". Тем более что и газета "Культура" распространяется в области лишь по подписке. Ведь, по сути, канал "Культура" остался сегодня чуть ли не единственным каналом, занимающимся высоким просветительством и нескучным образованием в сфере искусства. Самые ценные, на мой взгляд, передачи авторские - эмоциональные, наполненные живой мыслью и живым чувством, которые рождаются на наших глазах. Когда масштаб личности автора определяет во многом масштаб телеповествования. Это и обстоятельные монологи-размышления Анатолия Смелянского - его сериалы из фойе МХАТа и нынешний - "Черный снег" о Булгакове. И захватывающие лекции-детективы Артема Варгафтика из цикла "Партитуры не горят", где найден не только интересный повествовательный ключ в рассказах о музыке и музыкантах, но и оригинальный, неожиданный зрительный эквивалент: Вагнер, например, звучит на фоне заспиртованных гомункулюсов Музея палеонтологии.

Где еще мы сможем так неспешно и основательно встретиться с мудрым Петром Фоменко и побывать у него на репетиции, не говоря уже о ретроспективных цитатах из его телефильмов ("Телетеатр. Классика"). Или услышать исповедь замечательного мастера документального кино Леонида Гуревича ("Острова"). Или побеседовать с неутомимым Игорем Моисеевым ("О времени и о себе" С.Бэлзы). Услышать на прощание пронзительные монологи ушедших недавно от нас Виктора Астафьева и Александра Володина. Увидеть трепетный талант Лии Загородней в "Портрете мадонны" по Т. Уильямсу Театра Юрия Погребничко "Около" ("Новомобиль"). Поговорить о парадоксах искусства с самим Шагалом (фильм Людмилы Солнышкиной "Шагал о Шагале") или с самим Рудольфом Нуреевым (фильм "Рудольф Нуреев как он есть").

Вообще, канал "Культура" остался за редким исключением единственным телепространством для документального кино. В последнее время, правда, встречи с шедеврами и открытиями этого жанра стали гораздо реже. Хотя само присутствие телехроники дает новый ракурс многим программам канала. Недавняя передача "Мятеж реформаторов" из истории декабризма в России запомнилась не только историческими кадрами, но и съемками нынешней Читы, Петрозаводска, Нерчинска...

Во многом прибавили "Новости культуры" с появлением в качестве ведущего В.Флярковского. Новости же из Интернета в этих выпусках хоть и оживляют телетекст, но часто носят уж слишком случайный характер.

Недавно министр культуры М.Швыдкой выступил в новой роли - соавтора и ведущего ток-шоу "Культурная революция". Острые темы для обсуждения, корректность и дипломатичность ведущего делают "Культурную революцию" все более интересным и поучительным зрелищем. Однако ток-шоу явно не хватает глубоко продуманного сценария (сценарист А.Козлов). Особенно это было заметно в передаче о юморе, когда основательный Эльдар Рязанов за несколько минут обозначил то главное в природе отечественного смеха, что могло бы и стать предметом разговора. Устроители же пошли по привычному пути, пригласив беспроигрышных наших политических шутов. В результате ток-шоу превратилось в уморительный и страшный одновременно телетеатр абсурда имени Жириновского и Шандыбина. Они нечаянно переиграли весь наш отечественный олимп смеха, включая Театр сатиры и Леонида Ярмольника...

Можно, конечно, профинансировать и спектакль "Как закалялась сталь" с Василием Ивановичем Шандыбиным в роли Жухрая, как это пообещал прилюдно министр, профессионально пряча улыбку. Но есть опасение, что на всех шутников средств не напасешься. Поскольку на лавры главных юмористов посягают и другие не менее серьезные парламентарии, что убедительно доказал взявший слово аграрий Харитонов:

- В Новосибирской области юмор присутствует. На селе поэтому намолотили более 4 тысяч тонн зерна. Область вышла на четвертое место.

В общем, опасного джинна выпускают наши шоумены на канале "Культура".

Что же касается пожеланий, то в "Новостях культуры" практически отсутствует провинция. И в целом на канале она присутствует в виде отдельных передач-резерваций типа "Чем жива Россия", в то время как столько захватывающих сюжетов, потрясающе интересных людей таит в себе этот необжитый пока "Культурой" материк.

Челябинск

    

Рустам ВАЛЕЕВ, писатель:

- Канал "Культура" делает большое дело уже тем, что показывает нам наших замечательных современников. Не персонажей пресловутой "светской хроники", но, к примеру, Б.Покровского, покойного Б.Раушенбаха, Е.Светланова, Ж.Алферова. Их грамотная, "вкусная" русская речь, питаемая мыслью, выстраданными чувствами и большой культурой, магически притягательна.

Мне нравится, что в передачах, которые ведут Виталий Третьяков или Михаил Швыдкой, даже если речь идет о животрепещущих проблемах общества, нет горячности, ангажированности, свойственной, к сожалению, другим каналам.

Мне нравится подбор фильмов, будь то старое советское кино или новое европейское. Включая канал "Культура", я спокоен: за яркой оберткой мне не всучат безвкусицу.

Отмечая достоинства, я не могу не сказать и о том, чего мне здесь не хватает. Мало передач о регионах. В частности, о национальных - канал-то всероссийский. Причем говорить стоит, может быть, не столько об искусстве, сколько о культуре как житье-бытье. В этом смысле канал мог бы стать сильной поддержкой документального кино. Другие каналы поголовно увлеклись созданием сериалов, как бы художественных, а на деле плоских, подражательных. А вот "Культура" может апеллировать к иному в человеке.

Неважно, на мой взгляд, обстоит дело с литературными передачами. В частности, когда речь идет об авангарде. Неинтересно, неубедительно. Творчество, которому неинтересна сама жизнь, кажется, не может заинтересовать и создателей таких передач.

    

Владимир БОЖЕ, руководитель Челябинского городского центра по сохранению культурного наследия:

- Честно говоря, я смотрю телевизор бессистемно. Если попадается что-то интересное, останавливаюсь. Надо сказать, замечаю, что довольно часто это телеканал "Культура". Стараюсь не пропускать передачу Феликса Разумовского "Кто мы?", нравится "Графоман". Больше всего мне интересны сюжеты, посвященные людям. Запомнились "Осенние портреты", посвященные Т.Шмыге и Т.Окуневской. Очень понравилась программа о Ю.Никулине в рубрике "ХХ век. Избранное".

Должен признаться, что почти никогда не смотрю передачу "Джазофрения", хотя очень люблю джаз. Поздно. Вероятно, сетка вещания верстается под столичного зрителя, а у нас с Москвой разница в два часа. Вообще, мне кажется, что, поскольку "Культура" - всероссийский телеканал, должно быть больше внимания уделено регионам. Не из-за пресловутой политкорректности, поверьте, здесь масса достойных сюжетов. Вот, например, могла бы быть весьма любопытной передача, посвященная провинциальным российским музеям. Даже не столько им самим, сколько отдельным экспонатам. Ведь тут такие истории! Например, в небольшом Музее Челябинского УВД есть первый автограф Юрия Гагарина, только что вернувшегося из космоса. Он принадлежал человеку, входившему в поисковую группу. За неимением бумаги, первый космонавт расписался на его комсомольском билете...

    

Нина ВОРОШНИНА, искусствовед, преподаватель Челябинского госуниверситета:

- Это замечательно, что такой телеканал появился и продолжает работать. Я помню, сколько было сомнений, нужен или нет, как будут решаться вопросы рентабельности и т.д. Время расставило все на свои места. "Культура" востребована, иначе и быть не могло.

Думаю, что этот телеканал в общем и целом дает весьма уравновешенную картину культурной жизни. Мне безумно нравятся передачи, в которых я вижу умных, интеллигентных, аристократичных людей, мне кажется, их больше было в другой эпохе. Печально, когда о них приходится говорить в прошедшем времени, я бы хотела видеть их живыми. И такие есть, последние из могикан, я с ходу могу назвать имя - Анеля Судакевич, актриса немого кино.

Лично мне не хватает передач по изобразительному искусству,

стреч с художниками. И еще программ, где известные культурно-исторические сюжеты подавались бы так, чтобы проявлялись и сталкивались разные точки зрения и таким образом возникала бы интрига жизни. Потому что культура и есть жизнь.

Томск

Томск принимает канал с первого дня его существования. Но так как вещание идет на том же канале, что и местное телевидение, то оно перекрывает его. То есть с 12.00 до 19.30 - "Культура", с 19.30 до 23.00 - ТГРК "Томск". Поэтому многие интересные передачи прерываются на полуслове. Первое время телезрители возмущались, теперь привыкли. С уважением к передачам этого канала относится почти вся интеллигенция Томска.

    

Мария СМИРНОВА, завлит театра драмы:

- Я с удовольствием смотрела бы его больше, но он показывает, когда я на работе. А поздно вечером уже нет сил смотреть. Видела полторы передачи Швыдкого "Культурная революция", но по одной-двум передачам вывода о тенденциях не сделаешь. Смотрю, когда удается, спектакли.

    

Татьяна ОСИПОВА, клубный работник:

- Передачи хотя и сделаны качественно, но по форме скучны. Молодежь такими передачами не увлечешь, не завоюешь. На других каналах культуры не хватает, зато с современными приемами подачи все в порядке. Нравятся передачи об артистах. К сожалению, мало информации из регионов.

Ростов-на-Дону

    

Надежда НОМЕРКОВА, архитектор, преподаватель Ростовского художественного училища имени М.Грекова:

- Канал "Культура" начал транслироваться в Ростове с ноября. И наша семья сразу оценила эту уникальную возможность быть осведомленной о новостях культуры мира. К примеру, смотрели с интересом передачу о современной археологии. Она в какой-то степени перевернула наши представления об этой науке. С большим интересом смотрю ток-шоу, которые ведет российский министр культуры. Прежде, признаюсь, у меня было не очень лестное представление о нем. Но передача с его участием изменила отношение к Михаилу Ефимовичу. Чрезвычайно интересным кажется международное обозрение "Сферы". Всегда с любопытством слушаю комментарии его ведущего. Такого материала и так, как на канале "Культура", ни по одному другому каналу не показывают. То, что показывают по другим каналам, смотрится порой как чудовищное мракобесие или психологическое уродство, когда заигрывают со зрителем без уважения к нему. Чего никак не скажешь о канале "Культура". Мне нравится дизайн канала. Не банально, не традиционно, стильно. Жаль, из моих знакомых только я имею возможность смотреть канал "Культура". Обсудить увиденное не с кем.

    

Владимир ЧЕКМАРЕВ, художник:

- О том, что Ростов принимает канал "Культура", услышал случайно в конце ноября. Теперь регулярно с 18 до 24 часов смотрю только его. Правда, жаль, что его прерывает ГТРК "Дон ТР" для трансляции местных телепередач. Нам очень нужен культурный канал. Я по себе и своим друзьям давно ощущал "голод" по телевидению для интеллигентов. И канал "Культура" его восполнил. С большим интересом смотрю то, что касается изобразительного искусства. Люблю быть информированным в том деле, которое называю своей профессией. С особым любопытством смотрю субботние новости. Жаль, что у нас нет возможности видеть все передачи. Недавно смотрел фильм "Окраина". Так ровно в 24 часа его трансляцию оборвали. Я даже не сразу понял, что произошло, не думал, что со мной могут обойтись столь бесцеремонно. Было обидно. Такое отношение к зрителю мне кажется оскорбительным.

    

Вера ВОЛОШИНОВА, журналист:

- "Культура" стала транслироваться в нашем городе с конца прошлого года на дециметровом "35-м" канале. У меня уже есть любимые рубрики. Прежде всего смотрю транслируемые в воскресные дни новости, очень нравится цикл передач Даниила Гранина, передачи, посвященные Петру Первому, сейчас смотрю булгаковский цикл и, конечно, что совершенно потрясающе, рубрику, в которой демонстрируются шедевры мировой кинематографии. Смотрю ток-шоу "Культурная революция".

К сожалению, у нас в регионе все это духовное пиршество ограничено во времени. В 24.00 на той же частоте начинает вещать другой канал. Сейчас модно говорить об упадке культуры, но необходимость в хороших, умных, интеллектуально насыщенных передачах высока. Ощущаю это по своей дочери - студентке Ростовской академии архитектуры и искусства.

    

Светлана НОВИКОВА, руководитель культурно-досугового центра Донской государственной публичной библиотеки:

- Несомненно, канал "Культура" занимает у меня первое место среди предлагаемых нашим телевидением программ. Это канал интеллигентов, людей, настроенных на получение новых знаний, расширение кругозора. Прежде нам его очень не хватало. Но у меня есть и пожелания каналу. Не хватает, на мой взгляд, классических постановок. Я лично испытываю большую ностальгию по ярким личностям. В нашем обществе есть потребность встречаться с людьми-ориентирами, с теми, кого мы называем эталонами нравственности. Остальные каналы нас просто уводят от поиска таких людей. "Культуру" смотрю еще и потому, что смотреть все остальное просто не полезно для психического здоровья. Хорошо, что у ростовчан появилась возможность смотреть этот канал. Пусть и в очень усеченном виде, в ограниченное время.

    

Марина КУКЛИНСКАЯ, заведующая музыкальной частью Ростовского государственного музыкального театра:

- Этот канал должен увеличить время своего транслирования в нашем регионе. А то по воскресеньям невозможно заглядывать в программку. Знаешь, что "Культура" показывает интереснейшие программы, а ты лишена возможности их видеть. Мне бы хотелось, чтобы показывали на канале побольше хороших спектаклей. Не только старых, без которых невозможно воспитание вкуса, но и новых. Ведь сейчас мы лишились прежней возможности видеть современные столичные постановки, ездить в Москву и Петербург на премьеры. Канал "Культура" может восполнить этот пробел.

    

Владимир НЕКРАСОВ, актер Ростовского академического музыкального театра:

- Хотел бы, чтобы появилась рубрика "Новые имена", которая знакомила бы нас, провинциалов, с теми талантами, которые появились на театральном небосклоне России в последние годы. Молодым часто негде реализовать себя. А канал "Культура" смог бы выполнить благородную миссию - помочь молодым себя показать. Недавно приятно был удивлен, увидев Кристиана Цимермана - замечательного пианиста, игру которого слышал лет двадцать, может, назад. Канал "Культура" - это канал тех, кто уважает себя и свою страну. А я убежден, что чем больше у нас в стране будет людей с чувством собственного достоинства, тем меньше будет стрессов, взаимной вражды...

    

Валерий ГЕЛАС, заместитель министра культуры Ростовской области:

- Возвращаюсь с работы поздно. Но первое, что делаю дома, - это настраиваю телевизор на канал "Культура". Только здесь можно услышать хорошую музыку и увидеть, как ее исполняют великие музыканты современности. С удовольствием смотрю передачи, которые ведет наш министр культуры Михаил Ефимович Швыдкой. Многому учусь, узнаю, понимаю благодаря этим передачам.

Петрозаводск

    

Эдуард ПАТЛАЕНКО, композитор:

- Канал стал гораздо лучше, показывает уже не только то, что происходит в Москве. Дизайн, заставки интереснее. Дикторы гораздо лучше ведут программы, правда, они почему-то похожи друг на друга, но это уже не дамы полусвета с нескрываемым снобизмом, как было вначале. Нравится, что нет рекламы, а если есть, то она касается культуры. С интересом смотрю передачи Пиотровского об Эрмитаже, Антоновой о Музее имени Пушкина, но почти не показывают Русский музей. Музыкальные программы смотрю редко - все время одни и те же исполнители, как будто нет, к примеру, питерских оркестров. Уж не говорю о далекой провинции вроде нашей - у нас как будто искусства не существует! Понимаю, на поездки не хватает денег, но канал-то всероссийский...

Новости почти не смотрю - без конца друг друга награждают, каждый банк теперь норовит свою премию учредить...

    

Галина КУДРЯВЦЕВА, школьный библиотекарь:

- Часто включаю "Культуру", чтобы посмотреть хороший фильм. Очень мне нравилась программа "После новостей" - она удовлетворяла голод в общении с интересными людьми. Видела два выпуска новой передачи "Культурная революция", в одном участвовал Жириновский и, как всегда, подмял всех под себя. Поняла, что этот политик - страшный человек... Жаль, что о библиотеках говорят только в связи с чрезвычайными происшествиями, а поговорить есть о чем. Сейчас очень увлеклись компьютерами, но книга есть книга, ее ничто не заменит. Я работаю с детьми и вижу, как необходима познавательная программа для подростков, которая учила бы понимать искусство. Пока канал все же в основном ориентируется на взрослых.

    

Геннадий ЗАЛОГИН, заслуженный артист Карелии, актер театра "Творческая мастерская":

- Канал просто замечательный. Все наши актеры смотрят его передачи. Это как глоток воздуха. Хотелось бы побольше передач о театрах, но не только о московских, ведь мы одно культурное пространство. Тем более что провинции есть что показать. А вот чего не хотелось бы видеть, так это сериалов, которые стали появляться на "Культуре". Сериал вообще враг русского народа! А так смотрим "Культуру" и одну только "Культуру" всей семьей, всем театром.

    

Виктория ЗОРИНА, художница:

- "Культура" - единственный канал, который я смотрю. Здесь все для меня интересно: музыка, кинофильмы, передачи об архитектуре. Весьма интересно оформление, заставки, дизайн самой студии. Из всех новостных каналов отдаю предпочтение новостям "Культуры". Журналы сейчас дороги, а радио не дает столь интересной информации. Считаю, что много внимания уделяется проблемам изобразительного искусства. Люблю "Видеоарт", интересной была "Архитектурная галерея". Много и тепло рассказывают о простых людях из провинции, это греет душу.

    

Анита ДУНКЕРС, научный сотрудник Музея изобразительных искусств:

- Канал интересен тем, что регулярно проводит обзоры новых выставок, а программа "Форма", которой, к сожалению, сейчас не вижу, вообще представляется эталоном телепередачи. Лучший источник информации для меня - "Время новостей". Приятно и то, что и о нас иногда говорят. Например, была когда-то передача о нашем музее, о народном творчестве Карелии. В общем, канал "Культура" в моем понимании - это действительно канал для интеллигенции.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;