Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 7 (7314) 14 - 20 февраля 2002г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Пришла гора к Магомету

Художественные музеи провинции в Третьяковке

Анна ЗЕРНОСЕЛЬСКАЯ


К.Петров-Водкин. "Портрет дочери с глобусом". 1936 г.

Сейчас уже почти никто не путешествует по просторам нашей все менее необъятной родины. Канули в Лету автобусные экскурсии по городам и весям от предприятий, да и в отпуск мы при возможности все больше тянемся на Ривьеру и различные острова. И то сказать - билет до "городу Парижу" стоит столько же, сколько до Красноярска, а поездка на теплоходе по некогда излюбленному маршруту Москва - Астрахань обходится даже дороже, чем круиз по Нилу, при этом сервис у нас, сами понимаете, среднеевропейским не назовешь. Вот и живем, мало интересуясь и плохо представляя, что за художественные богатства находятся во владениях соседнего губернатора. Литературные места да две крупнейшие картинные галереи, Саратовскую и Пермскую, еще худо-бедно помним, а что там дальше - в Тамбове, Архангельске, Пензе...

Замечательной попыткой заполнить белые пятна в нашем знании о сокровищах "Золотой карты России" и стал грандиозный, один из лучших за последнее время выставочный проект Третьяковской галереи, принимающей уже второй год под крышей Инженерного корпуса в Лаврушинском переулке экспозиции провинциальных художественных музеев. Открывшаяся на прошлой неделе четырнадцатая по счету выставка этого проекта представила для обозрения столичной публики "Русскую живопись XVIII - первой трети ХХ веков" из собрания Пензенской областной картинной галереи имени К.А.Савицкого.

Едва войдя в экспозиционный зал, ловишь себя на мысли, что все наши хорошие картинные галереи похожи друг на друга, как толстовские счастливые семьи. И по истории формирования, и по коллекции, во всяком случае старой ее части. Основанные во второй половине XIX века благодаря дару или завещанию некоего просвещенного местного мецената, все они состояли сперва из его домашней коллекции картин - как правило, собранной в равных пропорциях из произведений европейских и русских художников-академистов, а затем активно пополнялись портретами неизвестных моделей, созданных неизвестными мастерами, утратившими свои имена в процессе национализации и передачи в музей вещей из окрестных имений. В результате типичный джентльменский набор старого русского искусства: очередной эскиз, авторское повторение, список или копия портрета Екатерины II Левицкого, пара работ Рокотова, Боровиковского или Венецианова, итальянские пейзажи пенсионеров первой половины XIX столетия, наконец, непременные Айвазовский и Шишкин, с десяток работ передвижников, да одно-два полотна Серова, Левитана или Коровина. А вот уже дальше возможны варианты, связанные с наличием или отсутствием великих земляков. Например, Красноярску повезло - родился в городе на Енисее художник В.И.Суриков, и небогатая, унылая сибирская художественная коллекция приобрела свою уникальную черту. Орлу повезло меньше: великих писателей нечерноземная земля рождала сколько угодно - от Тургенева и Лескова до Бунина и Зайцева, а вот с живописцами не задалось. В итоге и художественный музей ничем не примечателен. Пенза в этом смысле относится к городам-счастливцам. И Лермонтов в прославленных земляках числится, и галерея хранит редкие работы не одного, а нескольких замечательных художников - уроженцев края.

Нынешнее почти двенадцатитысячное собрание художественного музея Пензы складывалось вполне традиционно. В 1891 году в город с визитом прибыл славный путешественник и сенатор П.П.Семенов-Тян-Шанский. Целью этого визита было оглашение городским властям последней воли бывшего пензенского генерал-губернатора Н.Д.Селиверстова, завещавшего в дар малой родине "прекрасную коллекцию картин, свою библиотеку и свыше 500 тысяч рублей на предмет покупки дома и учреждения в нем рисовальной школы". Рисовальную школу выстроили, а более чем двести картин Селиверстова стали основой для организованной вскоре картинной галереи его имени. Уже на следующий, 1892 год в ней была устроена выставка Товарищества передвижников, где экспонировались работы Сурикова, Поленова, Ярошенко, Мясоедова и других, а еще через шесть лет на пост директора галереи был назначен известный художник-передвижник К.А.Савицкий, много способствовавший пополнению собрания. В ответ на его многочисленные письма соратникам по Товариществу пензенскому музею было подарено около 20 картин и этюдов выдающихся представителей этого направления. Часть из них показана на нынешней выставке. Однако если с работами Маковского и Поленова столичный любитель искусств хорошо знаком, то полотна самого Савицкого, коих в фондах пензенского музея немало, видеть практически не доводилось. Среди них подаренный художником музею "Инок" - символический образ размышляющего о своем месте в жизни человека и фрагментарно сохранившееся полотно "Не сошлись характерами", приобретенное музеем в 1976 году у сына мастера. По мнению исследователей, темой этой картины стал получивший огласку развод И.Е.Репина с его первой женой. Возможно, работу разрезал сам Савицкий (на представленном фрагменте изображена плачущая молодая женщина с ребенком на руках), желая избежать лишних толков. Моделями персонажей дошедшей до нас части композиции послужили супруга и сын художника. Картина стала последней крупной работой живописца.

Интересны и другие монографические разделы представленных на выставке пензенских достопримечательностей: известного художника-портретиста второй половины XIX века И.К.Макарова, которого современники считали достойным продолжателем традиций Брюллова, и самобытного русского живописца и преподавателя местного художественного училища И.С.Горюшкина-Сорокопудова. Пензенский музей, обладающий самой большой в стране коллекцией произведений последнего, привез в Третьяковку в основном историко-бытовые картины этого колоритного мастера: "Базарный день в старом городе", "Поцелуй", "На монастырском подворье" (именовавшаяся в советское время "Из культа прошлого"), хотя декоративная нарядность его полотен нашла характерное выражение и в постреволюционных творениях, например, в большом холсте "Похороны Ленина", к сожалению оставшемся дома, в особняке галереи. Живопись начала ХХ века вообще оказалась представлена исключительно художниками левого крыла. Зато такими, что их работы привлекли едва ли не самое большое внимание посетителей. Петров-Водкин, Гончарова, Фальк и прежде всего, конечно, еще один пензенец, А.В.Лентулов. Свое художественное образование знаменитый бубнововалетовец начал в родном городе в той самой Рисовальной школе, выстроенной на средства Селиверстова, которой на рубеже веков руководил Савицкий. Из сорока разнообразных работ Лентулова, имеющихся в музее, в Москве представлено одиннадцать, среди которых и замечательный портрет Н.А.Соловьева, написанный не без влияния импрессионизма и стоящий особняком в творческом наследии художника (кстати, другие его редкие работы можно увидеть на проходящей параллельно

выставке "Бубнового валета" ).

Таким образом, уже сама возможность "посетить" хотя бы избранные места из пензенского художественного собрания в наше время представляется почти уникальной, а масштабная акция Третьяковской галереи в целом позволяет если не всей горе провинциальной художественной культуры двинуться навстречу столичному Магомету, то хотя бы ее отдельным добротным "высокохудожественным" валунам докатиться до московского зрителя. Визит музея из Пензы уже четырнадцатый в череде российских художественных выставок, следующий ожидается в апреле с земли Владимиро-Суздальской. А что может быть лучше, чем представившийся шанс посмотреть сокровища российской провинции дома, ведь отдыхать-то все равно поедем, кто на близлежащий садовый участок, кто к берегам Туретчины...

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;